Что было до появления дизайна
В начале XIX века место дизайнеров занимали художники, модельеры, ремесленники и графики, которые создавали предметы быта или оформляли пространства. Но с началом промышленной революции эти специалисты стали не нужны. Все предметы стали одинаковыми из-за машинного производства и не нуждались в каком-то интересном визуальном решении.
К середине XIX века стал популярным викторианский стиль, а промышленники начали скрывать за декором и орнаментами производственный брак. В этот момент снова стали востребованными художники и ремесленники. Но их не устраивал «упадок вкуса», поэтому они создавали движения и предлагали использовать декор только там, где он принесет пользу.
Одним из таких движений стали прерафаэлиты — союз художников, которые попытались объединить высокое искусство и ремесла. Они считали, что предметами искусства могут наслаждаться все, вне зависимости от их достатка. Прерафаэлиты создавали узоры на текстиле, оригинальные афиши для театров и кабаре, и развивали архитектуру. Художники отмечали, что человека даже дома должны окружать красивые вещи.
Визуально прерафаэлиты ориентировались на природу, традиционное английское искусство и библейские сюжеты. Популярными в этот период стали три художника: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант.
Создание принтов для текстиля и обоев
Одним из первых этим начал заниматься художник Уильям Моррис. Для того, чтобы создавать и распространять свои работы, он создал мануфактуру Arts & Crafts. Там производили мебель из дерева, фрески, витражи и гобелены. Компания выпускала все, что могло улучшить внешний вид дома, но прославился Моррис своей мебелью, ткачеством и паттернами на обоях.
Моррис создал несколько десятков принтов, которые используются и выпускаются до сих пор. В продаже можно найти «Решетку с жасмином», «Земляничного вора», «Ветку ивы», «Голубя и розу».
Создание предметов быта
Кристофа Дрессера называют одним из первых промышленных дизайнеров. Он занимался созданием предметов интерьера: чайников, посуды, керамики, стекла и ковров. Еще он написал книгу «Принципы дизайна» в которой рассказал об эргономике вещей.
Дрессер запомнился дизайнами для керамики и футуристичным внешним видом наборов для специй, подставками для тостов и другими бытовыми предметами. При этом его разработки до сих пор выпускаются фирмой Alessi.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Создание плакатов и обложек журналов
Помимо повседневных вещей XIX веке большое развитие получили и постеры, которые могли рекламировать что угодно. Например, Альфонс Муха рисовал афиши как для своей первой выставки «Салон ста», так и для железнодорожной ветки Монако—Монте-Карло. Художник в своих работах опирался на пастельные цвета, что было нетипично для того времени, размер плаката, орнамент внутри картины и проработку портрета.
В конце XIX века появился и популярный сейчас журнал Vogue. Тогда его внешний вид кардинально отличался от привычного нам издания. Первые 10 лет обложки были черно-белыми и в одинаковой стилистике. В 1904 году начали выпускать цветные обложки в соавторстве с художниками, а к 1915 году они приобрели собственный узнаваемый стиль.
Архитектурные решения
Развитие визуальной части произошло и в архитектуре. Одним из самых запоминающихся зданий XIX века считают особняк «Тассель» Виктора Орта. Новинка была в том, что архитектор использовал криволинейный дизайн, металлические конструкции и арочные окна.
Интерьеры особняка «Тассель» Виктора Орта. Источник
Также важным элементам стали отсылки к природе, как и у большинства художников того времени. На это указывали резные двери, общая композиция дома и лестничные перила.
Переход в модерн и XX век
К концу XIX века в мире начал развиваться модерн, который частично был похож на творчество прерафаэлитов. Однако в нем появилось намного больше ярких цветов и инкрустации дорогими камнями. В это же время художники и ремесленники начали больше углубляться в различные сферы. Почти сразу же появились специалисты, которых мы сейчас называем дизайнерами интерьера, шрифтов, одежды или промышленными дизайнерами.
Шрифты конца XIX – начала XX века. Источник
Развитие модерна продолжалось недолго и прекратилось во время Первой мировой войны. Однако этот период позволил большому количеству творческих деятелей занять руководящие места на мануфактурах или создавать собственные проекты. В тот момент снова началось активное развитие промышленного дизайна.
Когда дизайн стали называть дизайном
Некоторые исследователи считают, что дизайн как отдельная сфера сформировался только в 1920-х годах, когда были созданы школы «Баухауз» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России. Главным аргументом в пользу этой теории стало появление первых учителей и методики преподавания дизайна.
Сегодня дизайн — это сфера со множеством направлений. Сейчас можно стать графическим дизайнером, 3D-артистом, дизайнером интерьеров или UX/UI-специалистом. Для освоения профессии можно не поступать в университет, а просто записаться на курсы и учиться в удобное время.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую