пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Как Ян Чихольд придумал современную верстку

Как Ян Чихольд придумал современную верстку
27 октября, 2024
9 мин

Если мы видим приятный шрифт и гармоничную верстку, то ничего больше не замечаем и наслаждаемся чтением. Но сто лет назад правила верстки были не так очевидны для графических дизайнеров. Многие из них систематизировал и записал Ян Чихольд — революционер в области типографики и книгопечатания. В этой статье мы собрали самые важные факты о его работах, которые будут полезны дизайнеру.

Начало работы

Ян Чихольд родился в Лейпциге во времена, когда вывески и афиши художники рисовали от руки, а типографии работали с небольшим набором типовых шрифтов. Лейпциг начала XX века был центром немецкой книжной торговли, поэтому Чихольда привлек мир печати.

Книга немецкого издательства Insel Verlag. Источник

В это время жизнь людей менялась: массовое производство стало новой нормой, а художникам казалось, что классическому искусству наступает конец. Разговоры о новом искусстве вызывали интерес у Чихольда, и он оказался на первой публичной выставке школы Баухаус.

Влияние школы Баухаус

Баухаус — это школа искусств, которая объединяла ремесленников и художников, эстетику изобразительного искусства и практичность современной промышленности. Она стала основой целого направления дизайна.

У последователей школы были определенные принципы, которых они придерживались в графике. Некоторые из них в дальнейшем повлияли на работу Чихольда. Например:

  • Функциональность. Дизайн в стиле Баухаус должен служить тому, чтобы предмет выполнял свое предназначение.
  • Минимализм. В его основе лежали строгие линии, естественные материалы и базовые цвета. Объекты Баухауса не нуждались в дополнительном декоре и были совершенными сами по себе.

Эти принципы можно было заметить в работе со шрифтами. Классический для Баухауса шрифт Sturm Blond был более простым и удобочитаемым, чем многие его предшественники.

Шрифт Sturm Blond. Источник
Шрифт викторианской эпохи
Пример шрифта викторианской эпохи с большим количеством декора. Источник

Первая публичная выставка Баухауса произвела впечатление на молодого Яна Чихольда, и тогда он сформулировал принципы типографики, которые дальше будет развивать в своей первой книге:

  • ассиметричная композиция;
  • строгая геометрическая форма;
  • шрифты без засечек;
  • фотографии вместо иллюстраций.

Например, его постер 1930 года «Plakate der Avantgarde» выполнен по этим канонам. В нем используются два базовых цвета — черный и красный. Текст расположен горизонтально и вертикально, что создает асимметрию. Шрифт выбран простой, без засечек.

Постер Яна Чихольда «Plakate der Avantgarde». Источник

Новая типографика

В 1928 году вышла книга Яна Чихольда «Новая типографика», которая сломала старые шаблоны. В книге он осудил индивидуальность и призывал сделать дизайн простым, доступным и массовым. Вот, что он считал самым важным.

Принадлежность обществу

По мнению Чихольда, дизайнер должен создавать практичные вещи для пользователя, а не самоутверждаться за счет творчества. 

«Создатель вещи стоит в тени своего творения. Современный человек чувствует, что творец не должен надменно возвышаться над своим произведением. Каждый чувствует себя частью общего процесса, ощущает, что связан с ним, и его творение тоже выражает ощущение этого единства».

Цитата из книги Яна Чихольда «Новая типографика»

Отсутствие украшений

До выхода новых правил типографы использовали орнаменты, чтобы украсить лист. Они не помогали в восприятии информации, но перегружали страницу, и Чихольд предложил их убрать. 

«Предельная ясность нужна, потому что современный человек перегружен невероятным количеством разнообразной печатной продукции. Поэтому требуется высочайшая экономия выразительных средств».

Цитата из книги Яна Чихольда «Новая типографика»

Управление вниманием читателя

По старым правилам типографики текст на листе располагался единым блоком в центре страницы. Взгляд читателя шел последовательно от первого до последнего слова, а не от важной информации к второстепенной.

Старая типографика
Пример старой типографики без акцентов из книги «Новая типографика»

Правила новой типографики позволяют расставить акценты с помощью цвета, расположения элементов и их размера. Акценты направляют взгляд читателя от одного блока к другому — от главного к деталям.

Акцентная типографика
Пример акцентной типографики из книги «Новая типографика». Тео Ван Дусбург. «Почтовая открытка. Черный и красный на белом»

Белое пространство перестало быть просто фоном. В новых правилах пустые участки бумаги — это равноценные элементы, которые уравновешивают композицию.

Новые логотипы

Чихольд предложил отказаться от сложных и замысловатых знаков. Логотип — это не элемент искусства и не картина в галерее. У него есть определенная функция, и поэтому он должен легко запоминаться и быть узнаваемым.

В качестве примеров Чихольд приводит логотип для фирмы «Пеликан», который построен на контрасте жирности и простых формах. А также логотип «Хойнерт» — символ скобяных изделий, соединенный с инициалом фамилии Хойнерт.

Логотипы из книги «Новая типографика»
Пример логотипов из книги «Новая типографика»

Неоклассический книжный дизайн

В 1933 году Чихольд переехал в Швейцарию, где продолжил исследовать дизайн и типографику. Постепенно он стал отказываться от собственных принципов и возвращался к классике, которую критиковал в ранние годы. Теперь Чихольд считал, что в типографике нет запретов на стили и методы, а дизайнеру важно выбирать то, что лучше всего решает задачу. 

Подтверждая новые взгляды, Чихольд разрабатывает легкий и романтический шрифт Saskia:

Источник

Он не был похож на работы Чихольда периода Новой типографики, и больше напоминал классические шрифты. Но в отличие от них Saskia относился не к классу «антиква» (шрифты с засечками), а к «гротескам», то есть к шрифтам без засечек, которые сам Чихольд считал более функциональными.

Следующий его шрифт Sabon уже относился к классу «антиква». Его появление решало сложную задачу типографов: найти гармонизированный и единообразный шрифт, который выглядел бы одинаково независимо от того, набирается ли он вручную или с помощью типографской машины. Символы имели одинаковую ширину вне зависимости от того, был ли выбран курсив, жирный шрифт или стандартное начертание.

шрифт Sabon
Источник

Работа в издательстве Penguin Books

Penguin Books — британское издательство, основанное в 1935 году. Считается, что именно оно изменило восприятие книг в мире и превратило их из предмета роскоши в массовое и доступное явление. В 1947 году Penguin Books предложили Яну Чихольду разработать новый книжный дизайн, который стал их фирменным стилем и используется до сих пор.

Книги Penguin Books
Обложки Penguin Books. Источник

Новый фирменный стиль сделал книги издательства узнаваемыми во всём мире. Его основными элементами были: 

  • яркая цветная обложка;
  • широкая белая полоса посередине;
  • имя автора и название произведения на белой полосе.

Цвет обложки определял жанр книги: 

  • оранжевый — фантастика;
  • зеленый — детективы;
  • вишневый — путешествия и приключения;
  • темно-синий — биографии;
  • красный — драмы.

Ян Чихольд стандартизировал малейшие детали и составил Penguin Composition Rules — сборник, который содержал основные правила по разделам:

  • текстовая композиция;
  • отступы абзацев;
  • знаки препинания и орфография;
  • заглавные и строчные буквы;
  • использование курсива;
  • ссылки и сноски.
Бренд Penguin Books. Источник

Книга как интерфейс

При разработке книжного дизайна Чихольд учитывал физиологию человека Он рассматривал положение тела и рук, расстояние между страницей и глазами. Обычные книги были рассчитаны на руку взрослого, поэтому для ребенка или пожилого человека он предлагал делать облегченный формат изданий с более крупными шрифтами.

Жанр определял и размер издания: энциклопедии Чихольд предлагал делать больше, чем любовные романы и детективы, которые люди берут с собой в транспорт и читают перед сном. Он считал необходимым думать о назначении и удобстве, а не об эстетике. 

Эти выводы актуальны до сих пор: современные дизайнеры работают с интерфейсом, подбирая удобный размер устройств, учитывают физиологию человека и тип аудитории. Интерфейсы для детей более яркие и крупные чем те, которые ориентированы на взрослых. А функциональность и удобство — это основные принципы сегодняшнего UI-дизайна.

«Облик книги» и золотое сечение

Свое видение верстки, которая отвечает потребностям современного человека, Ян Чихольд описал в работе «Облик книги». Он провел целое исследование в поиске золотого сечения, изучал и разбивал на блоки страницы Синайского кодекса Библии, итальянских молитвенников и другие древние рукописи.

Фрагмент Синайского кодекса Библии. Источник

Чихольд считал, что человеку кажутся приятнее или красивее геометрически четкие, продуманные пропорции, а не произвольные и непродуманные соотношения. Поэтому в «Облике книги» он опирался на точные расчеты.

Например, в средневековой рукописи нижние поля были в три раза шире, чем верхние или внутренние. А боковые поля в два раза шире. То есть пропорции страницы составляли 1:1:2:3.

Пропорции средневековой рукописи

Также он рассчитал древние каноны, которые использовал еще в XV веке Иоганн Гутенберг, изобретатель книгопечатания. По пропорциям они были похожи на каноны средневековых рукописей, но в них высота и ширина страницы делились на 9 равных частей.

«Безусловно, существовали какие-то правила, секреты ремесла. Во многих средневековых рукописях имеется значительное соответствие между пропорциями форматов и расположением текста. Но эти правила до нас не дошли, потому что их держали в тайне. Однако, изучая и измеряя средневековые рукописи, мы можем попытаться найти следы этих правил». 

Цитата из исследования Яна Чихольда «Облик книги»

Деление страницы на девять частей

Точно такие же пропорции он нашел в принципах верстки голландского типографа Иоганна ван де Граафа.

Разметка страницы по принципу ван де Граафа

Все эти открытия определили то, как выглядели печатные издания на протяжении XX века. А некоторые издатели до сих пор опираются на расчеты Чихольда:

Современные дизайнеры вдохновляются принципами верстки Яна Чихольда разных периодов: Новой типографикой, шрифтами и версткой с использованием золотого сечения. Их работы можно посмотреть по запросу «Tschichold» на Behance или Dribbble.

Источник
Источник

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Luiza
Luiza
| 15.04.2023

Решила ознакомиться с вводной прежде чем приступить к прочтению книги. На самом деле некоторые процитированные каноны уже вербально выстроены красиво. Что интересно, в части описания примеров построения логотипа «Хойнерт» (символ скобяных изделий, соединенный с инициалом фамилии Хойнерт), в самом логотипе, в его центральной части увидела свастику. Конечно же сам символ не несет того негативного смысла с которым он ассоциируется в историческом контексте, но вот вопрос сам по себе напрашивается: а так было задумано?

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент