пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Как Дэвид Линч превратил сны в реальность

Как Дэвид Линч превратил сны в реальность
10 февраля, 2025
7 мин

16 января 2025 года ушел из жизни американский режиссер Дэвид Линч, известный по сериалу «Твин Пикс» и фильмам «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв». В своих работах он погружался в параллельные миры, сновидения, разбирался с бессознательным и чувствами. В статье обсуждаем, как ему удалось сделать такие загадочные фильмы и почему их до сих пор мало кто понимает. Читайте осторожно, в тексте есть небольшие спойлеры и страшные видео. 

Кто такой Дэвид Линч 

Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в небольшом городе Миссула, штат Монтана, США. С самого детства он тянулся к изобразительному искусству и поэтому в 1965 году поступил в Пенсильванскую академию искусств, где изучал живопись, скульптуру и фотографию. Там Дэвид начал экспериментировать с короткометражками и анимацией, а уже через год сделал свой первый проект.

После окончания учебы Линч начал работу над своим дебютным полнометражным фильмом «Голова-ластик» и работал над ним пять лет. И не зря: фильм стал классикой сюрреалистического кино. А Стэнли Кубрик даже показывал его съемочной группе «Сияния», чтобы они прониклись атмосферой. 

голова-ластик
Фильм «Голова-ластик». Источник

Потом он снял «Человека-слона», «Дюну» и «Синий бархат» — картины были популярны, но не так, как выпущенный в 1990 году «Твин Пикс». Именно он помог ему стать известным среди широкого круга зрителей, а критики плотно взялись за его творчество.

человек-слон
Кадр из фильма «Человек-слон». Источник

Основная фишка фильмов Линча — кинонуар. Режиссер спокойно смешивал реальность, вымысел, мистику и бессознательное. На экране могло происходить все что угодно — от загадочных монстров до психологических терзаний. Многие зрители и критики замечали эту особенность и сравнивали его произведения со сном.

Дэвид Кит Линч скончался 16 января 2025 года в возрасте 78 лет. В этот день фанаты по всему миру публиковали в социальных сетях фразы из его фильмов и сериалов. 

фразы агента Купера
Кадр из сериала «Твин Пикс». Источник

Цвет как инструмент эмоционального воздействия

Линч использует достаточно ограниченную цветовую палитру, но делает это осознанно. В его фильмах нет хаотичного смешения оттенков — каждый цвет появляется не просто так. Он подчеркивает смысл сцены, намекает на скрытые конфликты и помогает зрителю интуитивно почувствовать, что что-то идет не так.

Красный почти всегда предсказывает страсть, насилие, обман или переход в другое состояние сознания. Например, в «Твин Пиксе» красные шторы в комнате черного вигвама буквально вводят в гипноз, путают и напоминают, что это пространство не подчиняется обычной логике. 

черный вигвам
Черный вигвам из сериала «Твин Пикс». Источник

В «Синем бархате» красный появляется и на губах певицы Дороти Валленс — этот акцент делает ее одновременно сильной, но при этом уязвимой перед своей жизненной ситуацией. Получается, что такая «дерзкая» помада подчеркивает власть, которую героиня имеет и теряет. 

Синий у Линча связан с тайной, недосказанностью и тревогой. В «Синем бархате» этот цвет буквально наполняет фильм — синие тени, ночное освещение и одежда персонажей создают ощущение загадки, которую зрителю предстоит разгадать. 

В «Малхолланд Драйв» синий ключ становится символом перехода между реальностями — сначала зритель не понимает, зачем он нужен, но в конце фильма именно этот предмет связывает два мира. Поэтому в «Твин Пиксе» синий свет освещает Лору Палмер в момент ее последнего появления — это не просто визуальный эффект, а способ показать, что она уже не находится в мире людей. 

синий ключ в малхолланд драйв
Синий ключ у персонажа Джо в фильме «Малхолланд Драйв». Источник

Зеленый у Линча чаще всего подчеркивает ощущение искусственности. В «Твин Пиксе» зеленый свет или фон появляются в сценах, где реальность начинает рушиться, например когда герои оказываются в странных, почти потусторонних ситуациях.

герой джеймс в зеленом
Джеймс был подозреваемым в убийстве. Большинство сцен с ним сняты в лесу. Источник

В «Малхолланд Драйв» зеленый цвет есть в сценах сна и наваждения — он подчеркивает разницу между вымышленной и реальной жизнью главной героини. Все это заставляет зрителя сомневаться в том, что именно он видит.

Свет и тень как живые персонажи

Линч использовал свет не только как инструмент для освещения сцен, но и как способ создать тревожную, мистическую атмосферу. Он играет с тенями, точечным освещением и мерцающим светом, чтобы усилить ощущение неизвестности, подчеркнуть эмоции героев и намекнуть на скрытые смыслы. 

Точечный свет помогает выделить важные детали или подчеркнуть внутреннее состояние героев. В «Синем бархате» лицо Дороти Валленс освещается резким направленным светом, из-за чего оно кажется особенно бледным и уязвимым. В «Малхолланд Драйв» свет направляют на Бетти, когда она впервые читает монолог на прослушивании, превращая ее из наивной мечтательницы в роковую женщину. Этот прием помогает показать персонажа под новым углом.

дороти в синем бархате
Дороти Валленс на сцене в фильме «Синий бархат». Источник

Игра теней создает ощущение угрозы. В «Твин Пиксе» зловещий Боб появляется в затемненных углах, а его тень становится продолжением его самого. В «Сквозь огонь» сцены с Лорой Палмер заполнены глубокими тенями — как будто намекают зрителю, что Лору ждет что-то плохое.

боб в тени
Боб в «Твин Пиксе». Источник

Мерцающий или нестабильный свет у Линча часто предвещает переход между мирами или надвигающееся безумие. В «Малхолланд Драйв» сцена в театре Silencio сопровождается пульсирующим светом, который усиливает ощущение иллюзии, а в «Твин Пиксе» мигающая лампа перед появлением демонического существа намекает, что границы реальности начинают стираться.

кинотеатр в малхолланд драйв
Сцена из театра Silencio. Источник

Звук как самостоятельный художественный элемент

Линч работал со звуком так же тщательно, как с картинкой. Чтобы создать загадочную атмосферу, он обращался к композитору Анджело Бадаламенти. Анджело смог сделать спокойную, тягучую, но в то же время тревожную музыку, которая идеально передает настроение фильмов. Впоследствии композитор даже получил «Грэмми» за саундтрек к популярному сериалу. Но кроме музыки, режиссер использует и звуки, которые помогают заполнить пространство. 

Индустриальные шумы усиливают тревожность и показывают, что персонажи оторваны от реальности. Эти звуки монотонны, но они не расслабляют, а наоборот, нагнетают. Их можно описать как гул механизмов, ветер, который проходит через трубы или отдаленные разговоры. Так, в «Голове-ластике» звук становится почти постоянным фоном и создает ощущение изоляции главного героя. Все это подчеркивает, что вокруг него происходит что-то странное, даже если зритель пока не понимает, что именно.

Резкие звуки у Линча всегда имеют цель — выбить зрителя из равновесия, заставить почувствовать тревогу не через происходящее на экране, а через физическую реакцию на звук. Они появляются неожиданно, часто на фоне затянутой тишины, создают эффект внезапного ужаса. В «Малхолланд Драйв» в сцене у закусочной тишину резко прерывает оглушительный звук, после которого появляется пугающее существо. Осторожно, в видео есть скример.

Тишина иногда передает столько же смыслов, как музыка и шумы. Она не создает покой, а наоборот, делает сцену еще более напряженной, как будто зрителя заставляют задержать дыхание. В «Твин Пиксе» в сценах в черном вигваме тишина подчеркивает странность места: движения героев замедлены, их речь звучит неправильно, но больше всего на психику зрителя давит именно отсутствие фоновых звуков. 

В этом видео тоже немного страшно. 

Нелинейная структура и сравнение со сном

Фильмы Дэвида Линча часто сравнивают со снами. Они развиваются не по привычной логике, как это происходит в жизни, а по ассоциациям, эмоциям и бессознательному. Поэтому в картинах время идет в разных направлениях, события повторяются или переплетаются, а персонажи меняют облик или существуют сразу в нескольких реальностях. 

Линч с самого начала своей карьеры не стремился к четкому сюжету, потому что его кино работает на интуитивном уровне. Сам режиссер говорил: 

«Интуиция — это ключ ко всему. К живописи, кино, любому другому виду искусства или даже бизнесу»

Именно поэтому его фильмы не требуют логического объяснения — они действуют через ощущения. И тут важнее не последовательность событий, а то, какие эмоции они вызывают. Такой подход позволяет зрителю стать соавтором фильма. Линч не объясняет, что означает та или иная сцена, а предлагает почувствовать ее смысл самостоятельно. Он избегает традиционных сюжетных схем, которым обычно учат в киношколах, потому что хочет, чтобы восприятие фильма было личным.

 «В фильме самое главное — ощущение. Оно важнее истории», — говорил режиссер в одном из интервью. 

Это значит, что фильм не должен отвечать на вопросы, а должен создавать атмосферу, в которой зритель сам сможет найти свой ответ.

Главное о фильмах Дэвида Линча 

  1. Дэвида Линча по праву можно назвать главным среди сюрреалистов в сфере кино. Его запутанные сюжеты, нелинейность и параллельные миры — прямое тому подтверждение. 
  2. У режиссера было 3 любимых цвета: красный — для страсти, насилия или обмана, синий — для безысходности и внутреннего слома персонажей, и зеленый — чтобы показать двойственность и нереальность мира. 
  3. Чтобы акцентировать внимание на каком-то предмете или человеке, Линч использовал точечный свет, игру теней — как намек на что-то загадочное и плохое — и мерцающий свет, чтобы усилить иллюзию.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент