Что такое фриланс
Фриланс объединяет в себе дизайн и предпринимательство. Если говорим о фрилансе как о полноценной занятости, к нему нужно подходить как к собственному бизнесу: все время думать, где найти новых заказчиков, как удержать старых, как возвращать их к себе с новыми проектами.
Поэтому такой формат подходит не всем: есть люди, которым проще положиться на руководство и получать зарплату за понятные ему действия.
При этом фриланс — универсальная среда, где вы можете быстро обучаться новому, переключаться с одной задачи на другую и двигаться от одного продукта к другому.
Фрилансер — сам себе менеджер и арт-директор. Вы сами принимаете решения о том, как строить коммуникацию с клиентом, как презентовать проект, как его защищать, где разграничиваются ваши зоны ответственности.
Какие дизайнеры могут работать на фрилансе
Дизайнеры могут заниматься фрилансом в различных областях, включая графический дизайн, веб-дизайн, UI-дизайн и дизайн интерьера. Для начала работы на фрилансе желательно зарегистрироваться на специализированных биржах для дизайнеров, где можно найти первые заказы. Стоимость работы дизайнера на фрилансе зависит от сложности проекта, опыта и репутации специалиста. На фрилансе можно работать как индивидуальный дизайнер, так и в команде с другими фрилансерами.
Сколько можно заработать на фрилансе дизайнеру
Фриланс чаще всего подразумевает проектную работу, а средняя оплата за проект — от 5 до 50 тысяч в зависимости от сложности. Бывают и более дорогие проекты, и совсем дешевые. Но и время, потраченное на них, различается. Одновременно фрилансер может вести несколько проектов, в среднем от 2 до 5. Соответственно, можно зарабатывать и 5–10 тысяч в месяц, и 80–100 — все зависит от того, сколько и над чем работать.
От чего зависит доход. Доход зависит от количества работы и опыта: сколько работал — столько и получил. Еще важно, как человек сам себя оценивает. Если он ставит слишком низкий ценник и демпингует, заработок будет ниже, а усилий понадобится тратить больше. А слишком высокий ценник, не соответствующий уровню навыка, может отпугнуть клиентов.
Сколько можно заработать на старте. На старте работы получать много, скорее всего, не получится. Первое время фрилансеры обычно зарабатывают не больше 5-10 тысяч в месяц, порой и меньше. Но если наработать опыт и портфолио, можно растить ценник и брать более сложные заказы, постепенно увеличивая доход.
Какие есть дополнительные расходы. Чтобы заниматься фрилансом легально, понадобится оформить самозанятость или ИП. В таком случае часть дохода будет уходить на уплату налогов. Самозанятым быть выгоднее: налог с дохода составляет всего 4%, если работать с физлицами, и 6%, если заказчик — юридическое лицо. Но самозанятым можно стать, только если доход не превышает 2,4 млн рублей в год.
Еще из дополнительных расходов нужно учесть траты на биржу. Некоторые площадки берут комиссию за услуги, другие делают отклик на заявку платным. Стоимость работы с биржей нужно сразу закладывать в расчет дохода.
Биржи и площадки для дизайнеров
Долгое время фрилансеры в основном работали на зарубежных площадках, но сейчас их часть закрыта для россиян. Вывести с них деньги можно, только если вы работаете не из России и имеете зарубежные карты. Но есть и площадки, которые все еще доступны. Кроме того, в России тоже много бирж и площадок для фрилансеров.
Это крупная российская биржа фриланса, на которой можно получать заказы в том числе на дизайн. Среди ее плюсов — популярность и отсутствие ограничений при работе из России. Заказов на ней обычно много, причем очень разных: от дизайна страницы сайта до дизайна брендовых зонтов. Но здесь кроется и главный минус: конкуренция тоже довольно высокая, ведь после блокировки зарубежных площадок многие фрилансеры ушли именно на FL.
Один из крупнейших сайтов для работы на фрилансе — причем не только в цифровой среде. На этой площадке люди ищут исполнителей для самых разных работ. Тут можно получить заказ не только от компании, но и от частного лица — например, отрисовать кому-то личный блог. Правда, площадка берет комиссию за отклик — даже если клиент выбрал другого специалиста.
Это площадка того же направления, что и «Профи»: поиск исполнителей для любых задач. Она работает по похожей модели, так что плюсы и минусы там в целом те же. Есть и отличия от «Профи»: например, посмотреть доступные задачи тут можно и без регистрации.
Хабр — популярный сайт для айтишников и диджитал-специалистов. Хабр Фриланс — его ответвление для поиска заказов. Эта площадка специализируется на цифровой среде, там часто ищут веб-дизайнеров, но можно найти и заказы по другим направлениям. Правда, конкуренция опять же высокая — зато много интересных задач.
Изначально российский сервис для фрилансеров, который расширился до международного. В нем довольно много заказов по разным направлениям, а подбором специалистов для заданий занимается нейросеть. Заказчики в основном из России, хотя сайт дает возможность искать по всему миру. Из минусов — не самый высокий средний ценник: в основном ищут исполнителей для разовых и небольших задач.
Это специальный сайт по фрилансу для графических дизайнеров, дизайнеров интерьера, веб-дизайнеров и пр.: до 40% ищут заказчиков именно на Behance. Хотя фрилансом на зарубежных площадках сейчас заниматься сложно, возможность работать с этой площадкой все еще есть. Там регулярно публикуют вакансии и заказы на проектную работу. Если откликнуться, можно продолжить общение с клиентом уже на его стороне и не привязываться к сайту. Кстати, на Behance публикуют и вакансии фулл-тайм: это шанс получить приглашение на релокацию, если есть опыт и знание языка.
Новая отечественная площадка, похожая на Behance. Пока что она только развивается, зато с ней можно без опаски работать из России, и нет риска, что сайт заблокируют или он ограничит работу. Площадку можно использовать как портфолио и витрину для своих проектов, искать заказчиков и договариваться с ними.
Это специализированный российский портал для иллюстраторов, художников и графических дизайнеров. У него более узкая направленность, чем у предыдущих, зато в нем активное комьюнити и исключительно профильные заказы. Но конкуренция довольно высокая, хотя заказы оставляют и компании, и обычные люди.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Как подготовиться к поиску первого заказа на фрилансе. С чего начать
Позиционирование. Как представлять себя в интернете?
В первую очередь нужно понять, кто вы. Задайте себе следующие вопросы: что вы за дизайнер? Чем вы занимаетесь? В чем ваши сильные и слабые стороны?
Вам предстоит рассказывать о своей специализации и показывать лучшие кейсы, и стоит научиться делать это в паре предложений.
Важно понимать, что видят люди, когда забивают в поиск ваше имя. Клиенты могут смотреть ваши профессиональные площадки — Behance или Dribbble, личный сайт и социальные сети. Они должны видеть ваше лицо, ссылки на другие сети и портфолио, специальность. В социальных сетях стоит показывать свою жизнь, работу и учебу.
Читайте также:
Как дизайнеру собрать крутое портфолио?
Если вы общаетесь в мессенджерах, там тоже стоит оставить краткое описание профиля. Не обязательно представлять себя на всех площадках, но нужно выбрать несколько и вести их регулярно.
Определение аудитории. Кто твой клиент?
Есть несколько типов людей, которые обращаются за услугами фрилансера:
- Крупные компании. Отделы маркетинга с большим потоком контента часто не успевают самостоятельно готовить иллюстрации и обращаются за услугами фрилансеров.
- Малый и средний бизнес. В этом случае заказчика интересует развитие своей компании и то, сколько денег он сможет заработать с вашей помощью.
- Агентства. Они обращаются к фрилансерам, чтобы разгрузить собственные дизайн-команды. В этом случае фрилансеры работают напрямую с арт-директором и могут выполнять очень разноплановые задачи.
- Текучка. Это маленькие по объему экспресс-заказы, которые позволяют быстро получить оплату и заполнить портфолио.
- Удаленка. Это ваши постоянные заказчики, для которых вы ежемесячно выполняете определенный пул задач.
Нужно понимать, какие клиенты вам подходят. Например, если вы рассчитываете на агентства, то и свое портфолио можно скорректировать под их потребности.
Где искать клиентов?
- Сарафанное радио — вас рекомендуют заказчики или знакомые.
- Персонализированные предложения для компаний — вы сами отправляете информацию о своих услугах потенциальным клиентам.
- Сообщества, которые объединяют ваших потенциальных заказчиков, например группы в соцсетях.
- Биржи для фрилансеров.
Как рассчитывать стоимость выполненной работы
Есть два основных способа оплаты:
- Фиксированная оплата. Тут нужно предположить, сколько времени у вас может занять работа. Можно рассчитать сумму, отталкиваясь от своей часовой ставки, и добавить 15% на риски.
- Оплата по часам. Есть специальные приложения-трекеры, которые помогают считать, сколько времени вы потратили на конкретную работу. Этот вариант лучше подходит для проектов, в которых вам сложно заранее рассчитать объем или вы понимаете, что придется подготовить несколько вариантов дизайна.
Как рассчитать свою ставку?
- Просмотреть ставки других дизайнеров вашего уровня на биржах и рассчитать свою, отталкиваясь от рынка.
- Оценить свои ежемесячные финансовые потребности и поделить эту сумму на количество рабочих часов.
В идеале эти цифры должны совпадать.
Как общаться с клиентом, чтобы не потерять заказ?
На старте сотрудничества:
- Оперативно реагируйте на запросы заказчика. Даже если прямо сейчас у вас нет времени, напишите об этом, а не пропадайте.
- Старайтесь договориться о звонке. Так проще найти общий язык и понять, подходите ли вы друг другу.
- После звонка высылайте краткое описание договоренностей, цены и тайминг. Во время звонка нормально попросить время, чтобы просчитать стоимость.
Во время работы:
- Презентуйте проект. Это можно делать по видеосвязи или с помощью записи экрана, где вы комментируете все шаги.
- Присылайте статусы по проекту. Если вам нужно взять дополнительное время, важно не пропадать, а держать всех в курсе.
- Не разговаривайте из позиции «Я дизайнер, а ты ничего не знаешь». Старайтесь понимать клиента и вежливо объяснять свое мнение.
- Не разговаривайте из позиции «Ты платишь, я делаю».
- Помнить, что работа с заказчиком — это всегда команда.
После сотрудничества:
- Проводите бесплатные консультации, если нужна небольшая помощь.
- Напоминайте о себе время от времени.
- Рассказывайте, чем еще вы можете помочь.
Какие ошибки совершают начинающие фрилансеры
- Работают без договора. Лучше заключать договор через ИП или как самозанятый — таким образом вы будете работать легально и обезопасите себя от рисков.
- Работают без предоплаты. Это уместно в некоторых случаях, но безопаснее дробить оплату.
- Нарушают дедлайны. Это плохо влияет на репутацию фрилансера.
Часто задаваемые вопросы
Как взять первый заказ на фрилансе?
Чтобы взять первый заказ на фрилансе, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Создать профиль на биржах для дизайнеров, таких как Upwork, Freelancer, Behance, Dribbble и других;
Заполнить профиль подробно и добавить портфолио;
Установить разумные цены на услуги;
Продвигать профиль, используя ключевые слова, например «дизайнер фриланс», «дизайн фриланс», «биржи для дизайнеров»;
Искать заказы и отвечать на них быстро и профессионально.
Как заработать дизайнеру на фрилансе?
Чтобы заработать на фрилансе, дизайнеру необходимо следовать нескольким простым правилам:
Установить разумные цены на свои услуги, учитывая уровень опыта и рыночную конкуренцию;
Искать заказы, которые соответствуют квалификации и опыту;
Предлагать услуги на различных площадках, используя ключевые слова, например «графический дизайнер фриланс», «веб дизайнер фриланс»;
Постоянно улучшать навыки и следить за новыми тенденциями в дизайне.
Сколько зарабатывает графический дизайнер на фрилансе?
Заработок графического дизайнера на фрилансе зависит от многих факторов, таких как уровень опыта, квалификация, рыночная конкуренция и сложность заказов. В среднем, графический дизайнер на фрилансе может зарабатывать от $20 до $150 в час.
Сколько зарабатывает веб-дизайнер на фрилансе?
Заработок веб-дизайнера на фрилансе зависит от многих факторов, таких как уровень опыта, квалификация, рыночная конкуренция и сложность заказов. В среднем, веб-дизайнер на фрилансе может зарабатывать от $25 до $150 в час.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую