Выбор программного обеспечения
Егор Петров
Город:
Санкт-Петербург
Образование:
колледж ГУАП, среднее профессиональное образование по специальности «Реклама»
Место работы:
фриланс
Курс Contented:
3D-artist от нуля до ПРО
Выбор программы — основной шаг для художников и аниматоров. Программа влияет на качество и скорость работы. Ниже рассмотрим популярные программы, их особенности и области применения.
Blender
Бесплатная программа с набором инструментов для 3D-моделирования и анимации. Функциональность программы охватывает весь цикл создания 3D-контента, от сбора отдельных деталей (фото объектов, поз, движений и образов) до финального проекта. Применяется в киноиндустрии, игровой разработке и архитектурной визуализации.
У Blender большое сообщество: форумы, обучающие ресурсы и курсы. Оно облегчает процесс обучения, а общение в сообществе решает возникающие вопросы.
А еще у Blender мощные движки для рендеринга, Cycles и Eevee. Cycles — рендеринг с трассировкой лучей для реалистичного освещения. Eevee — «ускоритель», который основан на растеризации, переводе векторных файлов в пиксели для вывода на экран компьютера.
В последних обновлениях Blender поддерживает инструменты для контента в виртуальной реальности. Для работы нужен VR-шлем.
Читайте также:
Motion Tracking в After Effects
Autodesk Maya
Профессиональный софт для 3D-анимации и моделирования в киноиндустрии и игровой разработке. Есть бесплатный пробный период. Годовая подписка стоит 180 700 рублей.
Программа поддерживает полигональное и поверхностное моделирование. Первое направление подходит для 3D-графики, второе — для промышленного дизайна. В основе полигонального моделирования лежат полигоны — элементы в виде треугольника или четырехугольника в трехмерной системе координат.
профессия 3D artist
18 месяцев
профессия 3D artist
Получите реальный опыт создания уникальных 3D-миров — для игр, рекламы, IT
В поверхностном моделировании автор для построения объектов и фигур использует геометрические линии.
Autodesk создал программу 3ds Max, с упором на архитектурную визуализацию. Годовая подписка идентична стоимости Autodesk Maya — 180 700 рублей.
Cinema 4D
Еще одна программа с инструментами 3D-моделирования, рендеринга и скульптинга — метода постепенной сборки персонажа или объекта через наслаивание элементов и текстур. Доступна интеграция с другими пакетами программного обеспечения (например, Adobe After Effects). Работу с программой контролирует приложение Maxon App, которое следит за обновлениями и собирает в одном месте все возможности продукта: базовые функции для моделирования, плагины и видеоуроки.
Подробнее о программе Cinema 4D рассказали в обзорной статье, там же можно узнать тарифы на подписку.
ZBrush
Программа для сборки цифровых моделей и скульптур с проработкой мелких деталей. В интерфейсе «слепите» внешний вид персонажа, его мимику и жесты. ZBrush подходит для рисования игровых персонажей, подготовки моделей к 3D-печати и доработки 3D-сканов.
Houdini
Программа для разработки визуальных эффектов и процедурного моделирования — автоматического создания игрового контента с помощью алгоритмов. Доступна бесплатная версия Houdini Apprentice для некоммерческого использования и обучения.
Все действия в проекте соединяются между собой нодами. Они выполняют свои функции на каждом этапе моделирования, легко удаляются и заменяются другими. Благодаря нодам вы создадите подробный ландшафт, сложную графику городов или зданий. Houdini подходит и для проработки сцен боев, пожаров, разрушений, где предметы падают, горят и ломаются на мелкие части.
Егор Петров, студент курса 3D artist от нуля до ПРО в Contented:
В основном я работаю в Blender и Cinema 4D, так как их функции идеально подходят для создания анимации и разных визуальных эффектов. Blender — моя основная программа с удобным доступом и приятным сообществом. Существует множество плагинов, которые упрощают работу над риггингом и другими аспектами 3D-моделирования.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться
Создание моделей
3D-модели используют для визуализации в медицине, видеоиграх, кино и анимации, архитектуре и дизайне, искусстве, инженерии и рекламе. После того как выбрали программу, направление и написали сценарий своей анимации, начинайте собирать 3D-модель с нуля или на базе существующих объектов. Сначала нарисуйте сам предмет. Постепенно добавляйте текстуру, освещение и детали, которые прибавят сцене реалистичность.
Начните с простых геометрических форм: кубов, сфер и цилиндров. Так набьете руку на базовых действиях.
Используйте инструменты перемещения, вращения и масштабирования, чтобы изменить форму предметов. При переходе от простых форм к сложным изучите разделение и слияние. Обучитесь UV-развертке — методу проецирования изображения на грани 3D-модели. Это нужно для того, чтобы все детали объекта имели четкую текстуру.
Помните, что свет создает атмосферу. Экспериментируйте с разными типами освещения — точечным, направленным, окружающим.
Пробуйте доступные методы моделирования:
- Реверс-инжиниринг, или обратное проектирование. Этот способ подходит для доработки 3D-модели, если у вас уже есть готовый объект. Используйте 3D-сканер для захвата формы и текстуры объекта, а потом импортируйте данные в программу и подробно изучите их.
- Фотограмметрия. Метод для достижения реалистичности объектов в проекте. Например, вы создаете 3D-модель офисного здания. Сфотографируйте или поищите в интернете изображения бизнес-центров в разных ракурсах и через программу соберите из них 3D-модель.
- Игровые движки. Продвинутый метод — изучение игровых движков Unity и Unreal Engine, в которых есть инструменты для создания 2D- и 3D-моделей в играх. 2D-игры для мобильных и веб-платформ разработчики создают на Unity с помощью языка C#, а вот 3D-проекты с красивой и реалистичной графикой для ПК собирают в Unreal Engine.
Егор Петров, студент курса 3D artist от нуля до ПРО в Contented:
Есть «три кита» 3D-моделирования: свет, геометрия и текстуры — это основа любой качественной 3D-сцены, не только анимации. Есть и «четвертый кит» — камера. Старайтесь использовать камеру, максимально приближенную к реальной, с учетом фокусного расстояния, выдержки и экспозиции. Не бойтесь экспериментов — иногда легкие промахи с фокусом и экспозицией делают сцену более естественной и реалистичной.
Смотрите и разбирайте сцены из кино и анимационных фильмов, анализируйте их движения, постановку кадра и работу камеры. Не забывайте про свет, а еще про саунд-дизайн — это одна из важных вещей в анимации. Если проект подразумевает воспроизведение со звуком, никогда не забывайте про него, так как анимацию можно не только видеть, но и чувствовать. В звук можно заложить действие или настроение, подчеркнуть их важность в определенный момент. Звук — очень важный фактор для создания или передачи эмоций, ведь именно ради этого создается анимация.
Риггинг
Персонажи не статичны: они ходят, едят, зевают, ложатся в кровать и совершают еще множество действий, так же как и люди в реальности. С помощью риггинга вы создаете скелет 3D-моделей, который потом анимируете. Риг — набор виртуальных суставов и костей. Движения добавляются постепенно:
- Отрисуйте структуру скелета. Определите, как модель двигается, что контролирует каждая кость. Например, если персонаж поднимает руку, то локоть двигается вместе с ней.
- Привяжите модель к скелету и назначьте контроллеры, которые будут управлять движением персонажа. В играх контроллеры — это стрелки или кнопки, которые прописаны в руководстве.
- Добавьте ограничения на движение костей. Например, установите запрет на вращение рук персонажа больше чем на 180 градусов.
Риггинг влияет на реалистичность и динамику анимации, поэтому тщательно выбирайте пропорции персонажей и тестируйте их действия на каждом этапе.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться
Анимирование
Анимирование в мультипликации и кино начинают с важных основ — первой и последней позы героя. Дальше прорисовывают все промежуточные действия. Если есть раскадровка, она сильно облегчит процесс анимирования, поскольку вы понимаете, что происходит в каждой сцене, как себя ведут персонажи и как они двигаются.
В мультипликации частота кадров чаще всего варьируется от 12 до 30 в секунду. Плавность движения зависит от количества кадров в секунду — чем их больше, тем гармоничнее двигается персонаж.
В кино для сцен применяют захват движения (Motion Capture): на тело или лицо актера ставятся датчики, которые фиксируют мельчайшие активности и пластику. Все собранные данные обрабатывают специалисты анимации и компьютерной графики, а потом создают максимально реалистичную картинку в кадре.
Так, Танос из фантастических фильмов «Марвел» — продукт симбиоза актера Джоша Бролина и большой группы специалистов по графике. Работы с персонажем проходили в специальной комнате со множеством камер, и в каждой сцене специалисты следили за тем, чтобы поведение 3D-модели идеально совпадало с актерскими дублями. Одна из самых сложных задач для актера — помнить про вес своего героя и двигаться в кадре согласно его параметрам.
Освещение
Освещение создает реалистичную картинку в анимации, подчеркивает детали и передает атмосферу. Рассмотрим основные типы освещения в 3D-графике:
- Точечное освещение (Point light). Здесь лучи света расходятся во всех направлениях, а ближайшие к свету объекты выглядят ярче, чем удаленные от него. Источники света: свеча, гирлянда, ночник.
- Направленный свет (Directional light). При данном освещении объекты одинаково яркие, а вот источник света находится далеко от них. Подходит для имитации солнечного или лунного света.
- Прожектор (Spotlight}. Тип освещения имитирует фары, уличные фонари или лампы для чтения. Свет конусообразный, его центр самый яркий, а края более тусклые.
- Окружающий свет (Ambient light). Мягкий источник света, где лучи идут в разные стороны. Имитирует основное освещение в помещении, часто состоит из нескольких ламп.
- Рассеянный свет (Diffuse light). Подходит для имитации высокого искусственного освещения над объектами.
- Зеркальный свет (Specular light). Он создает блики, которые отражаются от блестящих поверхностей.
При постановке освещения в кадре соблюдайте три параметра: интенсивность, цвет и тени. Находите баланс освещения, оттенков и мягкости теней — не пересвечивайте картинку, но и не делайте ее слишком холодной и темной.
Егор Петров, студент курса 3D artist от нуля до ПРО в Contented:
На мой взгляд, свет — это один из «трех китов» 3D-иллюстрации и анимации, ведь все, что мы видим, — это свет, отраженный от объектов. Грамотно выставленный свет оживляет простую сцену, тогда как его неправильное использование испортит шедевр моделирования и анимации.
Один из моих последних любимых лайфхаков связан не только с анимацией персонажа, но и с композицией в целом. De-lighting — это метод удаления освещения из сцены для VFX. С ним легче добавлять нужные элементы без дополнительного композитинга.
Рендеринг
Рендеринг в 3D — это процесс преобразования трехмерной модели в двухмерную анимацию на экране. После рендеринга вы получите почти готовый вариант своего проекта. Есть несколько техник рендеринга, задача которых — создать изображение через правильное распределение пучков света по объекту. Изучим их подробнее.
- Растеризация. Процесс, при котором каждый полигон превращается в пиксели. Потом система освещает, окрашивает и текстурирует их.
- Лучевое литье (рейкастинг). Если объекты накладываются друг на друга, растеризация искажает изображение. На помощь приходит лучевое литье, в котором каждый пиксель в сцене имеет свой виртуальный луч.
- Трассировка лучей. Но и лучевое литье несовершенно — оно не всегда верно показывает тени и отражения. В трассировке лучей система считывает эти параметры и расставляет тени, преломления и отражения туда, где это необходимо.
- Уравнение рендеринга. Основная его цель — предсказать цвет каждого пикселя изображения на основе свойств источников света, материалов объектов и их геометрии.
Рендеринг занимает от пары секунд до нескольких часов в зависимости от сложности сцены, выбранных эффектов и качества изображения.
Постпродакшен
После рендеринга наступает этап постпродакшена, где вы улучшаете качество изображения, добавляете спецэффекты и финально тестируете проект. Рассмотрим основные элементы постпродакшена в 3D:
- Композитинг. Соберите отрендеренных персонажей, фоны и эффекты в финальную анимацию. Удалите ненужные объекты, доработайте движения и переходы — сделайте их плавными и исправьте ошибки при наличии.
- Настройте яркость, контрастность, фильтры и цветовой баланс.
- Добавьте визуальные эффекты (VFX) на уже готовый кадр. В них входит все, что нужно для усиления динамики сцен: спецэффекты, дым, огонь, дождь или снег.
- Проверьте, что звуковые эффекты совпадают с картинкой.
- Финально протестируйте проект, изучите каждый кадр на предмет ошибок и несовпадений.
Егор Петров, студент курса 3D artist от нуля до ПРО в Contented:
Постпродакшен играет важную роль в рекламе и видеоконтенте, так как не всегда есть возможность снимать на месте с нужным объектом или человеком. В одном из моих проектов для фудхолла я активно использовал постпродакшен: клинап видео, замена объектов в сцене и добавление VFX сделали финальный результат эффектным и динамичным.
Главное о 3D-анимации
- Для работы с 3D-анимацией выберите одну из представленных на рынке программ, например Blender, Autodesk Maya или 3ds Max, Cinema 4D, игровые движки Unreal Engine и Unity.
- Смоделируйте 3D-объекты, которые используете в анимации, — персонажей, их дома, город, в котором они живут, и так далее. Добавьте им текстуры, прорисуйте материалы, из которых сделаны их дома и одежда.
- Настройте источники света для каждой сцены.
- Создайте скелет каждого персонажа с помощью инструментов риггинга.
- Приступайте к анимации. Проработайте движения объектов в кадре, поставьте их на свои позиции и убедитесь, что анимация выглядит реалистично и не противоречит законам физики (если такое не предусмотрено в сценарии).
- Преобразуйте свою трехмерную модель в двухмерную анимацию на экране с помощью рендеринга.
- Добавьте композитинг и спецэффекты на постпродакшене, сделайте цветокоррекцию и финально протестируйте проект перед экспортом.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться