обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Как стать геймдизайнером: пошаговая инструкция, которая поможет начать карьеру в геймдеве

Как стать геймдизайнером: пошаговая инструкция, которая поможет начать карьеру в геймдеве
22 января, 2024
16 мин

В этой статье рассказываем, почему 10 000 часов в играх для геймдизайнера важнее, чем владение графическими редакторами или умение работать с игровым движком. Разберем сет основных навыков, необходимых для работы в геймдеве, и поделимся практическими советами по написанию концепции своей первой игры.

Подумайте, чем вы хотите заниматься в игровом проекте

Список задач геймдизайнера в игровом проекте довольно большой, поэтому некоторые специалисты предпочитают выбирать более узкое направление. Это может быть только нарративный дизайн, то есть работа со сценариями и характерами персонажей, или только левел-дизайн, то есть проектирование уровней.

Тем не менее, чем больше навыков прокачивает специалист, тем более востребованным он будет в игровой индустрии. Вот список задач, которыми может заниматься в проекте геймдизайнер:

  • Генерация идей. Геймдизайнеры часто инициируют процесс разработки игр, предлагая новые идеи для игр, механики или инновационные подходы к взаимодействию с игроками.
  • Разработка механик. Механику недостаточно просто придумать, ее также нужно грамотно реализовать и проверить, что игрокам она действительно подарит новый опыт. Эта задача также включает разработку правил и элементов управления.
  • Нарративный дизайн. Доработкой сюжета, характеров персонажей, цепляющих эмоциональных или смешных моментов в повествовании может заниматься отдельный человек в команде, но если она небольшая, то за нарратив тоже будет отвечать основной геймдизайнер.
  • Документация. В дизайн-документах описываются концепция игры, механика, персонажи, уровни и общая структура. Позже эти документы служат основой для команды разработчиков и ориентиром на протяжении всего производственного процесса.
  • Проектирование уровней и игровой среды в целом. Геймдизайнеры отвечают не просто за внешний вид уровней, но и за их последовательность, постепенное увеличение сложности и темпа, челленджи и награды.
  • Баланс игры. Сложность механик, квестов, которая постепенно увеличивается в зависимости от прокачки игрока поддерживает вовлеченность. Задача геймдизайнера в этом случае — все время давать игроку челлендж, но не делать его сложным настолько, чтобы хотелось бросить игру.
  • Тестирование. Дизайнеры игр регулярно проводят плейтесты, чтобы собрать отзывы о своих проектах. Они используют обратную связь, чтобы выявить сильные и слабые стороны, внести улучшения и доработать некоторые аспекты игры.

Развивайте игровую насмотренность

Создайте аккаунт в Steam, если его нет

Большинство людей, интересующихся игровой индустрией, обычно уже имеют игровой опыт и большую библиотеку в Steam — онлайн-платформе для покупки игр. Если у вас еще нет аккаунта, то стоит его создать и начать собирать свою коллекцию.

Кстати, в будущем это может помочь вам пройти собеседование. Удивительно, но геймдев — это та сфера, в которой работодателю важно, сколько часов вы провели в играх и какими жанрами интересуетесь больше всего.
платформа игр
Главная страница Steam

Анализируйте игры

Можно сказать, что этот совет — дополнение к первому. Недостаточно просто наиграть 10 тыс. часов в разные игры, чтобы стать геймдизайнером. Играть нужно будет вдумчиво, чтобы замечать необычные, удачные и неудачные решения, а также черпать вдохновение. 

Вот на что можно обращать внимание в процессе игры:

  • Ваши собственные ощущения, как игрока. Следите за сюжетом и динамикой, отмечайте, когда вы вовлекаетесь в процесс настолько, что сложно остановиться, а когда становится скучно. Проанализируйте, из-за чего могли возникнуть эти ощущения. В будущем это поможет вовлекать игроков уже в ваши проекты и не допускать просадок в динамике.
  • Интересные механики, с которыми вы раньше не сталкивались. В проектах есть десятки механик, например, восстановление здоровья с помощью аптечек или зелий, сбор ресурсов и крафт или решение головоломок. Чем больше механик вы знаете, тем проще вам будет продумывать концепции собственных игр.
  • Визуальные решения и звук. Иногда важен не столько сам визуал или саундтрек, сколько ощущение, которое он создает. Поэтому такие художественные решения не стоит слепо копировать, но ими можно вдохновиться или взять в качестве референса.

Играйте не только в AAA-проекты, но и в инди-игры

AAA-проекты (трипл-эй) — это категория игр с большими бюджетами, которые обычно выпускают крупные студии. Эти игры отличаются продвинутой графикой, большим количеством контента и большими затратами на маркетинг. Но все чаще такие проекты получаются скучными или просто неудачными, потому что издатели нацеливаются не на вовлечение игрока, а на прибыль проекта.

Примеры неудачных AAA-проектов в игровой индустрии — это Mass Effect: Andromeda, Fallout 76, серии Battlefront или Assassin’s Creed, которые по мнению многих игроков стали очень однотипными.

Сравнение геймплея в Assassins Creed Mirage (2023) и Assassins Creed Unity (2014)

Инди — это сокращение от «independent» (независимый). Категория получила такое название, потому что включает в себя проекты, которые не зависят от требований инвесторов или стандартов рынка. Создатели выпускают эти игры на собственные средства, поэтому они часто получаются более смелыми.

Многие инди-проекты становятся культовыми. Например, такими стали игры Hollow Knight и Undertale.

Трейлер игры Hollow Knight 
Трейлер игры Undertale

Развивайте художественную насмотренность

Для начала можно регулярно просматривать концепт арты и сохранять интересные визуальные решения на своей доске, например, в Pinterest или на ArtStation. Это будет полезно при разработке локаций, персонажей и сюжета, поможет доходчиво объяснять креативной команде свое видение, так как наглядные примеры всегда будут под рукой.

персонажи на ArtStation
Подборка персонажей на ArtStation

А вот рисовать от руки или владеть графическими редакторами геймдизайнеру не обязательно, хотя этот навык может упростить работу. Например, можно быстро на бумаге набросать карту уровня, чтобы объяснить коллегам свое видение. Также умение рисовать простые схемы поможет на питчингах, где нужно за короткое время предоставить аргументы инвесторам или коллегам.

Набросок уровня
Набросок уровня для 2D-платформера. Источник
Но если этого навыка нет, то для построения схем или черновых карт локаций можно использовать сервисы, вроде Miro. Там вы сможете собрать нужную конструкцию из готовых блоков, добавить иллюстрации, подписи и ссылки на референсы.

Изучайте техническую сторону работы в геймдеве

Можно хотя бы на базовом уровне освоить программы, с которыми работают коллеги. Это даст вам возможность собирать черновой вариант проекта самостоятельно и тестировать гипотезы не дожидаясь, пока у художника или разработчика появится время, чтобы помочь.

Осваивайте основы 3D и анимации

Навык работы с 3D поможет геймдизайнеру самостоятельно собирать прототипы уровней:

  • оценить логику и сложность прохождения;
  • посмотреть глазами игрока на тот путь, который будет проходить его персонаж;
  • проверить, насколько сложными или скучными получаются некоторые этапы.
3D-прототип локации
Пример 3D-прототипа локации. Источник

Также можно делать черновые модели персонажей, противников и окружения, не привлекая к этому процессу 3D-художников. Причем, не обязательно создавать их с нуля, можно находить нужные модели в библиотеках и адаптировать их под свои задачи.

Какие 3D-программы осваивать в первую очередь:

  • Blender 3D — бесплатный инструмент для работы с 3D-изображениями, который охватывает широкий спектр задач, включая моделирование, скульптинг, анимацию и рендеринг. У Blender большое и активное сообщество, интуитивно понятный интерфейс и обширный набор функций, что делает его популярным среди разработчиков и дизайнеров инди-игр.
  • ZBrush — это программа для 3D-скульптинга, которую используют при создании высокодетализированных моделей, особенно персонажей и природных объектов. Основные инструменты программы — это кисти, позволяющие  художникам прорабатывать текстуры и рисовать на своих моделях.
фигура персонажа игры
Пример простой фигуры персонажа. Источник

Познакомьтесь с основными движками

Игровой движок — это платформа, на которой создается игра или набор основных правил и инструментов, необходимых для разработки. Он облегчает такие задачи, как добавление новых объектов, их редактирование, проектирование поведения объектов и физики (например, скорости, массы или траектории движения).

Некоторые студии разрабатывают собственные движки и используют их исключительно для своих проектов. Эти движки не получится изучить самостоятельно, потому что они являются собственностью компании и защищены коммерческой тайной:

  • Dunia Engine — движок компании Ubisoft, разработанный для внутренних проектов. На нем создавалась серия игр Far Cry, начиная со второй части.
  • REDEngine — игровой движок студии CD Projekt RED, который создали для нелинейных компьютерных ролевых игр с открытым миром, где игрок может сам выбирать, куда ему пойти. На этом движке созданы игры серии «Ведьмак» и Cyberpunk 2077.
  • RAGE engine (Rockstar Advanced Game Engine) — игровой движок студии Rockstar, на котором создавались игры серии GTA и Red Dead Redemption.

Но есть игровые движки с открытым доступом, которые можно осваивать бесплатно — это:

  • Unity — универсальный игровой движок с возможностью бесплатного использования, который работает как с 2D- так и с 3D-графикой. Его используют многие независимые студии. В Unity можно создавать игры для ПК, мобильные и веб-игры, проекты для консолей Xbox и PlayStation.
  • Godot —  еще один бесплатный кроссплатформенный игровой движок, на котором можно создавать 2D- и 3D-игры для ПК, консолей, а также мобильные и веб-проекты.
  • Unreal Engine — движок компании Epic Games, на котором созданы все ее проекты. в том числе известный онлайн-шутер Fortnite. В отличие от многих движков крупных студий, Unreal Engine находится в открытом доступе. Он подходит для создания 3D-игр, моделирования, создания компьютерных симуляций и рендеринга.
движок Unreal Engine
Интерфейс движка Unreal Engine. Источник

Если геймдизайнер умеет работать с движком, это может ускорить некоторые процессы в команде, потому что проверять новые механики и проводить презентацию новых решений он тоже может сам, без привлечения разработчиков проекта. Например, он сможет

  • Создавать прототипы уровней сразу на движке, чтобы тестировать разные сценарии прохождения, менять свойства объектов.
  • Тестировать баланс, настраивать характеристики и проверять способности персонажей.
  • Визуализировать свои идеи для более эффективной презентации новых концепций команде и инвесторам.

Подтяните английский язык или начните его изучать

Геймдев — это большое международное сообщество, поэтому специалисты разных стран общаются в основном на английском языке. Если вы хотите стать его частью, то придется подстраиваться. Так вы сможете:

  • Находить бесплатные обучающие материалы, которые есть в открытом доступе. Многие образовательные ресурсы, учебные пособия и документация по игровому дизайну существуют только на английском языке.
  • Участвовать в онлайн- и оффлайн мероприятиях. Большинство форумов, презентаций и геймджемов тоже проходит именно на английском.
  • Находить вакансии в международных проектах. Для этого разговорного уровня уже будет недостаточно. Если вы хотите попасть в крупный зарубежный проект, то свои знания языка придется подтвердить сертификатом, например, IELTS или TOEFL.

Развивайте софт-скилы

Креативность

Этот навык позволяет дизайнерам разрабатывать уникальные игровые механики, захватывающие сценарии и визуально привлекательную игровую среду. От каждого из этих аспектов зависит успех игры на рынке.

Если вы не считаете себя креативным человеком, это не страшно, потому что это такой же навык, как работа в программах, а значит, его можно прокачать. Начните собирать свои коллекции интересных геймдизайнерских решений и выполняйте ежедневные упражнения. Например:

  • Попробуйте придумать 5, 10 или даже 100 разных персонажей, которые максимально не похожи на что-то, что вы уже видели в играх.
  • Придумайте неприятные обстоятельства, в которые может попасть персонаж, и составьте 10 или 20 нестандартных способов, как он может выйти из этой ситуации. 
  • Экспериментируйте с сочетаниями жанров и стилей. Например, подумайте, с какими жанрами можно органично соединить стимпанк, фентези или мрачный хоррор-сеттинг. Подумайте, какие персонажи могут населять этот мир.

Не забывайте записывать или зарисовывать свои идеи. Для этого можно использовать любые удобные инструменты: Illustrator, Procreate, Notion, Miro, обычный скетчбук или блокнот. Главное, чтобы эти идеи были под рукой.

Коммуникация и работа в команде

Разработка игр — это совместная работа, объединяющая людей с разными навыками и опытом. Коммуникативные навыки позволяют геймдизайнерам эффективно работать с художниками, программистами, сценаристами, саунд-дизайнерами, продакт- и проджект-менеджерами.

Умение слушать, предоставлять конструктивную обратную связь и способствовать созданию позитивной атмосферы в команде имеет важное значение для успешной разработки игр.

Навык публичных выступлений

Геймдизайнерам часто приходится презентовать отстаивать свои идеи перед командой, продюсерами или потенциальными инвесторами. Умение находить и и приводить аргументы, уверенно и убедительно рассказывать о продукте или принятых решениях помогают дизайнерам эффективно передавать свое видение, вызывать энтузиазм и поддержку своих проектов.

Попробуйте написать первую концепцию своей игры

Не существует единственного и правильного способа прописать концепцию и презентовать ее. Но есть несколько правил, которые помогут вам начать и сформировать удобный для вас стиль работы.

Начните с общего видения

Прежде чем углубляться в детали, определите, в чем заключается идея и уникальность вашей игры. Опишите те ощущения от прохождения, которые должен испытать игрок. Если вам сложно начать, то попробуйте сначала описать свой опыт и свои ощущения от прохождения других проектов. Например:

  • Когда я прохожу The Elder Scrolls V: Skyrim, то получаю удовольствие от исследования большого, красивого мира и возможности побыть кем-то другим.
  • Когда я играю в Heroes of Might and Magic III, мне нравится видеть результат каждого решения, которое я принимаю. 
  • Когда я играю в The Last of Us, то чувствую себя частью постапокалиптического мира и получаю тот адреналин, которого нет у меня в жизни.

После этого попробуйте сформулировать свою концепцию в одном предложении, чтобы она звучала интересно и убедительно. Можно использовать для описания сеттинг, типы персонажей и их противников, основные события или особенности квестов. Для начала можно тоже потренироваться на популярных играх и коротко описать их:

  • Doom — динамичный шутер от первого лица, с жуткими демонами, мощным оружием и стильным саундтреком.
  • Red Dead Redemption — приключение в стиле Дикого Запада, в котором можно стать бандитом вне закона, исследовать мир Америки начала XX века, организовать банду, грабить поезда и дилижансы или играть в азартные игры.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — ролевая игра с открытым миром, в которой можно почувствовать себя персонажем серии книг « Ведьмак»,сражаться с мифологическими существами, создавать эликсиры, осваивать базовую магию и выполнять разные квесты.

Придумайте историю или сеттинг

Даже у простых старых игр есть сюжет или обстоятельства, в которых оказываются персонажи. Например, Packman оказывается в закрытом лабиринте с опасными привидениями, а Supermario проходит уровни, чтобы спасти принцессу.

Для вдохновения почитайте сюжеты известных и культовых игр, обращайте внимание на ключевые моменты:

  • Завязку сюжета, то есть обстоятельства, в которых находится герой в самом начале;
  • Развитие сюжета и персонажей. которые его двигают.
  • Варианты концовок, которые есть в игре и обстоятельства, от которых зависит тот или иной финал.

Не обязательно сразу продумывать сложные сюжетные ответвления, как это сделано, например, в игре Detroit: Became Human. Можно начать с очень простых историй и попробовать привнести в них что-то новое.

Придумайте харизматичных персонажей

Ваша задача, как геймдизайнера, не просто придумать, как они выглядят, а прописать характеры и предысторию. Хороший персонаж имеет эмоциональную связь с игроком, делая игровой процесс более захватывающим и приятным.

  • Он обладает особенностями, которые выделяют его среди других. Например, это может быть необычная профессия, суперспособность или эмоциональная травма.
  • Также хорошо проработанный персонаж сбалансирован. Он особенный, но не настолько, чтобы все делать легко, так что у него должны быть слабости.
  • Персонажу нужны точки роста, то есть он не должен начинать игру со стопроцентными способностями. Продумайте, как он будет развиваться, и к чему придет в финале игры.
персонажи Portal 2
Необычные и забавные персонажи Portal 2. Источник

Продумайте основные механики

Для этого ответьте на два вопроса:

  • Для чего игрок будет проходить вашу игру, то есть какая у него цель.
  • Что именно он будет делать для достижения этой цели.

Например, в игре The Last of Us игроку нужно доставить ученым девочку Элли, чтобы  исследовать ее иммунитет к инфекции, которая спровоцировала апокалипсис. Для достижения этой цели игрок:

  • сражается с зомби-щелкунам;
  • проходит опасные локации незамеченным, то есть в стелс-режиме;
  • собирает припасы и оружие, в том числе аптечки, чтобы восстанавливать здоровье.

Это и есть основные механики проекта.

Продумайте визуальный стиль проекта

Не обязательно самостоятельно рисовать эскизы или концепт-арты. Для начала можно собрать мудборд из отдельных фрагментов других игр, фильмов или комиксов, работ сторонних художников и 3D-артистов, чтобы сформировать эстетику вашей будущей игры.

Идеи можно собирать на разных площадках:

  • Pinterest
  • ArtStation
  • DeviantArt
  • Behance
  • Dribbble
мудборд на Pinterest
Пример фэнтези-мудборда на Pinterest

Продумайте детали и создайте дизайн-документ

Game Design Document (GDD) — это документ, который станет основой видеоигры. На него будут опираться разработчики, художники, сценаристы, саунд-дизайнеры и другие члены команды. Дизайн-документ должен содержать:

  • концепцию и общее видение;
  • описание портрета аудитории;
  • цели игры и тот эффект, который она будет производить на игроков;
  • описание всех существующих механик;
  • описание персонажей;
  • концепции уровней;
  • описание визуального стиля и концепт-арты;
  • описание звукового сопровождения и той атмосферы, которую оно должно создавать.

Проведите тестовую презентацию

Презентовать свой проект можно перед знакомыми и друзьями или коллегами. В крупных городах часто проходят форумы, на которых для новичков устраивают питчинги. На этой сессии вы сможете показать свой проект реальной студии либо найти единомышленников для самостоятельной реализации.

Ищите возможности получить практический опыт

Сотрудничайте с другими начинающими разработчиками игр

Участвуйте в геймджемах или собирайте свои начинающие команды, чтобы реализовывать инди-проекты. Практический опыт не только отточит ваши навыки, но и поможет сформировать целостное представление о разработке игр:

  • какие этапы проходит каждый проект;
  • кто необходим в команде;
  • за что в проекте отвечает каждый специалист.

Посещайте игровые мероприятия

Это могут быть конференции, презентации или выставки в сфере игровой индустрии. Новые знакомства помогут вам найти свой первый проект, наставника, коллег или даже первое место работы.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент