Кто такой ментор
Ментор — это наставник, человек с большим опытом в какой-то профессиональной сфере. Он помогает своим подопечным развиваться, принимать правильные решения и искать ответы на вопросы. Ментором всегда становится человек из индустрии, и он погружает студента в реалии профессии.
Задачи ментора — подсказывать и давать развивающую обратную связь, чтобы студент закончил курс с уверенным уровнем джуниор или даже мидл.
Я работаю дизайнером уже четвертый год, и в какой-то момент поняла: во мне уже столько знаний и опыта, что ими просто необходимо начать делиться. Поэтому уже в течение года я работаю в Contented и ни разу не пожалела. Наоборот, я сократила время на проекты и больше сместила акцент именно на обучение дизайнеров.
После консультаций я всегда нахожусь в приподнятом настроении, потому что благодаря моему опыту могу помочь другим людям разобраться в сложных и непонятных темах. Также работа со студентами регулярно заставляет меня развиваться.
Зачем нужен менторинг в дизайне
Менторы помогают состыковать ожидания студентов и ожидания рынка. Практикующие специалисты знают, что нужно заказчикам и студиям. Так что новички с помощью менторства не только осваивают технические навыки, но и начинают понимать потребности заказчика, бизнес-задачи и тренды.
Ментор может объяснить:
- какой дизайн уже объективно устарел;
- как сделать функциональный, а не просто красивый дизайн;
- как сориентироваться в работе с ТЗ или брифом.
Последнее особенно важно. Новички в дизайне иногда работают не по ТЗ, а на свое усмотрение. Но когда есть четкие требования от заказчика, нужно придерживаться их. Мелкие технические моменты на первый взгляд могут показаться не такими важными. Студент может упустить какую-то деталь в брифе, а ментор обязательно укажет и объяснит, почему это важно.
Ежедневные задачи менторов
С ментором можно общаться в мессенджерах, проводить консультации в Zoom и дизайн-ревью. Например, в школе Contented процесс устроен так:
- Основное общение происходит в Slack. Там можно задать вопрос, а ментор ответит на него текстом или даст полезные ссылки.
- Есть индивидуальные консультации. На них студенты могут обсудить перспективы развития и проблемы, разобрать портфолио.
- Проверка домашних заданий тоже входит в задачи менторов. Они помогают исправить ошибки и записывают видео с разборами сложных моментов.
Ответы на вопросы студентов
Одна из основных фишек, которым мы постоянно учим наших менторов: не давать точный ответ студенту, а стараться его направить. Важно, чтобы студент учился искать информацию самостоятельно. Это ценный навык для любого специалиста, так как в работе готовые ответы есть не всегда.
Не все студенты понимают, почему ментор не сразу дает готовые ответы. Но если они принимают такой формат, то хорошо продвигаются по курсу. Если человеку сложно самому искать ответ, менторы подстраиваются, дают ответы на вопросы, стараются понять, что не получилось. К каждому студенту находят индивидуальный подход.
Чаще всего студенты приходят с тремя типами вопросов:
- Первый — работа в программах. Чтобы с ними разобраться, нужны инструкции. Иногда я записываю их специально для студента, но в основном стараюсь направлять всех на сайт. Мы уже несколько лет дорабатываем его, актуализируем информацию и добавляем ответы на самые популярные вопросы. Сами студенты в силу человеческих особенностей часто не читают инструкции, потому что это кажется сложным. Хотя они могут взять от программы гораздо больше, если просто будут внимательнее изучать сайт.
- Второй тип вопросов — это поддержка. Например, вопросы с дедлайнами решают координаторы, но если неуспевающий студент обратится ко мне, я поддержу его и подскажу, что делать дальше. Еще я делюсь идеями, как сделать проект быстрее, за счет чего оптимизировать работу. Иногда рассказываю, что тоже не успеваю сдать проект к дедлайну, и это немного успокаивает студентов. Приятно знать, что ты не один и с тобой все в порядке, особенно когда не справляешься.
- Третий тип вопросов — мой любимый. С ними студенты приходят, когда работают над творческими заданиями. У многих еще не сформировалось понимание, что можно предлагать в проекте, а что нет. Часто представление о дизайне интерьера у студентов ограничивается тем, что они видели в квартирах знакомых. Я стараюсь показать, что дизайнеры мыслят гораздо шире. Показываю зарубежные сайты с референсами, на которые можно ориентироваться, мировые агрегаторы мебели, базу и тренды. Озарение, которое происходит у студентов в этот момент, для меня очень ценно.
Консультации
Важная часть работы с менторами — консультации. Они хороши тем, что студенты получают развернутые ответы на свои вопросы. И это здорово, ведь если что-то из теоретического материала непонятно, всегда можно лично уточнить у профессионала.
Консультации — отличный способ подробно разобрать вопросы студентов. На мой взгляд, они работают намного эффективнее. Живое общение, больше информации, можно вместе порисовать на экране в режиме онлайн и найти точки роста студента.
Благодаря формату консультаций я могу лучше взаимодействовать с человеком и давать больше полезной информации. В живом общении тет-а-тет студенты раскрываются для меня с новой стороны. Я бы даже ввела еженедельные встречи с ментором, чтобы отслеживать прогресс студента и вместе совершенствоваться. В общем, менторинг и наставничество — это классный формат!
Домашние задания
Еще один важный момент в работе менторов — проверка домашних заданий и проектов студентов. Для обратной связи мы приглашаем специалистов уровней мидл и сеньор.
Основной формат — видеоскринкасты. Ментор включает запись экрана и комментирует голосом, что у студента получилось хорошо, на что нужно обратить внимание, где поправить, чтобы усовершенствовать работу. Такой формат обратной связи помогает студентам лучше понять специфику работы с визуалом и быстрее освоить сложные программы. По сути, получается мини-урок на 5-10 минут.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
При проверке домашних заданий речь не идет об оценках «хорошо или плохо», «правильно или неправильно». В заданиях по конкретной теме я стараюсь искать закономерности и частые ошибки, чтобы понять, какой материал оказался непонятным для многих студентов. В этом случае я могу записать видео-советы, которые будут доступны и полезны всем.
Мне нравится предлагать альтернативные решения задач. Так студенты учатся видеть, что нет одного правильного решения, и всегда возможно найти иной подход, который тоже будет правильным.
Менторы дают и текстовый фидбек на задания, в которых мало визуала и от студента требуется аналитическая работа. Например, когда нужно сравнить конкурентов или описать концепцию.
Читайте также:
больше подробностей о курсах Contented можно узнать в этой статье
Как выбрать ментора
Для ментора важны следующие навыки:
- Хард-скилы. Умение хорошо выполнять задачи из своей сферы. Например, менторы для графических дизайнеров должны свободно владеть Figma, Photoshop и Illustrator.
- Софт-скилы. Ментору необходимо умение объяснять сложные вещи простым языком, давать развивающую обратную связь и поддерживать студента эмоционально.
- Портфолио. У ментора обязательно должно быть сильное портфолио как минимум с 5-6 сильными работами. Какие это конкретно работы, зависит от направления ментора и того, какую именно обратную связь он будет давать студенту. Но важно, чтобы работы были свежими.
В Contented менторами работают топовые дизайнеры из крупных агентств и IT-компаний. Чтобы к нам попасть, они проходят несколько этапов отбора: тестовое задание, собеседование с рекрутером и со мной. Команда методистов обязательно отсматривает портфолио.
Если в задачи ментора входит обработка вопросов от студентов в чатах, то для этой работы достаточен опыт не менее одного года. Консультировать и записывать видеоскринкасты могут менторы, у которых есть опыт работы с коммерческими заказами не менее 3 лет. Как правило, на курсах Contented работают менторы с опытом от 4-5 лет постоянной практики на рынке.
Поддержка учеников
Важная черта ментора — эмпатия, потому что в процессе работы часто приходится поддерживать и мотивировать студентов. Когда ментор делится историями, честно рассказывает, с какими трудностями ему приходилось сталкиваться на проектах, это помогает студентам не сдаваться.
Когда я общаюсь со студентами, то вижу, как иногда у них загораются глаза. Недавно у меня был такой опыт с ученицей, которая готовила диплом. Она сделала абсолютно прекрасный авторский проект, к защите которого мы обычно готовим речь. Но вся ее работа была сделана интуитивно, поэтому она никак не могла найти аргументы.
Мы обсуждали варианты и поняли, что она может рассказывать о работе через свою индивидуальность. Оказалось, что студентка часто ходит по галереям, собирает понравившиеся вещи и идеи, а внутри нее из этого складывается единый образ проекта. Я предложила рассказать на защите о самых интересных находках, ставших фишками проекта. Когда мы дошли до этой идеи, сразу стало заметно, как ее это вдохновило. Мне было очень приятно, что я смогла помочь ей составить презентацию не по стандартной схеме, а по ее собственной, и показать не только проект, но и себя.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую