Окунуться в концептуальный проект: реальный кейс для студентов курса «Дизайнер интерактивных медиа»

Окунуться в концептуальный проект: реальный кейс для студентов курса «Дизайнер интерактивных медиа»

Интерактивные медиа — удивительное направление дизайна, которое соединяет реальный и виртуальный мир. Учиться ему лучше на практике, и у студентов Contented есть такая возможность. Посмотрите, какую инсталляцию они создали на Signal Festival в команде с экспертами индустрии.

Signal Festival

Электронный фестиваль Signal проходит с 18 по 21 августа в арт-парке Никола-Ленивец, на территории Национального парка «Угра», внесенного ЮНЕСКО в резерв биосферы Земли. 

Событие объединяет тех, кто хочет выйти за пределы мегаполиса и оказаться в идеальном мире, который находится «за горизонтом», — во имя музыки, искусства, любви.

Коллаборация. Мы вместе с командой Signal решили, что это идеальный повод для наших студентов окунуться:

  • в полноценный концептуальный проект; 
  • настоящую коллаборацию. 

Работа в сотворчестве — базовый софт-скилл для художника. Это возможность не просто подумать над формой, но и заключить в нее глубокий смысл. Почувствовать, что такое интерактивные медиа, на реальной локации. Ориентироваться на человека, который будет взаимодействовать с объектом. Зрелищность — лишь способ донести концепт и привлечь как можно больше участников.

Концепция инсталляции УЗЫ / СУПЕРПОЗИЦИЯ

Концепция. Инсталляция заключает в себе метафору: изменить мир можно даже вдвоем — если действовать вместе. Слово «узы» идеально описывает нашу реальность. Люди связаны узами: между собой, с предметами, природой и окружающей средой. Все живые и неживые объекты объединены в динамичную и децентрализованную макросистему. 

Безусловно, каждый сам решает, как ему действовать. И в то же время мы взаимодействуем с другими элементами системы:

  • созидаем;
  • разрушаем;
  • моделируем.

Осознанно или нет, но все эти действия всегда коллективные.

Одновременная автономия и тотальная коллаборация каждого из нас значит многое:

  • любое взаимодействие отражается на системе целиком;
  • рычаги влияния доступны каждому;
  • суперпозиция — не привилегия, а данность.

Инсталляция вдохновляет вас на взаимодействие между собой и с миром. Это не просто зрелищная интерактивная конструкция, а полноценное художественное высказывание.

Механика. В основе инсталляции — цепочка светодиодных стиков, которые соединены в сеть программируемого света. По сторонам от цепочки находятся две стойки со встроенными датчиками пульса. Интерфейс интуитивный: нужно приложить руку туда, где светится ладонь, чтобы запустить цепочку. Свет вибрирует в такт пульсу. В любой момент другой участник может подойти и запустить ответное движение. Активируется еще один отрезок инсталляции. Это воплощенная метафора взаимодействия всех со всеми.

Реализация концепции. Над проектом работала большая команда из студентов и выпускников курса «Профессия дизайнер интерактивных медиа» под руководством Ильи Рыжкова. Весь цикл — от брейнштормов до продакшна — занял меньше месяца:

  • 2 недели на разработку;
  • 2 недели на предпродакшн;
  • 12 часов на монтаж.

Мы создали первый в России онлайн-курс для дизайнеров интерактивных медиа. Когда мы его запустили, медиаарт уже был актуален, и было очевидно, что эта ниша будет развиваться. Сейчас мы не представляем себе обучение профессии без возможности тут же применять знания на практике.

previous arrowprevious arrow
Устанавливаем и проверяем инсталляцию
Устанавливаем и проверяем инсталляцию
Устанавливаем и проверяем инсталляцию
Устанавливаем и проверяем инсталляцию
next arrownext arrow
 

Почему важно работать с реальными задачами

Илья Рыжков

фаундер и арт-директор студии Lunapark

куратор направления интерактивных медиа

К реальным задачам более внимательно относишься: есть конкретная задача и конкретные сроки, в которые нужно ее выполнить. Важно соблюдать тайминг и последовательность этапов проекта. Лучше учишься распределять время и силы, прогнозировать, как и что можно сделать быстрее. 

В реальных проектах нет возможности отложить «на потом». Нужно сделать к определенному дню. В таком режиме лучше концентрируешься на конкретных задачах и стараешься быстрее их закрывать.

Заметил две сложности, с которыми сталкиваются студенты: 

1. Представить проект в реальном масштабе. Одно дело — нарисовать в 3D, другое — осознать, как проект будет работать на реальной площадке. Именно поэтому так важно учиться на практике.

2. Сделать схему коммутации всех устройств: световых приборов, датчиков, источников питания и сигнала. И прикинуть схему в пространстве. 

Это влияет на общее понимание, как все работает в пространстве, как с системой взаимодействует пользователь и как система откликается на его действия.

Инструменты и опыт студентов

Обычно когда спрашивают про инструменты, принято говорить про железо, контроллеры, провода и софт. Главный ресурс, который мы использовали на этом проекте, — все-таки люди. Все разные, и это здорово. Проект позволил каждому быть идеальной частью огромного механизма. И тут, словно в самой философии искусства новых медиа, человеческий разум, тепло рук вплелись в механику и в строки компьютерного кода.

Инсталляция символизирует связь, и это заложено внутри нее. Но если мы будем говорить про механику сухим языком, то в первую очередь это светодиоды, датчики пульса, и все это завязано на ArtNet-контроллере (применяют в системах освещения, когда нужно управлять большим количеством DMX-устройств), Touch Designer (визуальный язык программирования для интерактивного мультимедийного контента в реальном времени, его используют для создания фиксированных медиаработ, перформансов, инсталляций).

Особенно ценен опыт. Возможность буквально руками прикоснуться к этому огромному проекту, который по сути стирает все границы между привычными человеческими условностями, оставляя лишь творчество, завязанное на современных технологиях.

Еще один плюс — возможность побыть на одной площадке с мастодонтами индустрии, вдохновиться. И поделиться своими знаниями с другими, потому что отдавать — это важная часть любого опыта, особенно в нашей профессии.

previous arrowprevious arrow
Инсталляция в работе
Инсталляция в работе
Инсталляция в работе
Инсталляция в работе
next arrownext arrow
 

Софья Морозикова

арт-директор и моушн-дизайнер Morsonik Studio
студентка курса «Профессия дизайнер интерактивных медиа»

автор курса «Профессия моушн-дизайнер с нуля до ПРО»

Я только начинаю учиться по специальности «Дизайнер интерактивных медиа» и сейчас осваиваю технические нюансы на курсе. В проект меня пригласили на этапе брейншторма, когда мы придумывали идею, концепт инсталляции. Я предложила несколько идей, вариантов, делала эскизы, скетчи, как могут выглядеть инсталляции и какое содержание они будут в себе нести.

Инструменты. Я рисую в Procreate на планшете. Удобно делать эскизы, можно использовать дистанционно. Например, где-то в дороге набрасывать скетчи и реализовывать идеи инсталляции, фиксировать, как в творческом блокноте.
Особенно ценный опыт. Мне было интересно послушать ребят, которые уже создавали инсталляции и работают как арт-директоры. Было интересно наблюдать, как с технической точки зрения идея воплощается в реальности. Как концепт, который мы выбрали, можно докрутить и встроить в те ограничения, которые существуют: бюджет, местоположение, которое нам выделили. Я внимательно смотрела, как ребята создают смету, находят инструменты и общаются друг с другом.

Для меня возможность принять участие в фестивале Signal в составе команды Contented стала огромным сюрпризом и лучшей новостью этого лета. Кураторы быстро собрали прекрасную команду из разных ребят, каждый из которых — специалист в своей области, но также готов участвовать в обсуждениях и вносить свой вклад в общее дело.

Посмотрите также

Идея инсталляции родилась на наших глазах в ходе пары Zoom-конференций, а еще за пару недель были доработаны все художественные и технические тонкости.

Лично мне концепция очень отзывается. Узы — это про соединение людей, несмотря на преграды и расстояния, про то, что два человека могут создать волшебство и красоту, которую невозможно создать в одиночку. Для меня это волшебство началось с работы в команде Contented, а на фестивале достигло своего апогея.

previous arrowprevious arrow
Гости фестиваля возле инсталляции
Гости фестиваля возле инсталляции
Гости фестиваля возле инсталляции
next arrownext arrow
 

Моя задача на проекте — создать стенды для пульсометров — объектов, с которыми будут взаимодействовать конечные пользователи. Я много работаю с акриловым пластиком, дихроической пленкой и умным светом, поэтому предложил создать объекты из этих материалов. Стойки не просто выполняют свою функциональную задачу, но и завораживают сами по себе. 

Опыт, который я получил во время обучения на курсе Contented, мне очень пригодился. Для стоек я изготавливал детали при помощи лазерной резки, использовал микроконтроллеры и датчики, а также немного программирования. Хотя всю основную часть программирования инсталляции делали уже другие участники команды.

Медиа Contented
Добавить комментарий