пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Как Пит Мондриан балансировал силы Вселенной через геометрию

Как Пит Мондриан балансировал силы Вселенной через геометрию
19 августа, 2025
7 мин

В прямоугольных линиях и цветных квадратах голландский художник искал баланс между мужским и женским, мирским и духовным. В этой статье посмотрим на его творчество с разных сторон: изучим цветовую гамму, рассмотрим, в каких стилях он писал и как пришел к своей самобытности. А еще разберемся, какие философские смыслы Мондриан заложил в свои картины. 

Любовь к импрессионизму и поиск цветовой гаммы

Пит Мондриан родился 7 марта 1872 года в городе Амерсфорте. Он отучился в амстердамской Академии изящных искусств, много лет жил в Париже, а затем перебрался в Нью-Йорк, где приобрел популярность. 

Ранние работы Мондриан писал в стиле импрессионизма, фовизма и пуантилизма. В этих направлениях художники сглаживали контуры, упрощали формы, использовали мелкие мазки.

В этот период Мондриан нашел свою цветовую гамму: он решил, что красный, синий и желтый цвета ему очень нравятся. Позже он добавит в свои работы черные и серые оттенки, но со временем откажется от них.

Он изучал природу, наблюдал за сельскими пейзажами и любовался закатами. Его тянуло к земле, которая издревле давала человеку силы к жизни и творчеству.

картина Мондриана с мельницей
«Мельница в солнечном свете». 1908. Источник
Небо и лес у Мондриана
«Красное облако». 1907. Источник

Он писал и холодные, статичные пейзажи Нидерландов. Но они не получили признания критиков из-за своей депрессивности. Пит продолжил поиски истинного себя.

мрачный пейзах
«Сельская церковь». Источник

Поиск Абсолюта

Мондриан все время искал что-то глубже и дальше, чем мир осязаемый. В 1910–1911 годах он пишет картину «Эволюция». Это первая работа о поиске Абсолюта — знания о Вселенной, в котором нет сомнений, есть все или ничего. Оно открывает мир максимально ясно, и человек узнает все его загадки. 

Этим поиском Мондриан занимался всю жизнь, а вдохновило его учение русского философа Елены Блаватской.

В 1875 году она основала в Нью-Йорке Теософское общество, которое изучало философские и религиозные учения. Участники искали истину, которая открыла бы тайны человеческих сил и загадки природы.

Блаватская верила в смерть «эго», которое блокирует переход человека на новый духовный уровень. В своих учениях она объединяла все религии через их схожие идеи. Она утверждала, что есть не единый бог, а принцип — Абсолют. По нему Вселенная родилась сама из собственного «Я» и ее никто не создавал. А еще она балансирует сама себя и мирит в себе мужское и женское.

триптих Мондриана
Жизнь, смерть и перерождение в триптихе «Эволюция». Источник

На поиск Абсолюта наложился кубизм, восхищение работами Пабло Пикассо. И вот Мондриан уже в Париже, открывает новую, абстрактную главу своего творчества. 

И родилась абстракция 

В 1917 году Мондриан вместе с живописцем и архитектором Тео ван Дусбургом создает творческое объединение «Де Стиль». Они придумали новое художественное направление — неопластицизм. 

витражное окно с газонокосилкой
Тео ван Дусбург. «Газонокосилка. Эскиз витражного окна». Источник

Неопластицизм — это абстрактная геометрия, которая стремится к балансу через прямые углы. Мондриан называет свои линии пересечением и противопоставлением мужского и женского. Живопись сравнялась с архитектурными формами. Мондриан очистил искусство, он создал красоту из базовых элементов. 

В античности был популярен орнамент меандр, который символизирует стихии, непрерывность жизни, времени. Этот смысл Мондриан вкладывает в свои работы. 

меандр
Греческий меандр. Источник

Объединение просуществовало до 1928 года, Мондриан же вышел из него в 1924 году из-за конфликта с Тео. 

С 1919 года Пит Мондриан рисует только абстрактную геометрию с вертикальными и горизонтальными линиями. Он работает с тремя цветами — синим, красным и желтым. Часто к ним присоединяются черный, серый и белый. 

Его линии двигаются в бесконечность и за пределами картины. Никаких кругов, диагоналей и замкнутости в форме — только движение вперед. В них порядок и хаос Вселенной, постоянное движение и абсолютная свобода.

Пожалуй, самую известную свою картину художник создал в 1930 году. Это «Композиция с красным, синим и желтым», где черная сетка разделяет разноцветные блоки разных размеров.

самый известный орнамент Мондриана
Самая известная работа Мондриана. Источник

Главный эффект картины — ее незаконченность в пространстве. Все фигуры выходят за пределы холста, и их продолжает воображение зрителя. Красный квадрат как будто выдавливает остальные предметы, а синий прямоугольник движется на сопротивление ему. 

Эту картину модельеры и дизайнеры воспроизводили в своих проектах. 

Например, в 1965 году дизайнер Ив Сен-Лоран представил коллекцию одежды Mondrian. Одна из позиций — шерстяное платье с принтом картины.

платье с орнаментом
Платье Ива Сен-Лорана. Источник

А дизайнеры московской станции метро «Румянцево» сделали оммаж работам Мондриана и оформили платформу в стиле его геометрии.

станция Румянцево в Москве
Стиль «Румянцево». Источник

Когда Мондриан нашел свой стиль, Вселенная ответила ему взаимностью. В 1937 году его картины попали на передвижную выставку «Дегенеративное искусство». За несколько лет его работы увидели тысячи глаз. Зрители гадали, что же скрыто в этой геометрии, как она отзывается в их душах. И вместе с ним искали Абсолют. 

На этой волне признания, прямо перед началом Второй мировой войны Мондриан покидает Европу и переезжает в Нью-Йорк. Он понимает, что не будет жить и творить там, где распространяются фашистские взгляды.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Яркий, бодрый, праздничный Нью-Йорк рождает в Мондриане новый ритм, музыку, живое настроение. Он отказывается от черного цвета, рисует танец буги-вуги и исследует Бродвей. 

буги-вуги
«Буги-вуги на Бродвее». Источник

Над американскими картинами Мондриан работал дольше, чем над европейскими. Он знал, что здесь его любят и принимают. В Нью-Йорке он был под покровительством меценатки Пегги Гуггенхайм. Она владела галереей и выставляла картины Мондриана в ней. 

выставка Мондриана
«Победа буги-вуги». Источник

Были ли у картин Мондриана правильный верх и низ? Как оказалось, да. В 2002 году куратор одной из выставок заметила, что картина «Нью-Йорк» ранее всегда висела вверх ногами.

картина вверх дном
«Нью-Йорк». Источник

Она выяснила, что «сторона, где ленты расположены друг к другу наиболее близко, должна находиться вверху картины. Как темное небо». 

У Мондриана за всю жизнь была только одна персональная выставка — в 1942 году. За ним не замечено ни одного скандала или эпатажной выходки. Он полностью отдал себя картинам. 

Художник умер в 1944 году от воспаления легких. Но он навсегда остался человеком, который познавал Вселенную через геометрию и никогда не бежал за славой — только за чистым искусством. 

Главное о творчестве Пита Мондриана

Пит Мондриан — один из основателей абстрактного искусства и движения неопластицизма «Де Стиль». В начале пути он был импрессионистом, но со временем полностью ушел в абстракцию

Художник стремился к чистоте формы и цвета, а еще искал Абсолют Вселенной через свое творчество. Геометрия — символ баланса, бесконечности времени и пересечения мужского и женского. 

В своих работах Мондриан использовал простые геометрические формы — прямоугольники, квадраты, прямые линии. У него было три основных цвета: красный, синий, желтый — и три дополнительных: черный, белый и серый. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент