История пользовательского опыта WeChat
WeChat — это китайское super-app-приложение, которое объединяет разные функции: мессенджер, соцсеть, видеоконференцию, денежные переводы, дейтинг и многое другое. Здесь можно делать все: от заказа еды навынос до записи на прием к врачу.
По прогнозам, в 2024 году WeChat будут пользоваться 1,427 млрд пользователей в месяц по всему миру. Уже сейчас китайское приложение для общения находится на шестом месте по популярности среди соцсетей.
Но так было не всегда. В 2011 году китайский концерн-гигант Tencent создал первый вариант приложения WeChat, который тогда назывался Weixin. Фактически это была копия WhatsApp. Пользователи могли отправлять друг другу только текстовые сообщения и медиафайлы.
C 2013 по 2014 год WeChat добавил больше функций: голосовые сообщения, видеозвонки и, самое главное, Moments — похоже на ленту новостей во «ВКонтакте». Так мессенджер трансформировался в полноценную социальную сеть.
C 2015 по 2016 год китайское приложение начало превращаться в экосистему и интегрировать разные мини-приложения: игры, платежные системы, сервисы доставки и другие. Интерфейс стал еще более многофункциональным, но разработчики старались сохранить его простоту.
С тех пор WeChat никогда не менял свою структуру: на нижней панели расположены четыре значка. Эта модель сохранилась, даже когда приложение превратилось в super-app — крупнейшую экосистему со множеством возможностей.
Как даосизм отразился на философии WeChat
Даосизм, или учение о дао — это религия и философское течение, в центре которых находится идея о пути достижения гармонии. Дао — это путь или дорога, которая символизирует гармонию с природой и вселенной. Даосизм учит простоте, спонтанности и порицает, когда человек вмешивается в естественные процессы. Мужское начало «ян» и женское «инь» всегда находятся в равновесии.
Но при чем тут WeChat? Это приложение универсально, потому что в нем есть все. То, что в английском языке называют everythingness, объединяет и философию дао, и WeChat. Это всеобъемлющая и постоянно расширяющаяся медиаэкосистема, которая максимально вовлечена в повседневную жизнь пользователей.
Для европейского человека в философии WeChat много противоречий.
Несмотря на статус универсального приложения, это одно из наименее заметных приложений в смартфоне жителя Китая. WeChat редко меняет свой логотип по случаю праздников. Приложение образует относительно закрытое социальное пространство, так как пользователи WeChat могут видеть только то, что публикуют их контакты.
Разработчики приложения специально не добавляют в него яркие и привлекающие внимание функции, так как это важный пункт философии дизайна WeChat. Об этом говорил основатель и главный разработчик WeChat Аллен Чжан на публичных выступлениях в 2019 и 2020 годах. Он подчеркнул, что один из принципов разработки WeChat — «как можно быстрее вывести пользователей из приложения», то есть сократить количество времени, которое пользователи проводят в WeChat.
Из-за такого подхода пользователи быстро покидают приложение, но при этом вскоре туда возвращаются и проводят больше времени, чем хотели. Такой парадокс.
Эволюция айдентики WeChat
Помимо философии everythingness, китайское приложение стало популярным из-за удобного интерфейса и способности стирать границы между бизнесом и людьми.
За все время, пока WeChat покорял китайский рынок, логотип приложения обновлялся всего лишь один раз. Это подчеркивает консервативность с точки зрения визуальных решений.
Первая версия логотипа WeChat
В 2011 году, когда миру презентовали само приложение, логотип состоял из эмблемы и вординга — словесной надписи, повторяющей название бренда. Это классическое решение для того времени.
Для вординга выбрали шрифт без засечек со скругленными углами. При этом буква «е» слегка накладывалась на «с». Здесь заложена идея объединения людей и стирания границ между ними — посыл, который WeChat сохранил по сей день.
Читайте также
Вдохновение, обучение и AI-сервисы: китайские сайты, которые будут интересны дизайнерам
Цветовая палитра состояла из ярко-зеленого и белого цветов, что было характерно для мессенджеров начала 2010-х годов. В айдентике явно проявлялось желание перенять опыт популярного WhatsApp.
Эмблема в виде двух диалоговых окон, которые, как и буквы вординга, наложены друг на друга. В каждом окне изображена пара точек, которые могут ассоциироваться как с глазами людей, так и с набранным сообщением. Логотип воплощал идею человечности, дружелюбности и тесного контакта между людьми.
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
профессия
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
Делайте мир удобнее. Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. IT-компании ждут вас.
научиться
Вторая версия логотипа WeChat
В 2019 году приложение WeChat решили обновить. Дизайнеры упростили логотип, хотя все основные элементы постарались сохранить. Темную подложку решили убрать — логотип стал более дружелюбным и ярким.
Шрифт стал тоньше и минималистичнее. Он по-прежнему без засечек и напоминает санс-сериф-шрифт по типу Myriad. Символы диалога стали равны вордингу по размеру. Еще одно важное решение для айдентики — градиент на эмблеме, который сделал изображение объемнее и современнее.
В гайдлайне WeChat указаны основная и дополнительная палитры цветов для айдентики. Цвета стали ярче и жизнерадостнее.
Интерфейс приложения
WeChat изменили дизайн значков для всех функций и цветовую палитру — теперь она более простая и светлая. Скорректировали расстояние между всплывающими окнами чата и меню, чтобы улучшить восприятие пользователей.
Я пользуюсь WeChat уже более 10 лет. С точки зрения UX и UI у него простой и интуитивно понятный интерфейс. Я оцениваю юзабилити WeChat на высоком уровне. Мне нравится, что множество функций здесь объединены, это практично и экономит время.
Большинство функций приложения легко доступны через главное меню. Но некоторые элементы интерфейса могли бы быть удобнее. Например, возможность быстро находить и добавлять новых друзей или организовывать чаты, регистрироваться в приложении, привязывать банковскую карту и совершать платежи. Функций настолько много, что на их освоение уйдут дни.
Вероника Григорян, UX-исследователь WeChat в компании Aic
Моменты WeChat похожи на ленту новостей во «ВКонтакте», но в более упрощенном виде. Комментарии доступны только людям, которые связаны друг с другом в WeChat. В этом разделе нет сторонней рекламы.
Главное о дизайне WeChat
- Приложение WeChat создали как альтернативу популярного мессенджера WhatsApp. Постепенно оно менялось и «обрастало» новыми функциями: сейчас в WeChat можно заказать доставку еды, перевести деньги и записаться к врачу.
- Философия WeChat связана с китайской философией и учением — даосизмом. Концепция «Всё в одном месте» делает приложение универсальным и всеобъемлющим. Постоянно расширяющаяся медиаэкосистема глубоко затрагивает повседневную жизнь пользователей.
- WeChat можно назвать приложением для консерваторов. За все время айдентика WeChat менялась только однажды — в 2019 году, а в интерфейсе нижняя панель неизменна годами.
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. Погрузим в дизайн-среду с первого модуля и дадим опыт, который реально пригодится в работе
Научиться