Всевозможные цифровые инсталляции и лазерные шоу — наиболее наглядные примеры интерактивных медиа. Но работа медиадизайнера не ограничивается только ими. Он может работать в концертной индустрии, участвуя в создании зрелищных выступлений. Или приобщиться к искусству: многие музеи используют интерактив на выставках — например, Мультимедиа Арт музей в Москве или ArtScience Museum в Сингапуре.
В целом формат можно охарактеризовать как смешение реального и цифрового пространства. Человек здесь зачастую становится не просто наблюдателем, а частью медиасреды. Интерактивные объекты движутся, говорят, меняют цвета — но не сами по себе, а от взаимодействия с реальным миром. Например, человек двигает рукой в воздухе, а фигуры на экране меняют свое положение — и это кажется настоящим волшебством. Как и в случае с реальной магией, техническая часть «трюка» скрыта от зрителя. Он не видит датчиков, консолей, работу электроники — но видит, как его жесты меняют что-то в виртуальной реальности. В этом, пожалуй, и есть секрет того впечатления, которое интерактивные медиа неизменно производят на зрителей.
Как и любое направление дизайна, медиа арт — это инструмент, помогающий донести до аудитории определенную информацию, идею, ценность. В отличие от привычных форматов, например, видео или графики, он позволяет использовать нестандартные сценарии.
Илья Рыжков:
В Luna Park мы делали проекционное интерактивное шоу для прибалтийской компании Latvenergo в Риге. Надо было создать ролик, который рассказывает про наследие компании, как вода через гидроэлектростанции превращается в электроэнергию и зажигает свет в квартирах. Ролик проецировался на фасад главного здания компании. В ролике был момент как вода попадает в турбину, турбина раскручивается и в этот момент мы зажигали физическое освещение в здании. Дальше подсветка здания работала синхронно с роликом по таймкоду. Зритель чувствовал, как энергия воды связана с электричеством и светом. Также мы дали возможность зрителем управлять графикой и подсветкой здания жестами рук – так мы создавали эмоциональную связь зрителя и происходящего перед ним шоу.
На популярность профессии дизайнера интерактивных медиа сильно повлияла пандемия. Бренды вынуждены были массово переносить презентации новинок в онлайн. Цифровой формат презентаций сначала заставил искать нестандартные решения, а потом стал новой реальностью для шоу подобного рода.
Дизайнер интерактивных медиа может работать в абсолютно разных сферах: от рекламы до создания городской инфраструктуры. Он может делать как отдельные медиаобъекты, так и целые инсталляции или шоу.
К специалистам в области медиадизайна обращаются не только бренды, но и государственные компании. Например, к 800-летию Нижнего Новгорода была подготовлена зрелищная интерактивная инсталляция «Код Нижнего»:
А в Москве к подобному формату недавно прибегал Московский метрополитен. По его заказу ребята из агентства Luna Park сделали бесконтактную интерактивную инсталляцию с игровой механикой. Каждый желающий мог подключиться к ней и поиграть в тетрис виртуальными вагонами метро. Медиаобъект располагался в крупнейшем ТЦ столицы — Авиапарке.
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
В Эр-Рияде интерактивный дизайн мультимедиа использовался для создания зрелищного шоу для любителей популярной MMORPG «League of Legends». Ожившие персонажи здесь сражались на гигантской сцене:
А в Кёльне технология дополненной реальности стала частью шоу на финальном матче Евролиги:
Иммерсивные выставки, интерактивные музеи, городские арт-объекты — дизайнерам интерактивных медиа хватает площадок для реализации самых фантастических идей.
Илья Рыжков:
Сейчас очень просто подключить самую навороченную камеру с лидаром, взять с нее данные, интерпретировать их в каком-то графическом виде, подключить нейросетку, сделать систему, чтобы она менялась и училась. Это позволяет сильно масштабировать области применения: все больше мы будем встречать интерактивные медиа в музеях, на выставках, в городской среде.
Глядя на красочные шоу и невероятные инсталляции трудно представить, что научиться создавать подобное может человек, никогда ранее не занимавшийся программированием. И корочка технического ВУЗа тоже не обязательна.
Илья Рыжков:
С развитием инструментов порог вхождения в профессию становится все ниже для специалистов далеких от программирования и электроники. Улучшились и появлялись новые инструменты разработки. Развивалось визуальное программирование. В последние 10-15 лет все было направлено на то, чтобы обычный дизайнер смог создать графику реального времени.
Для входа в профессию необходимы базовые знания в сфере дизайна. Также полезно иметь хотя бы небольшой опыт работы в графических или видеоредакторах. Базовые знания в сфере программирования тоже подойдут в качестве минимального багажа для новичка в дизайне интерактивных медиа.
Чтобы полноценно работать над проектами в этой сфере, нужно освоить ряд программ и технологий: Arduino, Cinema 4D, Leap Motion и Kinect, RealSense и т.д. Чем больше инструментов знает дизайнер, тем более крутые с визуальной и технической точки зрения проекты он сможет создавать. Ему важно не только уметь придумывать идеи, но и разрабатывать сценарии.
Хотя индустрии интерактивных медиа не так уж мало лет, специалистов в этой сфере не так уж много, зато потребность в них только растет. Можно сказать, что дизайнеры интерактивного направления нарасхват — и это не будет преувеличением.
Илья Рыжков:
В последнее время, когда ищем исполнителей на проекты, получаем стандартный ответ – у меня завал, я занят, давайте через месяц. Это говорит, что дела идут.
Если нужный специалист занят, то мы ищем компромиссы, используем другие инструменты. Например, специалистов Touchdesigner сейчас достаточно много: хороших мало, но всегда можно быстро найти. А вот когда в проекте нужен хороший рендер реального времени (например, Notch или Ventuz), то таких специалистов найти сложнее, их гораздо меньше. Приходится выбирать альтернативы: искать в гейм-индустрии, где есть Unreal, Unity или менять архитектуру проекта, упрощать графику или делать пререндер.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться