пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

От провала к триумфу: как смена концепции принесла студентам победу

От провала к триумфу: как смена концепции принесла студентам победу
20 марта, 2025
8 мин

Издательство АСТ — одна из крупнейших российских компаний-книгоиздателей, которые активно экспериментируют с цифровыми проектами. В рамках хакатона студенты Contented разработали промосайт к серии «Самая удивительная книга с объемными картинками» и заняли первое место. В этом материале вместе со студенткой Екатериной Поповой разбираемся, как команда успела поменять концепцию на полпути, создать трехмерный дизайн и получить высокие оценки жюри. 

Как все начиналось: от идеи заказчика к нашей концепции

Екатерина Попова

29 лет

Город:
Иркутск

Образование:
высшее, бакалавр по направлению
«Художественная обработка материалов»

Место работы:
ООО «Яндекс Крауд», веб-дизайнер

Курс в Contented:
Профессия UX/UI дизайнер от нуля до ПРО

Когда я услышала о задаче на хакатоне, сразу поняла: это будет интересный, но непростой кейс. Наш заказчик, издательство АСТ, хотел, чтобы мы создали промосайт для подарочных книг с объемными картинками. Нужно было не просто заявить о серии, а привлечь к ней внимание родителей и детей. 

как выглядит книга
Книга «Алиса в Стране чудес» от издательства АСТ. Источник

Когда изучала бриф, поняла, что это не просто обычные книги, а именно дорогие подарочные издания. Это значит, родителям надо объяснить, почему эта книга стоит своих денег, а детям — показать, что она интересная и необычная. 

Сложность в том, что в наше время книги конкурируют с мультфильмами и играми, поэтому мы должны были превратить сам сайт в интерактивное пространство, которое хочется изучать.

цели и задачи проекта

В нашей команде было больше двадцати человек с разным жизненным опытом: все студенты, но кто-то только еще учится, а кто-то уже закончил учебу. Это дало возможность взглянуть на задачу с разных сторон.

Сначала подумали: а что было бы интересно нам как аудитории. Особенно полезным оказался опыт тех, у кого есть дети. Например, у одной из наших участниц трое детей, у меня есть четырехлетний ребенок. Обсуждали, на что обращают внимание родители, когда выбирают книгу, что нравилось нам в детстве, а что нравится современным детям.

А еще провели конкурентный анализ: смотрели сайты других издательств, книжных серий, магазинов, игровых порталов. Нам было важно не просто сделать красивый сайт, а найти, чем зацепить пользователя.

исследование целевой аудитории
Целевая аудитория, на которую ориентировались на хакатоне

«Первая идея оказалась провалом. Нас просто разнесли на разборе»

Изначально мы хотели сделать сайт в винтажном стиле: приглушенные кофейные тона, виньетки, антикварные элементы, отсылки к классическим библиотекам. Нам казалось, что это добавит уюта и статуса, подчеркнет ценность книги. 

Однако на первой встрече с ментором выяснилось, что винтажный стиль ассоциируется со скучной библиотекой и отпугивает детей. Например, те, кто успел взглянуть на макеты, говорили, что сайт выглядит «слишком взрослым» и «не для игры». Это убедило нас в том, что нужно срочно менять концепцию.

информация о книге
Сбор информации о каждой книге

Пришлось менять концепцию на ходу. Решили ориентироваться на светлые тона, яркие акценты и более современный стиль. С самого начала была идея передать ощущение глубины: раз в книгах есть объемные изображения, значит, и сайт должен производить похожий эффект. 

подборка шрифтов
Поиск шрифтов для проекта

Так и появилась идея сделать дизайн в стиле paper cut — это техника, где изображения накладываются друг на друга и создают трехмерный коллаж. 

главная страница сайта
Главная страница сайта для АСТ

В итоге использовали этот прием повсюду: на общих фонах и в деталях страниц. Это помогло создать чувство погружения в тот же сказочный мир, который видят читатели, когда открывают книгу.

страница сайта
Пример страницы на сайте с техникой paper cut

Как распределялись роли в команде

В команде изначально было 22 человека: дизайнеры, иллюстраторы, 3D- и моушен-художники, тестировщики, фронтенд- и бэкенд-разработчики. В процессе трое ушли, что в крупных проектах случается нередко. Я была тимлидом, и моя задача заключалась в том, чтобы наладить процессы и поддерживать моральный дух. В большой команде бывает, что люди теряются: не понимают, что конкретно должны делать, не успевают вникнуть или боятся задавать вопросы.

При этом я считаю, что ребята должны самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Они умели организовывать себя, и мне хотелось, чтобы они сами находили решения — ведь то, что пробуешь на практике, запоминаешь лучше всего. Конечно, это не значит, что я полностью сняла с себя обязанности лидера — я контролировала процесс, общалась с участниками, рассказывала, как обстоят дела. 

Для работы над проектом мы разбились на подгруппы по направлениям. В каждой были свои лидеры, которые распределяли задачи внутри мини-команды. Я в первую очередь следила, чтобы все процессы шли синхронно. Например, дизайнеры должны были вовремя сдавать макеты, чтобы разработчики не сидели без дела. У нас были созвоны, где мы синхронизировались, обсуждали прогресс, и я выясняла, кто чем занят.

Дополнительная сложность была в том, что все находились в разных регионах. У меня, например, +5 часов к Москве. Кто-то жил в Новосибирске, кто-то даже в Италии или Арабских Эмиратах. Нужно было находить общее время, когда все могут собраться.

«Мы успели сделать только главную страницу и админ-панель»

Хакатон длился месяц. Первая встреча с ментором прошла только на второй неделе. Именно тогда он сказал, что наш винтажный стиль не подходит. Мы почти полмесяца потратили впустую. 

В первую неделю разработчики были просто без работы. Потом команда дизайнеров срочно переделала визуальный стиль, за пару дней сделала основу дизайна в стиле paper cut — и пришла их очередь. Фронтенд и бэкенд начали верстать страницы и настраивать логику сайта. Дедлайны были жесткими.

В итоге мы успели сделать главную страницу в обычном и сезонном варианте, базовую структуру и даже админ-панель, но на все остальное банально не хватило времени. 

сезонная версия сайта
Сезонная версия сайта

Еще была задумка разместить видео на главной странице: пользователь заходит, и тут же начинается ролик, где Алиса проваливается в кроличью нору. Но встал вопрос: «Как встроить это видео на главной, чтобы оно круто смотрелось и на компьютере, и на телефоне?» — спросил один из наших разработчиков. 

Мы решили, что нужно сделать две версии: под десктоп и мобильные устройства. То же самое применили и к анимации: вместо реакции на скролл выбрали автовоспроизведение раз в несколько секунд, чтобы не перегружать сайт.

Но, как я уже сказала, мы не успели собрать все страницы. Рассчитывали, что сможем доработать все на стажировке, но в АСТ сказали, что бюджетов сейчас нет. 

«У вас европейский дизайн»: как прошла защита 

Когда наступил момент защиты, я сильно волновалась за всю команду и особенно за Надю, которая выступала. У нас случилось несколько форс-мажоров буквально перед самой защитой: за полчаса до начала нужно было внести правки в презентацию, изменить кое-что в видеоролике. Спойлер: мы справились.

Защита проходила онлайн. Надя поставила на задний фон заставку с дизайном нашего сайта. Это помогло погрузить жюри в атмосферу проекта. Заказчики и менторы отметили, что мы продумали визуал до мелочей. 

Особых вопросов не было, только предложили сделать кнопки покупки более заметными. Так пользователь обратит внимание и перейдет на сайт, где продается книга.

призыв к действию на сайте
Призыв к действию на сайте

Фотографии авторов тоже попросили привести к единому стилю. В остальном сказали много приятных слов и похвалили за «европейский, чистый дизайн».

слайд с авторами
Информация об авторах

На хакатоне выступало много сильных команд, и каждая предлагала что-то особенное. Например, одна команда показала лендинг в виде огромного дерева с дуплом: пользователь словно «заходил» внутрь ствола и переходил в новые разделы, исследуя их, как в сказочном пространстве. Это решение было впечатляющим, но, как выяснилось, дорогим и тяжелым. Особенно для смартфона.

Мы же сделали ставку на яркие иллюстрации и анимацию в стиле бумажных коллажей. Такие коллажи создавали ощущение глубины, но при этом легко адаптировались под любой формат экрана. 

Именно за счет такой универсальности и живости наш проект выделился. Плюс этот визуальный стиль можно было легко масштабировать на разные форматы: афиши, баннеры, сувенирную продукцию, стикеры в мессенджерах.

Такая адаптивность дизайна сильно понравилась заказчикам, потому что это дает возможность вписать его в маркетинговые активности. 

Почему гибкость важнее первоначального плана: уроки от проекта АСТ 

Этот хакатон научил меня, что не всегда все идет по плану. В голове рисуешь красивую картинку, а на деле получается, что к середине срока стоишь у разбитого корыта и начинаешь все сначала. Важно уметь быстро меняться, собирать себя и команду заново.

Я не в первый раз работала с реальным брендом и уже участвовала в двух мегахакатонах от Skillfactory. Но впервые я была тимлидом такой большой команды. Нужно было не просто творить дизайн, а мотивировать, следить, чтобы ребята не терялись и понимали, что делать. 

Конечно, волновалась. Когда работаешь с крупным брендом, всегда думаешь о том, что у них есть определенные ожидания, планы и нужно каким-то образом вписаться. Но здорово, что в АСТ пошли навстречу, давали рекомендации и остались довольны результатом, несмотря на то что мы не закончили. 

Советы для тех, кто хочет удачно пройти хакатон 

Совет 1. Будьте гибкими. Не бойтесь поменять концепцию даже на середине пути. Если становится ясно, что первоначальная идея «не зашла», лучше сразу перестроиться, чем упрямо продолжать и в итоге потерять больше времени.

Совет 2. Старайтесь найти свою фишку. В нашем случае это были объемные иллюстрации и анимация, которые буквально погружают пользователя в сказку. Это и помогло привлечь внимание заказчика.

Совет 3. Делайте дизайн адаптивным. Наш визуал оказался универсальным: его легко было масштабировать под любые форматы. Это ценится заказчиками, потому что дает простор для действий в будущем. 

Совет 4. Слаженная командная работа решает многое. Мы столкнулись с нехваткой времени и переделывали концепцию на ходу, но общая мотивация и взаимная поддержка помогли быстро найти нужный стиль и реализовать его.

Совет 5. Извлекайте уроки и идите дальше. Хакатоны — это не только про технические навыки или выигранные призы, но и про умение быстро реагировать на изменение условий, поддерживать друг друга и искать нетривиальные решения.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент