Полина Ховрачева
30 лет
Город:
Сергиев Посад
Образование:
Магистратура, красный диплом «Технологические Машины и Обрудование»
Текущее место работы:
Преподаватель робототехники в школе №16, г. Сергиев Посад. Преподаватель разработки игр, VR и AR в Центральном офицерском клубе
Курс:
Профессия дизайнер интерактивных медиа
Как прийти из робототехники в дизайн
В 23 года я решила поступать в магистратуру и выбрала туризм как способ прокачать английский. Но параллельно, просто ради интереса, сдала вместе с подругой вступительные экзамены на факультет «Энергоэффективность и надежность технологических машин». И, как это обычно бывает в фильмах, я прошла, а подруга — нет.
В итоге я получила красный диплом и попала на ракетный завод. Параллельно работала журналистом, писала о легкой промышленности. И как-то подумала о том, что могу преподавать детям робототехнику, так как это доступный факультатив, а оснащение кабинета в школе может стоить около 30 000 рублей.
Сейчас на факультативах мы с учениками работаем с микроконтроллерами Arduino — это мозг робота или другого технологического устройства. Курс «Профессия дизайнер интерактивных медиа» привлек меня тем, что в нем используются такие же микроконтроллеры. А мне нравится сочетать в работе дизайн и инженерные решения, поэтому я подумала, что обучившись «взрослой» робототехнике, я смогу транслировать знания детям. Поэтому в 2022 году я поступила в Contented.
Как подготовить команду к хакатону
Моя основная команда в Сергиевом Посаде называется «Участники подвальной робототехники». В ней 4 мальчика от 14 до 16 лет: Тимофей, Даня, Дима и Захар. Они хорошо паяют, собирают и понимают, как работает дизайн. В предыдущие годы мы занимались пайкой, изучением схемотехники и основ программирования на С++.
Курс от Contented дал хороший толчок и заряд для творчества. В этом году мы начали работать с DMX-интерфейсами, которые используют для передачи данных между контроллерами и световым оборудованием. То есть они подключаются к компьютеру через USB-порт и управляют осветительными приборами.
Когда мы узнали тему хакатона, в котором собрались участвовать, то поняли, что она нам очень подходит. Это был «интернет вещей» — сразу стало ясно, что речь пойдет про умный дом.
Готовились целый учебный год: с сентября по апрель занимались несколько часов в неделю. Все это время мы учились управлять пикселями, изучали адресную ленту, подключали контроллеры, учились паять и управлять матрицей. Выводили на нее картинки, заставляли их двигаться и изучали управление через DMX.
Участие в хакатоне со световой инсталляцией
Команда должна была приехать на хакатон с готовой идеей и в течение трех дней воплотить ее. У нас не было четкой концепции, поэтому мы хотели посмотреть на идеи других участников. Первым делом осмотрелись, оценили соперников и решили, что займемся световым оформлением пространства.
Каждой команде дается рабочее место, за пределы которого в основном никто не выходит. Однако мы решили поступить как маркетологи и думали не только о том, как сделать проект, но и о том, как привлечь зрителей:
- Поставили в зале матрицы. В столовой было мерцающее сердечко, а на нашем столе — надпись с названием команды. Всем этим можно было управлять по Wi-Fi.
- Чтобы с матрицами было легко взаимодействовать, мы написали инструкцию, в которой объяснили, как подключиться. В работе использовали контроллер, который умеет общаться по DMX.
- Рядом с инсталляциями оставили маркер и лист бумаги, чтобы участники могли написать понравившиеся им сочетания цветов. Это привлекало внимание, и всем хотелось посмотреть, что выбрали другие.
За вечер мы также сняли небольшое видео и сделали сайт проекта, где опубликовали итоги первого дня. Чтобы о нем узнали все участники, мы распечатали QR-коды и написали: «Хочешь узнать, как прошел первый день? Переходи по ссылке». И это сработало: на второй день многие устали, а это был хороший повод отвлечься.
Помимо расположения матриц, мы захватили и другое пространство — украсили стойку, за которой все участники презентовали проект, и саму сцену. В итоге жюри видели нашу работу все время, а не только отведенные на презентацию 10 минут.
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
Инсталляцией на хакатоне управляла open source-прошивка WLED, которая позволяет не только выбирать действия и преднастроенные эффекты из приложения, но и управлять лентой и приборами по протоколу DMX.
Презентация проекта
Для презентации мы создали интерактивный свет, которым можно управлять с помощью звуковых сигналов. Такую конструкцию легко установить дома или на сцене, прописать различные сценарии, которые будут подходить к определенной ситуации.
Отличие от обычной светодиодной ленты в том, что контроллером мы управляем не с помощью пульта, а через приложение. В нем прописаны более 60 палитр из разных цветов, есть матричные эффекты — 2D- и 3D-картинки. Также в нем можно сохранить пресеты и прописать программу хоть на час.
И последнее, на чем мы акцентировали внимание — это цена. Контроллер стоит 400 рублей, что делает систему доступной. В итоге мы были единственными в категории со светом и выиграли 35 000 рублей.
Основные сложности возникли с синхронизацией. До самой презентации у нас контроллеры работали попеременно. Три работали в связке, а два постоянно приходилось сбрасывать, и мы до последнего не знали, что будет во время защиты. В итоге два контроллера нам так и не удалось синхронизировать.
Конкуренты на хакатоне
Соперники были серьезные. Прошлогодние победители — парни 17 лет, которые ездят без руководителя. Они делали сервис с бэкендом и фронтендом для управления умным домом. По задумке на сервисе пользователь может добавить любую электронику для управления, в том числе и свет. Но вот реализации им не хватило: был маленький контроллер с одним припаянным светодиодом.
Еще один наш противник — машинка для автополива цветов. Ребята предлагали наклеить QR-коды на горшки, чтобы они автоматически считывались и механизм наливал ровно столько воды, сколько нужно растению.
В третьей команде были ребята, которые создали чаеварку. Команда не только запрограммировала все, но даже украсила чайник. В итоге на презентации жюри пробовали свежезаваренный чай.
Почему стоит участвовать в хакатонах
Когда мы участвовали в конкурсе в прошлый раз, то поняли, что многого не знаем. Именно это чувство дало нам мотивацию целый год усердно изучать тему и на второй хакатон приехать уже подготовленными. Суть в том, что ты за два-три дня должен выдать все, чему учился целый год или даже больше. И получается такое ревью знаний: после хакатона четко осознаешь, чего тебе не хватило и какие навыки стоит улучшить.
Чтобы хакатон прошел хорошо, важно выбрать правильную команду, где каждый понимает, за что несет ответственность. Команда не должна спорить о том, кто главный, внутри должен быть симбиоз.
Выиграв в этом году, мы не намерены останавливаться. Я с командой планирую и дальше заниматься светом, ездить на различные конкурсы. У нас есть технологические сложности, и чего-то мы не знаем, но готовы учиться и изучать новое.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться