Кто отвечал на вопросы
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
В исследовании ENDY приняли участие 179 респондентов: специалисты из агентств и студий, инхаус-команд и фрилансеры. Около половины опрошенных — мидлы, большинство работают в профессии от трех до шести лет.
Почти 50% участников получили профильное образование, остальные пришли в дизайн через курсы и самообразование. Многие сменили карьеру: среди прежних специальностей — архитектура, управление, SMM и даже медицина.
Средний доход участников опроса — 60 000–100 000 рублей. Зарплаты выше 150 000 чаще получают тимлиды и арт-директоры в Москве и Санкт-Петербурге.
Большинство дизайнеров работают удаленно, регулярно общаются с командой и ведут несколько проектов параллельно. Большинство не ограничиваются графическим дизайном: совмещают его с UX/UI, бренд-дизайном, иллюстрацией, 3D и моушн-дизайном. Именно такой специалист — многопрофильный, гибкий, в постоянном развитии — и становится новой нормой в профессии.
iF Design опирался на материалы для конкурсов фонда от 11 000 участников из 70 стран.
Обычный день из жизни дизайнера: чем заняты респонденты ENDY
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Что должен уметь дизайнер: ключевые навыки
По данным исследования ENDY, карта компетенций дизайнера — это уверенная база, развитые софт скилы и умение автоматизировать рутину. Рассмотрим ключевые навыки, которые формируют успешного специалиста.
Технические навыки | Софт скилы |
Грамотная типографика помогает пользователям быстрее находить нужную информацию и принимать решения. Например, в интернет-магазине — различать ключевые элементы: название товара, его описание, цену и кнопку действия. С помощью типографики дизайнер создает визуальную иерархию, которая помогает направить взгляд пользователя и улучшает читабельность текста даже на мобильных устройствах. Все это помогает удерживать пользователя на сайте или в приложении, повышать продажи товаров или увеличивать просмотры контента.
Композиция помогает донести смысл и сделать интерфейс понятным. Например, в мобильном приложении для доставки еды правильное расположение элементов — карточек с блюдами, фильтров, кнопок заказа — помогает быстро выбрать еду и оформить заказ. Без продуманной композиции пользователь тратит больше времени и чаще бросает корзину.
Работа с дизайн-системами 61% участников опроса считают этот навык важным. С компонентным подходом продукт легко развивать и поддерживать, а повторное использование компонентов экономит время всей команды. В результате дизайнеры быстрее создают макеты, разработчики — переводят их в код, а бизнес получает продукт в срок и без лишних расходов.
Верстка Знание верстки помогает дизайнеру создавать макеты, которые легко реализовать в коде. Интерфейсы, которые спроектировали с учетом сеток и адаптивности, без ошибок отображаются на десктопе и смартфоне.
3D-графика 54% опрошенных хотели бы развивать навык 3D-моделирования. Направление особенно популярно в digital-маркетинге. Например, промосайты с легкой интерактивной 3D-анимацией удерживают внимание пользователя дольше, чем статичный лендинг.
Работа с промптами 45% опрошенных используют ChatGPT, примерно столько же — Midjourney. Почти половина опрошенных хотели бы и дальше прокачивать навык работы с нейросетями. Качественный промпт может сэкономить часы на генерации идей или даже подготовке прототипов. Дизайнер использует творческий ресурс ИИ и при этом остается куратором процесса. | Презентация решений 76% дизайнеров считают, что умение коротко и понятно объяснить, почему визуал именно такой, — один из ключевых навыков. Хорошая идея без аргументов часто не доходит до реализации.
Тайм-менеджмент Половина участников исследования отметили, что хотят прокачать управление временем. Особенно это актуально для фрилансеров и тех, кто работает удаленно: дедлайны никто не отменял, а задачи множатся.
Менторство и коммуникация Умение делиться опытом, слушать коллег, вести команду или обучать джунов — важная часть карьерного роста. В исследовании ENDY многие называли это своей личной целью. |
Где брать знания
Почти половина дизайнеров из исследования ENDY — это мидлы. В среднем респондентам потребовалось 3–6 лет, чтобы дойти до своего грейда. При этом они продолжают учиться: проходят курсы, читают telegram-каналы и смотрят лекции.
Многие дизайнеры в исследовании называют развитие ключевой целью. Кто-то хочет уйти во фриланс и зарабатывать больше, кто-то — вырастить личный бренд или перейти в менторство. Но почти все говорят одно и то же: «Профессиональное развитие не заканчивается. Нужно учиться, пробовать и быть в контексте».
Список книг и ресурсов, которые упоминали в исследовании:
Несмотря на популярность Telegram-каналов среди дизайнеров, 63% опрошенных получают новые знания от коллег. Цифра заставляет задуматься: в эпоху цифровой доступности информации именно живое общение помогает расти. Возможно, секрет развития в профессии — в балансе: изучать теоретические материалы, но проверять и обогащать знания через общение с коллегами. В этой формуле — залог того самого «быть в контексте», о котором говорят дизайнеры разных уровней.
Какие тренды влияют на задачи дизайнера будущего
iF Design исследовали не только цифровой дизайн, но и промышленный, а еще архитектуру. Мы выбрали тренды, которые относятся к сфере digital.
Устойчивое развитие: вместо новых продуктов — обновления старых
Приложения больше не ограничены смартфонами — они встроены прямо в продукты. Эти устройства собирают данные о взаимодействии с владельцем, а команды разработки используют эту информацию, чтобы улучшать продукт и сервис, а не выпускать новый. Например, колонки с AI после обновления учатся новым командам, а умные часы следят не только за активностью, но и за сном.
Такой подход помогает сберечь планету. Когда производитель добавляет возможности через программное обеспечение, а не выпускает новую модель, это снижает количество электронного мусора, расход ресурсов на производство и углеродный след продукта. Чтобы создавать экологичные устройства, дизайнерам нужно:
— сразу закладывать потенциал для развития продукта на основе пользовательских данных;
— предусматривать, как изменится интерфейс после обновлений;
— проектировать сбор обратной связи, который помогает улучшать продукт.
Читайте также:
Самые востребованные профессии в дизайне в 2025 году
Популярность искусственного интеллекта
По данным iF Design Trend Report 2025, ИИ используют почти 315 миллионов человек по всему миру, а 72% компаний применяют эту технологию хотя бы в одном бизнес-процессе. Дизайнеры выступают посредниками между пользователем и технологией — делают их взаимодействие понятным и этичным. Для этого используют конкретные методы и инструменты:
- Поведенческое прототипирование. Машины не всегда считывают контекст и эмоции. Дизайн помогает компенсировать эти ограничения через продуманные диалоговые сценарии, тщательное тестирование пользовательских реакций и понятную обратную связь. Когда умная колонка подсвечивается при активации или бот показывает анимацию во время прослушивания, пользователь понимает, что его запрос обрабатывают.
- Дизайн ограничений. Обычно дизайнеры стараются убрать все, что мешает пользователю, но в случае ИИ пользователи должны четко понимать границы возможностей системы. Дизайн делает эти границы видимыми, например с помощью неактивных кнопок для недоступных функций или световых индикаторов разных режимов работы. Другой пример — дисклеймер в сервисе для генерации текста. Пользователя предупреждают, что программа может ошибаться и нужно проверять результат.
- Аудит и исправление темных паттернов — недосказанностей, которые вредны для пользователя. Например, рекомендательная система предлагает контент и не поясняет, какую информацию используют ее алгоритмы. У пользователя будет больше доверия к сервису, если он увидит сообщение: «Мы подобрали это видео, потому что вы смотрели похожие». Так он сможет настроить ленту — например, отметить, какие видео хочет видеть чаще или исключить из предложений.
- Совместное проектирование. Предвзятый алгоритм может дискриминировать целые группы пользователей. Это может негативно влиять на репутацию компании. Избыточный сбор данных — риск штрафов от регуляторов и потеря доверия клиентов. Чтобы снизить риски, дизайнеры тестируют гипотезы вместе с пользователями и экспертами еще на этапе разработки.
В итоге дизайнеры помогают инженерам, которые сосредоточены на алгоритмах, делать сложные технологии понятными для пользователя.
Эмоциональный дизайн в цифровую эпоху
Парадокс цифровизации: чем меньше физических объектов нас окружает, тем сильнее растет потребность в тактильности и эмоциях. Качественное взаимодействие с продуктом строится на трех уровнях:
- Висцеральный — первое эмоциональное впечатление от продукта. Дизайнер должен учитывать не только цифровой интерфейс, но и, например, тактильные ощущения.
- Поведенческий — удобство использования и интуитивность. Продукт подстраивается под пользователя. Например, интерфейс дает подсказки, помогает исправлять ошибки без необходимости начинать все заново, показывает, как продукт связан с другими сервисами экосистемы.
- Рефлексивный — продукты становятся частью жизни и превращают данные в историю. Например, приложения для фото собирают яркие моменты, фитнес‑трекеры — отслеживают прогресс в тренировках. Дизайн помогает создавать не просто удобные продукты, а сервисы, которые вызывают эмоции и остаются с человеком надолго.
Форму Apple Watch сделали более плавной, чтобы в них было удобнее спать
Один из способов установить связь с пользователем — включить в дизайн элементы игры. Речь идет не о детских забавах, а о создании атмосферы открытости, любопытства и экспериментирования.
Ключевые особенности игрового дизайна:
- Интерактивные интерфейсы реагируют на действия пользователя, адаптируются под него и создают эффект диалога.
- Визуальные, звуковые и тактильные эффекты добавляют эмоции.
- Персонажи помогают создать дружественную атмосферу.
Такой подход помогает пользователям легче справляться с неопределенностью и осваивать новое. Например, языковая платформа Duolingo превращает обучение в увлекательное путешествие с вызовами и забавными анимациями. Это мотивирует пользователей возвращаться к занятиям снова.
Приложение Chemix помогает изучать химические элементы и соединения
Спрос на сервисы для заботы о близких
Людям нужны технологии и сервисы, которые делают заботу проще и сохраняют баланс между помощью другим и вниманием к себе. Например, AI-экосистема Alz Well помогает людям с деменцией: браслет, приложение и умная колонка напоминают о важных делах, отслеживают движение и отправляют отчеты родственникам.
Интерфейсы продукта Alz Well
Спрос на продукты для поддержки ментального здоровья
Люди активно ищут способы поддержки психического здоровья — от медитативных практик и отслеживания эмоций до технологий для улучшения сна. В ответ на этот растущий спрос на рынке появляется множество цифровых продуктов в сфере ментального благополучия. Дизайнерам, которые участвуют в таких продуктах, важно проектировать адаптивные и «заботливые» интерфейсы.
Если продукт поможет встроить полезную привычку без дополнительных усилий, им будут пользоваться чаще. Например, экраны, которые автоматически переключаются на ночной режим, или умные лампочки, которые меняют освещение в зависимости от времени суток.
Умные лампочки помогают поддерживать биоритмы. Их можно настроить так, чтобы в течение дня они меняли цвет от холодного до теплого
4 совета, как дизайнеру развиваться в 2025 году
- Осваивать инструменты с ИИ. Фокусируйтесь не на конкуренции с ИИ, а на развитии «человеческой составляющей» дизайна — критическом мышлении, эмпатии и способности направлять генеративные инструменты в нужное русло. Научитесь использовать ИИ для автоматизации рутинных задач, чтобы сосредоточиться на стратегической и концептуальной работе.
- Укреплять базовые навыки. Типографика, композиция и верстка остаются основой качественного дизайна. Эти навыки помогают доносить информацию четко, структурировать ее и формировать целостный облик продукта.
- Развивать междисциплинарные компетенции. На рынке растет спрос на T-shaped дизайнеров — тех, кто глубоко знает одну область и немного разбирается в других. Например, UX-дизайнер, который разбирается в сервисном дизайне, вероятнее разработает интерфейс, который будет решать задачи бизнеса и пользователя.
- Развивать навыки инклюзивного и доступного дизайна. Изучите принципы доступности (WCAG) и разработку для разной аудитории. Изучайте нюансы культурных различий в восприятии дизайна и создавайте решения, которые учитывают потребности людей разных возрастов, физических возможностей и культурных контекстов. Дизайнеры, которые могут создавать инклюзивные продукты, получат конкурентное преимущество на рынке труда и смогут расширить аудиторию продуктов, над которыми работают.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться