обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Логотип

27 сентября, 2023
8 мин

Логотип (сокращенное название «лого») — это надпись или изображение, которое используется компаниями для повышения узнаваемости среди аудитории. Если логотип зарегистрирован в Роспатенте (или аналоге этой организации в другой стране), то он становится уникальным товарным знаком, присущим только конкретной фирме или товару. 

логотип на коробках пиццы
Логотип как центральный элемент упаковки. Автор — ADD Branding. Источник

Что такое логотип, логомарк и монограмма

Логотип, логомарк и монограмма — это разные виды графических элементов, которые используются компаниями и брендами для их идентификации и узнаваемости. Вот их определения:

  1. Логотип — это графическое изображение или символ, который представляет собой уникальную идентификацию бренда, компании или продукта. Логотип обычно включает в себя специфический дизайн, цвета и шрифты, которые ассоциируются с брендом. Он может содержать как графические элементы, так и текст.
  2. Логомарк — упрощенное графическое изображение, символ или иконка, которая также служит для идентификации бренда или компании. Логомарк не обязательно содержит текст и может быть более абстрактным и стилизованным, чем логотип. Он обычно более узнаваем и может использоваться как часть брендового имиджа в различных контекстах.
чем отличаются логотип и логомарк
Слева логомарк, справа — логотип бренда Nike. Источник
  1. Монограмма — это стилизованное изображение букв или буквенных сокращений, которые представляют собой инициалы имени, бренда или компании. Монограммы часто используются для создания уникальных идентификационных знаков, особенно в случаях, когда текстовое название слишком длинное или неудобно для использования в графическом контексте.
Пример монограммы
Монограммы известных брендов от дизайнера DARYL FERIL. Источник

Важно отметить, что все эти элементы могут использоваться вместе или по отдельности, в зависимости от дизайнерских решений и стратегии брендинга компании.

Зачем нужен логотип

Он привлекает и удерживает внимание

Обычно логотип креативно оформлен, а также содержит название бренда и какой-то образ, который с ним ассоциируется. Например, у компании Amazon на логотипе есть стрелка, которая напоминает улыбку и направлена от первой к последней букве алфавита, то есть намекает на доставку в любую точку. Креативные решения на логотипах быстро запоминаются и легко распознаются людьми при следующем контакте с брендом.

Логотип Amazon
Лого Amazon

Он выделяет компанию среди конкурентов

Лого является частью впечатления о компании, потому что это один из первых визуальных образов, с которым сталкивается покупатель. От того, насколько хорошо логотип считывается и насколько он приятен глазу, зависит то, какая ассоциация с компанией возникнет у пользователя.

Он помогает рекламировать товар

За счет первых двух функций, которые мы описали, логотип очень активно используется на рекламных материалах: на сайте, баннерах, визитках, листовках, в соцсетях, в офлайн-магазинах и т.д. Узнаваемый логотип с положительными ассоциациями помогает привлекать покупателей и повышать продажи.

Логотипы на визитках
Лого на визитках. Автор — Laurianne Froesel. Источник

Он помогает защищать право собственности

Логотип может стать зарегистрированным товарным знаком, то есть такой же собственностью, как и выпускаемый товар. Поэтому, если кто-то захочет подделать ваш продукт, его можно будет привлечь к ответственности по закону. Кроме того, злоумышленнику не удастся создать похожий на ваш логотип, так как все товарные знаки при регистрации заносятся в специальную базу, чтобы никто не мог использовать чужой лого или очень на него похожий. 

Виды логотипов

  1. Графические. Они состоят только из рисунка, воплощающего ключевой образ бренда. 
Различные графические логотипы
Подборка из преимущественно графических логотипов от Jeroen van Eerden. Источник
  1. Текстовые. Они, наоборот, включают надпись и иногда стилизованные первые буквы названия бренда. 
Подборка различныъ текстовых логотипов
Подборка из преимущественно текстовых логотипов от Anar Guliyev. Источник
  1. Комбинированные. Они включают и рисунок, и надпись, которые в разных случаях могут применять по отдельности на рекламных материалах. 
Подборка различных комбинированных (текст+графика) логотипов
Подборка комбинированных логотипов от Victoria Rys. Источник

Признаки хорошего логотипа

Уникальность. Логотип не должен быть похож на фирменные знаки других компаний из отрасли. Кроме того, что это дурной тон, это еще может быть нарушением чужого права на интеллектуальную собственность.

Простота. Логотипы часто печатаются в очень маленьком размере (до 1 квадратного сантиметра или даже меньше), поэтому в них не должно быть множества тонких линий, мелких деталей и нескольких разных образов. Один-два образа должны быть емкими и хорошо считываемыми. 

Ассоциативность. Она помогает формировать позитивный образ компании и доносить информацию о том, чем занимается фирма. Ассоциацию обычно строят на визуальных образах и цветах.

Логотипы груминг салона, в надписи которых есть образы собаки и кошки
Логотип груминг-салона и магазина товаров для животных. В надписи есть образы собаки и кошки, а цвета отсылают к расцветке питомцев и товаров. Автор — Ekaterina Shuvalova. Источник

Современность. При создании логотипа очень важно применять актуальные дизайнерские практики и стили. Например, если 8–10 лет назад была востребована объемная графика с тенями и градиентами, то в последние пару лет компании меняют логотипы на более плоские и лаконичные. 

Универсальность. Логотип должен хорошо выглядеть и на визитке, и на журнале, и в интернете. Для этого следует проверить, как он смотрится в различных размерах, а также на различных фонах. 

Так выглядит презентация упаковки с помощью мокапов
Презентация упаковки с помощью мокапов от HOOK FOOD. Источник

Место логотипа в фирменном стиле

Логотип — это не что-то отдельное, это часть фирменного стиля бренда (corporate identity) — системы его визуальных элементов. Помимо логотипа, в фирстиль входят:

  • фирменные цвета — палитра из 3–4 основных цветов, которые являются главными при оформлении всех средств коммуникации с аудиторией (соцсетей, сайта, печатной продукции и др.);
  • фирменные шрифты — перечисление и примеры употребления шрифтов для заголовков и основного текста;
  • слоган — оригинальный девиз торговой марки, выражающий ее главную идею;
  • лицо и/или маскот компании — персонаж или человек, который станет носителем идеи бренда и будет изображаться на рекламных материалах. 

Эти и некоторые другие элементы фирменного стиля описываются в специальном документе — брендбуке. Тот, кто создает логотипы, обычно должен уметь работать и с другими элементами брендбука, а также разрабатывать и презентовать заказчику этот документ. Такой специалист называется бренд-дизайнером. 

Различные варианты логотипов из брендбука
Варианты представления логотипа из брендбука от Clara Costa. Источник

Как создавать логотипы

К работе следует подходить системно и последовательно. 

  1. Собрать информацию о компании. Важно изучить направления работы фирмы, ее товары, целевую аудиторию, миссию и ценности. Кроме того, следует выслушать и записать все пожелания руководства компании о том, каким оно хочет видеть логотип и какие идеи он должен доносить. 
  2. Исследовать конкурентов. Это нужно сделать не для того, чтобы скопировать чужие решения, а чтобы понять, какие элементы они применяют и для чего. Например, у одного весь логотип — это строгая надпись. Так он доносит до аудитории мысль о надежности и стабильности компании. А у другого есть не только надпись, но и контрастный рисунок, символизирующий креативный подход. Все эти решения стоит запомнить. 
  3. Определить тип лого. Нужно рассказать заказчику о существующих типах лого, о том, какие типы применяют конкуренты, а также попросить выбрать наиболее подходящий, на его взгляд. 
  4. Создать несколько пробных вариантов. Возвращаемся к информации, собранной на шагах 1 и 2, и создаем 3–5 черновых вариантов логотипов, стараясь выразить в каждом из них главную идею компании. Лучше представить заказчику варианты в разных вариантах цвета из числа тех, которые он выбрал как предпочтительные. 
Процесс разработки вариантов логотипа от Elisa FLEURY
Разработка вариантов логотипа от Elisa FLEURY. Источник
  1. Запросить обратную связь. Нужно дать заказчику оценить варианты и попросить рассказать, какие из них нравится больше, какие меньше и чем именно нравятся или не нравятся. Все решения, которые получили высокую оценку заказчика, следует применить в финальном варианте. 
  2. Выполнить финальный логотип. Вариант, созданный на основе предыдущей обратной связи, следует презентовать с объяснением, какие идеи и ассоциации несет работа. Кроме того, для презентации лучше представить лого на мокапах упаковки, визиток или листовок, чтобы работа была более наглядной. 

Чтобы научиться создавать логотипы, нужно знать подходящий графический редактор (например Adobe Illustrator). Конечно, наша схема очень упрощенная. Чтобы освоить процесс в совершенстве, рекомендуем рассмотреть онлайн-курс по брендингу и айдентике.

Чем отличается логотип от товарного знака

Определение

Логотип — графическое изображение или символ, который представляет компанию, продукт или услугу. Обычно состоит из названия компании, инициалов или абстрактных графических элементов. Логотип призван легко узнаваться и запоминаться потребителями.

Товарный знак — обозначение, которое регистрируется в соответствии с законодательством о товарных знаках для защиты прав на интеллектуальную собственность. Товарные знаки могут включать в себя логотипы, но также могут быть звуковыми, трехмерными или представлять собой комбинацию элементов.

Цель

Логотип используется для идентификации и узнаваемости бренда, а также для передачи его ценностей и характеристик.

Товарный знак предназначен для защиты бренда и предотвращения неправомерного использования или имитации другими лицами.

Регистрация

Логотип не требует обязательной регистрации, хотя многие компании делают это для защиты своих интеллектуальных прав.

Товарный знак должен быть зарегистрирован в соответствующих органах, чтобы получить юридическую защиту.

Срок действия

Логотип может меняться со временем, отражая изменения в стратегии бренда или новые продукты.

Товарный знак действует на протяжении определенного срока и требует продления.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент