История и ключевая особенность Framer
С этим сервисом все не так просто, как с аналогами, такими как Figma или Sketch. Framer довольно сильно связан с компьютерным кодом. Одна из первых версий сервиса под названием Framer Studio использовалась для прототипирования сразу в коде — на языке CoffeeScript. «Фреймер» был просто JavaScript-библиотекой (то есть коллекцией различных скриптов), графической оболочкой для Framer.js. Приложение было разделено на два режима: в Design Mode рисовали интерфейсы, а в Code Mode писали код.
В обновленной версии под названием Framer X отказались от CoffeeScript, а вместо него добавили React. Здесь стало возможным написать настоящий React-код и, следовательно, создать компоненты и в дизайне, и в коде. Дизайнеру, не знающему кода, гораздо проще и понятнее создавать прототипы в новом Framer, чем в старом.
Таким образом, «Фреймер» объединяет два подхода.
- Создание дизайн-компонентов. Все элементы, отрисованные в Canvas, кроме векторной графики, можно сделать компонентом. А если вложить векторную графику в слой, она также станет компонентом.
- Создание код-компонентов. Это возможно с помощью кнопки Create Component from Code. Она открывает редактор кода c шаблоном компонента, который вы сможете переписать. В итоге во Framer есть раздел Canvas, где компоненты редактируются через UI. Сторонний редактор кода или IDE выполняет все, что относится к коду.
«Фреймер» — универсальный инструмент. С помощью него можно сделать макет, адаптированный под разные форматы, создать реалистичные эффекты анимации и переходов между элементами и потом передать разработчикам макет сразу с кодом для верстки, что сильно упростит для них работу. Прототип, созданный во Framer, по своей функциональности максимально приближен к конечному продукту за счет реалистичных переходов, эффектов и налаженной связи между страницами.
Функционал Framer
Сервис включает в себя множество функций, необходимых для разработки и запуска в работу сайта или приложения. Вот основные из них:
- разработка простых и сложных прототипов и дизайн-макетов;
- добавление интерактивных элементов: аудио-, видеороликов, ссылок и т.д.;
- возможность одновременного создания макетов сразу для трех устройств: компьютера, смартфона, планшета;
- адаптивная верстка шаблонных блоков;
- добавление практически любых анимированных элементов: кнопок, изображений, окон и пр.;
- дизайн с помощью готовых шаблонов целых страниц и свободный нешаблонный дизайн на Free Canvas (свободных холстах);
- возможность работы с кодом для редактирования элементов и добавления новых функционалов;
- функция предварительного просмотра макета (Preview);
- просмотр макета на различных моделях смартфонов и планшетов в режиме реального времени;
- наличие бесплатной версии с ограниченным функционалом;
- возможность групповой работы над проектом в платных тарифах;
- публикация созданного сайта, чтобы он сразу стал доступным для команды и заказчика в интернете.
Ниже мы более подробно рассмотрим самые важные компоненты и функции программы, а также подробно расскажем о ее интерфейсе, если вы хотите освоить Framer самостоятельно.
Готовые шаблоны Framer
В сервисе есть библиотека готовых бесплатных шаблонов целых сайтов для разных тематик:
- лендинг для услуги;
- новостной и персональный блог;
- рекламное агентство;
- сайт фотографа;
- лендинг для приложения;
- портфолио;
- резюме;
- SaaS-решение и др.
Достаточно открыть нужный шаблон в сервисе и отредактировать его, добавив собственные тексты, надписи на кнопках, фотографии, тарифы, контакты и другую информацию. Usability, шрифты и цветовые решения для таких шаблонных страниц уже заранее хорошо проработаны профессиональными дизайнерами, поэтому созданный сайт можно сразу отдавать на верстку разработчику.
Найти шаблоны можно во вкладке Insert — See Templates. По клику на нужный шаблон он откроется в отдельном окне в формате изменяемой копии сразу для всех устройств: компьютера, планшета, смартфона. Вы сможете приступить к редактированию немедленно, а потом опубликовать свою версию путем нажатия на кнопку Publish.
Интерактивные компоненты Framer
Отличительной чертой «Фреймера» является множество интерактивных инструментов, то есть тех, с которым конечный пользователь может взаимодействовать. Они очень важны в современном дизайне, так как просто показать пользователю какую-либо картинку или текст уже недостаточно. Чтобы вовлечь людей во взаимодействие с сайтом, мотивировать их провести на сайте много времени, применяются интерактивные компоненты: календари, плееры, формы, карты, рейтинги и многое другое. Интерактивные элементы можно найти во вкладке Insert (Вставить) в верхнем левом углу. Кликаем на нее и видим синие и разноцветные иконки.
Все элементы делятся на две большие группы:
- собственные элементы Framer — все те, которые разработаны для реализации в любом проекте через «Фреймер» и не связаны с какими-либо сторонними компаниями;
- партнерские элементы — виджеты от сторонних сервисов, популярных на рынке.
Во «Фреймере» несколько десятков стандартных интерактивных элементов. Вот лишь некоторые из них:
- нумерация и точки для обозначения пагинации;
- аватары пользователей и группы аватаров;
- меню;
- выпадающие списки и подменю;
- окна всплывающих подсказок;
- окна авторизации, согласия с политикой безопасности сайта, cookie и др.
Теперь разберем меню партнерских элементов. Важно понимать, что программа рассчитана на западный рынок, поэтому здесь вы не встретите виджеты Яндекс.Музыки или ВКонтакте, популярные в России. В сервисе Framer вы найдете европейские и американские сервисы, такие как Apple Music или Twitter.
Audio (Аудио). Здесь собраны блоки от таких гигантов стримингового рынка, как Spotify, SoundCloud, Apple Podcasts и др. Кроме того, можно просто добавить блок для воспроизведения MP3. Виджеты этих сервисов гибко настраиваются по ширине и высоте.
Электронная торговля (Ecommerce). Это блоки от ведущих зарубежных платформ, которые позволяют покупать товары, бронировать билеты на мероприятия, места в ресторанах и др. Вот некоторые из них: Shopify, Eventbrite, Opentable.
Forms (Формы). Через Framer на сайт сразу при его разработке можно добавить форму стороннего сервиса, упрощающего маркетинговое взаимодействие с пользователями. Например, окно Mailchimp визуально неотличимо от обычного контента сайта, но уже сразу связано с платформой автоматизации продаж Mailchimp, работающей через email-рассылки.
Icons (Иконки). Это интерактивные сервисы для создания собственных иконок/стикеров, а также коллекции готовых иконок: Memoji, Iconoir, Twemoji, Phosphor и др. С помощью них можно найти или разработать практически любую графику малого формата.
Social (Соцсети). Сюда относятся интерактивные Google-карты, виджеты публикаций ряда зарубежных соцсетей, рейтинги Trustpilot и ряд других элементов. Utility (Полезное). Это различные по тематике элементы, которые не вошли в прочие подборки. Например, здесь есть «липкие» плашки, в которых можно написать любой текст, как будто это заметка от руки, или блок Google Optimize, полезный для последующей доработки интерфейса сайта.
Video (Видео). Все популярные за рубежом сервисы с видеоконтентом: YouTube, Vimeo, Lottie и др.
Добавить интерактивный элемент на макет очень просто: нужно лишь щелкнуть по нему в меню. Это значительно сокращает время на прототипирование, например, буквально в пару кликов можно сделать макет интерфейса камеры и протестировать ее, подключив настоящую камеру телефона. Такие компоненты выводят создание прототипов на новый уровень!
Все интерактивные инструменты Framer быстро подгружаются. Даже когда вы одновременно работаете с несколькими компонентами в одном файле, например визуализацией и навигацией, рабочий процесс не замедляется.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Анимация во Framer через Framer Motion
Анимация — это еще одна фича, которой знаменит Framer. Она приводит в движение слои на дизайн-макете. Можно работать с различными свойствами слоя, например, с фоновыми цветами, радиусом рамки, высотой, шириной и другими. Однако чтобы работать с анимацией в программе, нужны базовые знания CSS и HTML. На официальном сайте Framer в разделе Framer Motion можно ознакомиться с подробной документацией и расширенным функционалом приложения.
Во «Фреймере» представлена огромная многофункциональная библиотека production-ready анимаций Framer Motion. Там вы найдете готовые анимации и элементы, позволяющие управлять жестами. С ними динамические эффекты создавать гораздо проще. Framer Motion представлен отдельным пакетом, с помощью которого можно управлять анимацией.
Универсален Framer Motion еще и потому, что позволяет решить важную задачу дизайна — передать проект разработчикам. Теперь, когда для создания прототипа и разработки используется единая библиотека, вы гарантированно получаете неизменную анимацию.
Framer Motion работает с событиями React и поддерживает различные жесты (наведение, касание, перетаскивание и некоторые другие).
Примечательно, что Framer Motion — это преемник популярной библиотеки Pose. По сравнению с Pose, у Framer Motion упрощенный API, а размер пакета у них примерно одинаковый.
Основные функции Framer Motion:
- Создание простых анимаций. Управляет анимацией гибкий параметр Аnimate. Он предлагает как простые, так и продвинутые варианты использования. Например, Аnimate способен принимать объект значений, который автоматически анимируется с быстрым переходом, если изменяется компонент Motion. Дополнительно этот компонент можно настроить в Popmotion, используя анимации Inertia, Spring и Tween.
- Ключевые фреймы. Любое значение в Аnimate можно установить как массив, с которым определяют ключевые фреймы. Через них Motion анимирует поэтапно.
- Variants. Во Framer Motion доступно управление продвинутой анимацией на React. Достаточно переключить параметр Prop. Если добавить метку варианта к параметру Аnimate, то анимация распространится на все подчиненные элементы.
- Анимации жестов. Motion через обработку событий в React поддерживает распознавание жестов, а также перетаскивания, наведения и касания. С помощью параметра While можно на некоторое время анимировать компоненты Motion на новые позиции при активном жесте.
- Перетаскивание. За счет мощного API Drag вы легко перетащите компонент по осям (одной или сразу обеим), определите границы и заблокируете направления.
- MotionValues. Используется, чтобы отследить скорость и состояние меняющегося значения, при этом запускать рендеринг React не нужно, поскольку это происходит автоматически. Если вам нужен детальный контроль, можно самим сделать MotionValues и настроить связь между ними, используя useSpring и useTransform. Один маленький код позволит создать динамические эффекты в паре с анимацией и жестами.
Интерфейс Framer
Если вы уже работали в других дизайн-приложениях, то интерфейс Framer будет интуитивно понятен. На правой стороне вы увидите настройки отступов, размеров и стилей слоя, на левой — инструменты. Некоторые из них разберем детально.
Вкладка Pages (Страницы)
При первом открытии программы слева в блоке Pages – Web вы увидите стандартный набор страниц, которые есть на любом сайте: главная, «О компании», «Контакты» и страница 404 ошибки. Для многих проектов этим стандартным набором можно ограничиться. Например, для сайта-портфолио, сайта-визитки или landing page. По клику на знак плюса можно добавить любую дополнительную страницу, задав ей название.
Во вкладке Pages также есть следующие два блока:
- CMS – предназначен для конструирования CMS для вашего будущего сайта. За полнофункциональную систему придется доплатить отдельно, в бесплатную версию заложена простая реализация, которая может не подойти крупным проектам.
- Canvas (Холсты) – применяются, в основном, для разработки мобильных приложений и анимации для нужного мобильного устройства. Холст представляет собой готовое окно смартфона необходимой модели. Модель можно выбрать в меню параметров справа. Работать с макетом мобильного приложения в Canvas очень удобно, так как можно видеть, как выглядит контент на всех популярных смартфонах, просто переключаясь между ними в выпадающем списке.
Кроме того, в Canvas удобно создавать интерактивные прототипы. Для этого достаточно связать элементы между собой одним кликом и выбрать режим перехода. Впоследствии просмотре такого интерактивного макета по клику на первый элемент будет открываться второй, с котором тот был связан.
Вкладка Layers (Слои)
Здесь вы найдете последовательность слоев вашего макета, построенную по тому же принципу, что и в популярных программах Adobe Photoshop или Figma. Стоит сказать, что возможностей для работы со слоями во «Фреймере» меньше, чем в указанных выше программах. В частности, отсутствуют режимы наложения. Однако все базовые и самые необходимые функции сохранены: возможность корректировки размера и положения, закрепить, скрыть, дублировать, копировать, вставить и пр. Численные параметры и текст для того или иного слоя можно указать справа.
Вкладка Assets (Ресурсы)
Здесь собраны все частные компоненты, которые использовались в проекте. Например, если в «Слоях» вы просто добавляете готовый блок, не задумываясь о его содержимом, то в «Ресурсах» блок может быть разбит на текст и ссылку. Все эти элементы можно отредактировать более тщательно вручную. К примеру, для текста изменить не только шрифт, но и начертание, высоту, межбуквенный интервал и др. К такому редактированию в проекте можно и не прибегать, ведь все готовые шаблонные элементы созданы профессиональными дизайнерами и хорошо выверены с точки зрения цветов, отступов, сочетаемости шрифтов и других параметров.
Для того, чтобы наполнить ваш макет, вам понадобятся элементы из раздела Insert. Выше мы рассказали про самые интересные интерактивные элементы, однако здесь есть и масса других компонентов, необходимых для сайта. Вот они.
Layout (Макет). Это готовые шаблонные блоки, которые очень просто добавить в дизайн путем перетаскивания. При этом они сразу адаптируются под компьютер, планшет и смартфон. Например, добавив всего 3-4 готовых блока (баннер, слайдер с фото и коротким текстом, преимущества и форму) можно сделать простой и стильный лендинг всего за пару минут.
Navigation (Навигация). Это все те элементы, которые отвечают за переход пользователя между страницами и экранами на сайте и в приложении. Здесь его готовые мобильные и десктопные меню, сайдбары, футеры, блоки социальных сетей.
Elements (Элементы). Помимо интерактивных компонентов здесь есть и статичные. Например, карточки с информацией, пункты преимуществ, таблицы, простые формы для сбора лидов, плашки с отзывами, баннерные блоки, блоки всплывающих уведомлений, блоки с текстом и многое другое.
Работа с кодом во Framer
Это самый сложный для непрофессионала аспект работы с программой, однако его можно и вовсе не касаться, если вы дизайнер и ваша задача – создать красивый, но простой макет. Код нужен для того, чтобы реализовать эффекты анимации, а также нестандартные компоненты дизайна сайта.
В текущей версии Framer работа с кодом значительно упрощена по сравнению с версиями сервиса прошлых нескольких лет. Ранее вкладка «Код» была очень громоздкой и детализированной. Она была разделена на 5 частей:
- боковая панель с инструментами для быстрой анимации;
- панель слоев с фрагментами кода, отвечающими за то или иное действие – анимацию, событие или состояние;
- окно редактирования кода с полезной подсветкой синтаксиса, подсказками и отображением ошибок;
- окно предпросмотра реализации кода на макете;
- панель свойств тех событий или блоков, которые редактирует специалист.
Для работы со всем этим дизайнеру просто необходимо было быть немного фронтенд-разработчиком. Однако далеко не все специалисты хотят и могут получать дополнительную специальность. Поэтому в текущей версии Framer работа с кодом была изменена: интерфейс упростился, а необходимость в редактировании кода стала минимальной.
Чтобы открыть файл с кодом, нужно зайти в Assets – Code и с помощью знака плюса добавить новый файл. Откроется окно редактирования кода, в который можно вносить изменения, которые автоматически сохраняются. Нужные для проекта фрагменты кода можно взять из библиотеки Framer Motion.
Где скачать и сколько стоит Framer
«Фреймер» работает в браузере, поэтому скачивать его на компьютер не нужно. Установку можно выполнить, зайдя на официальный сайт сервиса и нажав на кнопку Start for free. Система попросит вас зарегистрироваться, это быстро и несложно. Большой плюс продукта – наличие бесплатной версии без пробного периода. Вы сможете использовать Framer абсолютно бесплатно и без ограничений по времени для разработки небольших сайтов, например, сайта для своего хобби. Ограничения – до 100 элементов в CMS и до 1000 визитов на сайт в месяц.
Если же вы хотите профессионально создавать коммерческие сайты, нужно будет обновить тарифный план, оплачивая подписку за 15 или 25 долларов в месяц. В платных тарифах больше возможностей в плане приобретения домена, аналитики, размера и функционала CMS, а также разрешен большой объем трафика на сайт.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую