курс английского для дизайнеров в подарок +1 навык для начинающих путь в дизайне

Что дизайнеру нужно знать про школу Баухаус

Что дизайнеру нужно знать про школу Баухаус

Дизайнер не может считаться профессионалом, если ничего не знает про Баухаус. Это культовая школа 1920-х годов, которая повлияла на базовые принципы современного дизайна. Новички могут следовать этим принципам и даже не знать об этом, но чтобы сформировать осознанный подход к дизайну, важно познакомиться с этой школой, ее преподавателями и учениками.

Что такое Баухаус

Баухаус (Bauhaus) — это название школы, которая появилась в немецком городе Веймар в 1919 году. Этим же термином обозначают стиль в архитектуре и дизайне, который зародился в школе. Дословно Bauhaus переводится как «дом строительства». В 1925 году школа переехала из Веймара в Дессау. Сейчас и в том, и в другом городе есть музей Баухауса.

Сама школа существовала недолго — с 1919 по 1933 годы, но она оставила большой след в истории дизайна. В основе идей Баухауса лежал функционализм, то есть создание формы, которая будет решать конкретную задачу. Этим принципом руководствовались в архитектуре и урбанистике XX века, в сфере промышленного и графического дизайна. Также Баухаус повлиял на искусство и философию своего времени.

Основатели, преподаватели и ученики Баухауса

Вальтер Гропиус

Один из основателей и первый директор школы Баухаус — это архитектор Вальтер Гропиус. Он разработал особую методику обучения, которая включала геометрию, физику, химию, танец, ткачество, гончарное дело и другие ремесла. Это позволяло будущим архитекторам и дизайнерам лучше понимать окружающую среду и свойства материалов.

Как обучались в школе Баухаус
Схема обучения в школе Баухаус. Источник

Оскар Шлеммер

Художник и скульптор Оскар Шлеммер придумал логотип Баухауса. Он преподавал в школе с 1921 по 1929 год и руководил мастерскими металлических изделий и скульптуры.

Лого Баухаус
Логотип школы Баухаус. Источник

Йоханнес Иттен

Создатель знаменитого цветового круга Йоханнес Иттен разработал для Баухауса вводный курс по основам формообразования и работы с материалами: металлом, деревом, камнем, бетоном и другими фактурами.

Иттен считал цвет такой же важной составляющей в архитектуре, как форма или материал. В 1961 году, уже после окончания эпохи Баухауса, он выпустил книгу «Теория цвета», которая сейчас считается классикой дизайна.

Круг Иттена
Цветовой круг Иттена. Источник

Василий Кандинский

Русский художник и один из основателей абстракционизма Василий Кандинский после переезда в Германию возглавил в Баухаусе мастерскую живописи. Одна из самых известных его работ этого периода «Желтое-красное-синее» перекликается со многими принципами школы.

Василий Кандинский. «Желтое-красное-синее». Источник

Также Кандинский читал курс «Основы художественного проектирования», который был базовой теорией дизайна, учил студентов понимать абстракцию и теорию цвета. 

Йост Шмидт

Йост Шмидт был студентом школы Баухаус с 1919 по 1925 год и обучался в мастерской резьбы по дереву, а затем стал преподавать в школе каллиграфию и возглавил мастерскую скульптуры.

Шмидт стал известным графическим дизайнером и мастером типографики. Он много работал с графикой и создавал концептуальные плакаты. Одни из самых известных его работ — это плакат для выставки Баухауса в 1923 году в Веймаре и «Дизайн механической сцены» 1925 года.

Марсель Брейер

Еще один ученик Баухауса, который остался преподавать в школе — это Марсель Брейер. Он занимался преимущественно дизайном мебели, разработал модель стульев для аудиторий Баухауса в городе Дессау, а также создал знаменитый консольный стул Wassily, который посвятил Василию Кандинскому. Сейчас он является частью коллекции Museum of Modern Art в Нью-Йорке.

Стул Wassily. Источник

Принципы стиля Баухаус

В формирование принципов школы, а после и самого стиля Баухаус, внесли свой вклад многие дизайнеры и архитекторы. Большинство из них остались актуальными до сих пор:

  • Нет границы между художником и ремесленником. Первый директор школы Вальтер Гропиус считал, что архитекторы, скульпторы, художники и дизайнеры должны быть ремесленниками. Поэтому важную роль в программе Баухауса играли мастерские: графики, скульптуры, керамики, росписи стен, работы с металлом, деревом и стеклом.
  • «Форма следует за функцией». Любой дизайн в стиле Баухаус в первую очередь должен быть функциональным, то есть выполняющим свое предназначение. Для этого лучше всего подходили простые геометрические формы, которые легли в основу большинства графики, архитектурных построек и предметов интерьера.
  • Материалы должны отражать истинную природу предметов. Архитекторы и дизайнеры Баухауса раскрывали истинную сущность материала. Именно на этом строилась эстетика их работ: металл может быть матовым, грубым и необработанным, бетон — серым и шероховатым, а дерево — текстурным и неравномерным.
  • Минимализм, простота и эффективность. Так как последователи Баухауса предпочитали строгие линии, естественные материалы и базовые цвета, минимализм стал еще одной опорной точкой этого стиля. Объекты Баухауса не нуждались в дополнительном декоре и были совершенными сами по себе.

Баухаус в архитектуре

Здание школы Баухаус в Дессау

Это главное и культовое здание в стиле Баухаус. Его спроектировал Вальтер Гропиус, а наполнением, созданием мебели и оформлением интерьеров занимались сами студенты.

Здание школы Баухаус в Дессау. Источник

Павильон Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне

В 1929 году его спроектировал другой культовый архитектор Баухауса — Людвиг Мис ван дер Роэ. После окончания выставки павильон демонтировали и увезли обратно в Германию. Но в 1980 году власти Барселоны решили воссоздать павильон по сохранившимся чертежам и фотографиям, и разместили в нем музей.

Павильон Германии в Барселоне. Источник

Небоскреб Seagram Building в Нью-Йорке

В 1938 году Людвиг Мис ван дер Роэ переехал в Америку. Там он занимался проектированием малоэтажных домов и небоскребов в Чикаго. Но одним из самых знаковых проектов этого периода стал небоскреб Seagram Building.

Небоскреб Seagram Building в Нью-Йорке. Источник

Дом Бруно в Тель-Авиве

Одна из построек архитектора Зеэва Халлера, который не учился в Баухаусе, но вдохновлялся принципами и эстетикой нового архитектурного стиля. В Тель-Авиве он построил десяток жилых домов в этом стиле, одним из которых стал Bruno House или Дом Бруно. 

Дом Бруно. Источник

Жилой комплекс в Берлине авторства Ле Корбюзье

Культовый французский архитектор Ле Корбюзье не был прямым последователем Баухауса, хотя одно время работал с основателем школы Вальтером Гропиусом. Но идеи Баухауса все-таки оказали на него влияние. В Западном Берлине он спроектировал максимально функциональный жилой комплекс, «город в городе», который отвечал бы всем человеческим потребностям.

Жилой комплекс в Берлине. Источник

Баухаус в графическом дизайне

В графике стиль Баухаус проще всего проследить в жанре плакатов. В них всегда прослеживались четкие линии, простые фигуры и функциональные, читаемые шрифты. Основную палитру составляли базовые цвета — красный, синий и желтый. 

Источник
Источник

Самый известный шрифт Баухауса — это Sturm Blond, который разработал Герберт Байер в 1925 году. Сейчас он называется просто Bauhaus.

Шрифт Sturm Blond. Источник
Современный шрифт Bauhaus. Источник

Часто в графике не использовались заглавные буквы, так как без них текст оставался функциональным, а значит, его можно было упростить и не делать в гарнитуре шрифта два вида букв.

Функциональность стала главным принципом, который повлиял на весь дизайн, в том числе на графический. Решение в дизайне в первую очередь должно быть простым, интуитивным и удобным, и только потом — красивым.

Почему Баухаус важен для современного дизайна

Баухаус изменил подход к изучению дизайна. Сначала студентам школы давали базовые знания о цветах, формах и материалах, чтобы у них были инструменты для создания чего-то нового. После этого сразу начиналась практика в мастерских. И только на третьей ступени преподавалась история искусств. И сегодня знание инструментов и большое количество практики — это важная часть обучения дизайнеров.

Круг Иттена до сих пор помогает новичкам подбирать удачные сочетания цветов для проекта, пока они не выработали насмотренность и не научились сочетать цвета самостоятельно.

Постеры с базовыми цветами. Источник

Дизайнеры обращаются к простым формам 1920-1930-х годов и используют их в айдентике, дизайне упаковки, верстке и веб-дизайне.

Айдентика Института международных исследований. Источник
Дизайн упаковки BAUBEER. Источник
Лендинг Biscuit Agency. Источник

А здание Баухауса стало узнаваемым символом и появляется во многих проектах и коллажах.

Источник
Источник

Медиа Contented

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент