Что объединяет стилистика Сато
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
С 1960 годов в Японии активно развивается экономика. Это вызвало расцвет коммерческого дизайна, а вместе с ним и пересмотр существующих концепций. Японские дизайнеры стали активнее интегрировать в местную эстетику западные идеи, в основе которых — конструктивизм и Баухаус.
Коичи Сато создавал плакаты с философским характером. Он соединил японскую традицию с принципами западного модернизма: декоративную условность и символизм школы Римпа, идею бренности мира и упрощенность форм направления укиё-э, функциональность и минимализм Баухауса. Такая комбинация сделала дизайн многозначным и глубоким. Например, Сато в своей серии «Пять времен года горы Фудзи» отсылается к работам Хиросигэ «36 видов горы Фудзи», мастера направления укиё-э 19 века.
Плакат-хайку из серии «Пять времен года горы Фудзи». 1988. Источник: иллюстрации из журнала «Idea 375», выпуск с Коичи Сато, 2016
Плакат-хайку «Пять времен года горы Фудзи». 1988. Источник: иллюстрации из журнала «Idea 375», выпуск с Коичи Сато, 2016
Японские плакаты читаются через эмоции и чувства. Если западное искусство делает акцент на четкой коммуникации и логике, то японское строится на ассоциациях и недосказанностях.
Сато в своем дизайне воздействует через намек, а не через прямое высказывание. Он передает многослойные образы и идеи как метафоры. Такой подход формирует три уровня прочтения: визуальный (технический), символический и философский.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Визуальный уровень: цвет и композиция
Первый уровень связан с техническим мастерством: композицией, цветовой палитрой и типографикой. Глубину в плакатах Сато передает с помощью мягких цветовых переходов, точных линий и динамики.
Коичи Сато создает композицию на принципах минимализма и раскрывает сложные смыслы через простые решения. В своих работах дизайнер использует не более трех элементов. Например, на плакате для музея дизайна в Цюрихе он передает национальный код Японии и Германии через абстракцию, цвет и комбинацию языков.
«Плакаты из Японии» для музея дизайна в Цюрихе, 1993. Источник: цифровой архив Gurafiku
Особое внимание Коичи уделяет цвету и градиентам. Его дизайн можно узнать по мягким цветовым растяжкам: либо между оттенками, либо между контуром объекта и пространством. Излюбленный прием — распыление цвета с помощью аэрографа.
Плакат для фестиваля в Takasaki Art Center College. 1989. Источник: иллюстрация из книги «Koichi Sato (World Graphic Design Vol.13)», 1994
Плакат к фильму «Rikyu (Likyu)». 1988. Источник: npo-plat.org
Ученики Сато отмечают мастерство дизайнера чувствовать цвет даже в технической печати. В молодости Коичи работал в фотолаборатории, а позднее полученные знания переносил на цифровой дизайн. Он не пользовался компьютером и Photoshop, но понимал тоновые кривые и точно ощущал оттенки. Один из ассистентов говорит об этом в интервью:
«Когда я раньше работал с мистером Сато, меня поразили его числовые рекомендации в пробных оттисках, такие как “увеличить циановый на процент” и “уменьшить пурпурный на процент”. Я до сих пор помню, как был удивлен точностью инструкций господина Сато, в то время как большинство дизайнеров использовали бы расплывчатые выражения, такие как “немного увеличить” или “сделать немного темнее”».
Типографика в плакатах выступает участником в визуальном диалоге. Коичи использует ее для передачи динамики и создания ритма. В силу специфики письма японских иероглифов, их форму можно трансформировать под определенные цели: передать характер движения или подчеркнуть контур главного образа.
Плакаты к выставке в Tama Art University. 2007, 2008. Источник: цифровой архив Gurafiku
Символический уровень: архетипы и традиции
Второй уровень раскрывается через формы и японские традиции: пустые пространства, символы и упрощенность.
В японском искусстве пустота — полноценный элемент в композиции. Она выступает в роли тишины и пространства для размышления. С ее помощью художники и дизайнеры подчеркивают главный образ. В работах Коичи объекты вступают с пустым пространством в тонкое взаимодействие: переходят в него или изменяют форму.
«Плакат для объединения мастеров икебаны». 1985. Источник: цифровой архив Gurafiku
«Супершкола». 1981. Источник: moma.org
Дизайнер часто обращается к архетипам и сокращает сложные концепции до элементарных форм. В плакате «100 лет японской эмиграции в Мексику» круг выступает и как архетип единства, и как солнце на национальном флаге Японии. Шипы кактуса растут из него, что символизирует интеграцию культур. Как отмечает один из его ассистентов: «Любой мог бы соединить японский флаг и кактус. Но то, что колючки кактуса прорастают сквозь круг солнца на флаге, — это и есть глубина замысла, делающая плакат необыкновенным. Мне рассказывали, что эта деталь появилась случайно: когда он [Сато] вырезал макет, одна из колючек упала прямо на флаг».
«100 лет японской эмиграции в Мексику». 1997. Источник: npo-plat.org
Образ Луны в плакатах Сато — классический японский символ быстротечности жизни, спокойствия и природной красоты. В рекламном плакате для бренда National Луна символизирует ностальгию по утраченной связи с природой в цифровую эпоху. Сато противопоставляет два визуально схожих свечения: вечное (природное) от Луны и временное (искусственное) от экрана.
Рекламный плакат для бренда техники National. 1986. Источник: moma.org
«Доброе утро, Луна!». 1999. Источник: sbirky.moravska-galerie.cz
«Пожар в Кинкаку-дзи». 1983. Источник: цифровой архив Gurafiku
Третий уровень превращает плакат в метафоры: зритель становится ловцом смыслов и начинает рефлексировать над ними. Сато в своих работах задается вопросами мимолетности бытия и единства человека с природой.
Коичи делает акцент на поэтичность образа и часто создает иллюзии. Объекты неоднозначны и обретают несколько трактовок. Например, он прячет в темноте силуэты или показывает только фрагмент, а зритель сам достраивает образ в голове.
Театральный плакат Gakuya. 1983. Источник: цифровой архив Gurafiku
«Женская мемориальная служба». 1979. Источник: moma.org
В других случаях он специально оставляет пространство для додумывания. Например, плакаты с изображением коробок построены на иллюзии: с одной стороны, свечение показывает, будто в них что-то есть. Это скрыто от зрителя и оставляет лишь догадки о характере содержимого. С другой, коробки кажутся пустыми, а такой прием просто выделяет их форму на темном фоне.
«Одеяние Японии Сэйсэй-ан». 1987. Источник: цифровой архив Gurafiku
Плакат из «Серии коробок». Источник: иллюстрации из журнала «Idea 375», выпуск с Коичи Сато, 2016
Коичи Сато показывает метафору хрупкости бытия и его непостоянства через размытые контуры и ауру от объекта. С помощью таких приемов пустота раскрывает свою истинную силу: при вдумчивом созерцании предмет растворяется в ней и излучает энергетическое поле. Некоторые плакаты можно «услышать»: аэрограф создает эффект шума и имитирует вибрацию от объектов.
Плакат «Новые музыкальные медиа». 1974. Источник: moma.org
Плакат к фестивалю поэзии и музыки. 1986. Источник: иллюстрация из книги «Koichi Sato (World Graphic Design Vol.13)», 1994
В плакатах один образ часто переходит в другой, что показывает взаимосвязь всего сущего. Таким приемом Сато передает метафору единства — он объединяет природные образы с фигурой человека. Элементы растворяются друг в друге, а четкая граница перехода отсутствует. Так дизайнер визуализирует процесс вечного перерождения форм, а все в мире является частью единого целого.
Плакат для IPT (International Poster Triennial) в Тояме. Источник: иллюстрации из журнала «Idea 375», выпуск с Коичи Сато, 2016
Плакат для международного арт-фестиваля в Огуни. 1998. Источник: иллюстрации из журнала «Idea 375», выпуск с Коичи Сато, 2016
Сато мастерски играет с иллюзиями. Его образы наделены почти физической осязаемостью. Бумажные плакаты создают условную преграду между мирами: с одной стороны — зритель, с другой — образ, готовый материализоваться. Такая художественная иллюзия раскрывает работу как метафизический акт, где изображение находится одновременно и в двухмерной плоскости, и в реальности.
Плакат для IDCN (International Design Center Nagoya). 1996. Источник: npo-plat.org
«Мыльные пузыри плыли, они плыли в космическое пространство». 1989. Источник: цифровой архив Gurafiku
Сочетая вещи, которые может сделать каждый, или комбинируя общие мотивы и формы, он [Сато] создает свежие образы и глубокую коммуникацию, которую мы никогда не видели раньше. Другими словами, даже если идея проста, она имеет глубину как в картине.
Такехико Мурамацу, ассистент Коичи Сато
Главное о плакатах Коичи Сато
- Плакаты Коичи Сато функционируют как арт-объекты и требуют эмоционального погружения. Они строятся на ассоциациях, иллюзиях и намеках.
- Читать его работы следует через три уровня: визуальный (композиция, цвет, типографика), символический (архетипы, формы, традиции) и философский (метафоры, поэзия, вопросы).
- Сато использует принципы минимализма и через простые формы передает сложные смыслы.
- Он тонко чувствует цвет. Его плакаты можно узнать по мягким цветовым градиентам.
- Пустота на плакатах Сато — полноценный элемент композиции, пространство для размышления.
- В своих работах он поднимает философские темы: мимолетность бытия и единство человека с природой.
- Сато использует иллюзию и метафизические идеи: зритель часто дорисовывает образ в своей голове или видит ауру от объекта.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться