Кто такой Дэвид Линч
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в небольшом городе Миссула, штат Монтана, США. С самого детства он тянулся к изобразительному искусству и поэтому в 1965 году поступил в Пенсильванскую академию искусств, где изучал живопись, скульптуру и фотографию. Там Дэвид начал экспериментировать с короткометражками и анимацией, а уже через год сделал свой первый проект.
После окончания учебы Линч начал работу над своим дебютным полнометражным фильмом «Голова-ластик» и работал над ним пять лет. И не зря: фильм стал классикой сюрреалистического кино. А Стэнли Кубрик даже показывал его съемочной группе «Сияния», чтобы они прониклись атмосферой.
Фильм «Голова-ластик». Источник
Потом он снял «Человека-слона», «Дюну» и «Синий бархат» — картины были популярны, но не так, как выпущенный в 1990 году «Твин Пикс». Именно он помог ему стать известным среди широкого круга зрителей, а критики плотно взялись за его творчество.
Кадр из фильма «Человек-слон». Источник
Основная фишка фильмов Линча — кинонуар. Режиссер спокойно смешивал реальность, вымысел, мистику и бессознательное. На экране могло происходить все что угодно — от загадочных монстров до психологических терзаний. Многие зрители и критики замечали эту особенность и сравнивали его произведения со сном.
Дэвид Кит Линч скончался 16 января 2025 года в возрасте 78 лет. В этот день фанаты по всему миру публиковали в социальных сетях фразы из его фильмов и сериалов.
Кадр из сериала «Твин Пикс». Источник
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Цвет как инструмент эмоционального воздействия
Линч использует достаточно ограниченную цветовую палитру, но делает это осознанно. В его фильмах нет хаотичного смешения оттенков — каждый цвет появляется не просто так. Он подчеркивает смысл сцены, намекает на скрытые конфликты и помогает зрителю интуитивно почувствовать, что что-то идет не так.
Красный почти всегда предсказывает страсть, насилие, обман или переход в другое состояние сознания. Например, в «Твин Пиксе» красные шторы в комнате черного вигвама буквально вводят в гипноз, путают и напоминают, что это пространство не подчиняется обычной логике.
Черный вигвам из сериала «Твин Пикс». Источник
В «Синем бархате» красный появляется и на губах певицы Дороти Валленс — этот акцент делает ее одновременно сильной, но при этом уязвимой перед своей жизненной ситуацией. Получается, что такая «дерзкая» помада подчеркивает власть, которую героиня имеет и теряет.
Читайте также:
История черного цвета и его влияние на дизайн
Синий у Линча связан с тайной, недосказанностью и тревогой. В «Синем бархате» этот цвет буквально наполняет фильм — синие тени, ночное освещение и одежда персонажей создают ощущение загадки, которую зрителю предстоит разгадать.
В «Малхолланд Драйв» синий ключ становится символом перехода между реальностями — сначала зритель не понимает, зачем он нужен, но в конце фильма именно этот предмет связывает два мира. Поэтому в «Твин Пиксе» синий свет освещает Лору Палмер в момент ее последнего появления — это не просто визуальный эффект, а способ показать, что она уже не находится в мире людей.
Синий ключ у персонажа Джо в фильме «Малхолланд Драйв». Источник
Зеленый у Линча чаще всего подчеркивает ощущение искусственности. В «Твин Пиксе» зеленый свет или фон появляются в сценах, где реальность начинает рушиться, например когда герои оказываются в странных, почти потусторонних ситуациях.
Джеймс был подозреваемым в убийстве. Большинство сцен с ним сняты в лесу. Источник
В «Малхолланд Драйв» зеленый цвет есть в сценах сна и наваждения — он подчеркивает разницу между вымышленной и реальной жизнью главной героини. Все это заставляет зрителя сомневаться в том, что именно он видит.
Свет и тень как живые персонажи
Линч использовал свет не только как инструмент для освещения сцен, но и как способ создать тревожную, мистическую атмосферу. Он играет с тенями, точечным освещением и мерцающим светом, чтобы усилить ощущение неизвестности, подчеркнуть эмоции героев и намекнуть на скрытые смыслы.
Точечный свет помогает выделить важные детали или подчеркнуть внутреннее состояние героев. В «Синем бархате» лицо Дороти Валленс освещается резким направленным светом, из-за чего оно кажется особенно бледным и уязвимым. В «Малхолланд Драйв» свет направляют на Бетти, когда она впервые читает монолог на прослушивании, превращая ее из наивной мечтательницы в роковую женщину. Этот прием помогает показать персонажа под новым углом.
Дороти Валленс на сцене в фильме «Синий бархат». Источник
Игра теней создает ощущение угрозы. В «Твин Пиксе» зловещий Боб появляется в затемненных углах, а его тень становится продолжением его самого. В «Сквозь огонь» сцены с Лорой Палмер заполнены глубокими тенями — как будто намекают зрителю, что Лору ждет что-то плохое.
Боб в «Твин Пиксе». Источник
Мерцающий или нестабильный свет у Линча часто предвещает переход между мирами или надвигающееся безумие. В «Малхолланд Драйв» сцена в театре Silencio сопровождается пульсирующим светом, который усиливает ощущение иллюзии, а в «Твин Пиксе» мигающая лампа перед появлением демонического существа намекает, что границы реальности начинают стираться.
Сцена из театра Silencio. Источник
Звук как самостоятельный художественный элемент
Линч работал со звуком так же тщательно, как с картинкой. Чтобы создать загадочную атмосферу, он обращался к композитору Анджело Бадаламенти. Анджело смог сделать спокойную, тягучую, но в то же время тревожную музыку, которая идеально передает настроение фильмов. Впоследствии композитор даже получил «Грэмми» за саундтрек к популярному сериалу. Но кроме музыки, режиссер использует и звуки, которые помогают заполнить пространство.
Индустриальные шумы усиливают тревожность и показывают, что персонажи оторваны от реальности. Эти звуки монотонны, но они не расслабляют, а наоборот, нагнетают. Их можно описать как гул механизмов, ветер, который проходит через трубы или отдаленные разговоры. Так, в «Голове-ластике» звук становится почти постоянным фоном и создает ощущение изоляции главного героя. Все это подчеркивает, что вокруг него происходит что-то странное, даже если зритель пока не понимает, что именно.
Резкие звуки у Линча всегда имеют цель — выбить зрителя из равновесия, заставить почувствовать тревогу не через происходящее на экране, а через физическую реакцию на звук. Они появляются неожиданно, часто на фоне затянутой тишины, создают эффект внезапного ужаса. В «Малхолланд Драйв» в сцене у закусочной тишину резко прерывает оглушительный звук, после которого появляется пугающее существо. Осторожно, в видео есть скример.
Тишина иногда передает столько же смыслов, как музыка и шумы. Она не создает покой, а наоборот, делает сцену еще более напряженной, как будто зрителя заставляют задержать дыхание. В «Твин Пиксе» в сценах в черном вигваме тишина подчеркивает странность места: движения героев замедлены, их речь звучит неправильно, но больше всего на психику зрителя давит именно отсутствие фоновых звуков.
В этом видео тоже немного страшно.
Нелинейная структура и сравнение со сном
Фильмы Дэвида Линча часто сравнивают со снами. Они развиваются не по привычной логике, как это происходит в жизни, а по ассоциациям, эмоциям и бессознательному. Поэтому в картинах время идет в разных направлениях, события повторяются или переплетаются, а персонажи меняют облик или существуют сразу в нескольких реальностях.
Линч с самого начала своей карьеры не стремился к четкому сюжету, потому что его кино работает на интуитивном уровне. Сам режиссер говорил:
«Интуиция — это ключ ко всему. К живописи, кино, любому другому виду искусства или даже бизнесу».
Именно поэтому его фильмы не требуют логического объяснения — они действуют через ощущения. И тут важнее не последовательность событий, а то, какие эмоции они вызывают. Такой подход позволяет зрителю стать соавтором фильма. Линч не объясняет, что означает та или иная сцена, а предлагает почувствовать ее смысл самостоятельно. Он избегает традиционных сюжетных схем, которым обычно учат в киношколах, потому что хочет, чтобы восприятие фильма было личным.
«В фильме самое главное — ощущение. Оно важнее истории», — говорил режиссер в одном из интервью.
Это значит, что фильм не должен отвечать на вопросы, а должен создавать атмосферу, в которой зритель сам сможет найти свой ответ.
Главное о фильмах Дэвида Линча
- Дэвида Линча по праву можно назвать главным среди сюрреалистов в сфере кино. Его запутанные сюжеты, нелинейность и параллельные миры — прямое тому подтверждение.
- У режиссера было 3 любимых цвета: красный — для страсти, насилия или обмана, синий — для безысходности и внутреннего слома персонажей, и зеленый — чтобы показать двойственность и нереальность мира.
- Чтобы акцентировать внимание на каком-то предмете или человеке, Линч использовал точечный свет, игру теней — как намек на что-то загадочное и плохое — и мерцающий свет, чтобы усилить иллюзию.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться