Предисловие: как я стал руководителем
Я занимаюсь дизайном 20 лет. В начале 2000-х создавал сайты по интересам, страницы для друзей и музыкальных групп, рефераты в вебе, много графического дизайна и иллюстраций.
Потом я долго работал на фрилансе: занимался графическим и веб-дизайном, версткой, полиграфией и логотипами. Я сам искал заказчиков и организовывал командную работу верстальщиков, программистов, иллюстраторов и дизайнеров — в общем, побывал во всех ролях в заказной разработке.
С 2010 года я начал работать в штате — в студиях, стартапах и больших компаниях:
- ADV. Мое первое место работы, куда я пришел сразу после университета. Мы создавали дизайн для ВТБ, клиники «МЕДСИ» и других компаний.
- Undev — студия, в которую я перешел после ADV. Там я работал с небольшими IT-стартапами.
- Mail.ru — первая корпорация в моем резюме. Там я занимался в ней всем подряд: почтой, календарем и медиапорталами, также участвовал в ребрендинге сервисов компании.
- SberFood — еще одна большая компания, в которой я нанимал команды и объединял их, инициировал создание приложения.
В 2019 году я присоединился к команде дизайнеров в «Циан» в качестве руководителя — нанял новых сотрудников и увеличил штат, разработал стратегию дизайна бренда и матрицу компетенций для сотрудников, а также помог перевести процессы в онлайн-формат. Этот опыт дал мне понимание, чем работа в большой компании отличается от работы в маленькой — и тем более в студии или на фрилансе.
Читайте также:
как дизайнеру стать арт-директором
Особенность № 1 — работа над одним проектом
Главное отличие дизайнера в компании от дизайнера в студии или агентстве — это долгая работа над одним проектом. Такой специалист может проследить жизнь продукта от идеи до реализации, работы над ошибками и последующих экспериментов. В этом плане продуктовый дизайнер похож на предпринимателя. Он много лет занимается одним и тем же: смотрит, что получается, проверяет гипотезы и улучшает метрики.
Дизайнер в студии переключается с проекта на проект, не вникая в бизнес-показатели. Он всегда что-то делает и тут же отпускает. Даже если агентство остается сопровождать проект заказчика, то дизайнер все равно не будет так же глубоко погружен в работу, как при работе над одним продуктом.
Также дизайнер в компании может не думать про деньги на реализацию. В студии ему могут просто не разрешить добавить крутую фичу, потому что она не заложена в бюджет и не оплачена заказчиком. В компании же можно делать любые вещи, если есть достаточно разработчиков, дизайнеров и времени на реализацию той или иной идеи. Не думать о деньгах — это классно и очень успокаивает.
Особенность № 2 — работа с существующей дизайн-системой
В маленьких компаниях есть гибкость. Можно быстро менять вектор движения бизнеса, перепридумывать ценности бренда и хоть каждый день создавать новые элементы интерфейса, отказываясь от старых.
В большой компании так нельзя, потому что там есть гайдлайны, объемное легаси (в переводе с английского — «наследие»: то, что осталось от предыдущих дизайнеров) и дизайн-система, которую нужно поддерживать.
Особенность № 3 — встречи и обсуждения
В большой компании дизайнер взаимодействует с соседними дизайн-направлениями, командами продукта и руководителями. Иногда половину рабочего времени приходится не заниматься дизайном, а договариваться, синхронизироваться, обсуждать стандарты работы и так далее.
В маленькой компании все проще — иногда департаменты могут находиться в одной комнате. В стартапе легко быть в плотном контакте и обсуждать все необходимые вопросы, не выделяя под это время на встречи.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Особенность № 4 — четкая система грейдов
В маленькой команде не нужна система грейдов. Допустим, в компании два дизайнера. Как их ни назови, спектр задач все равно останется неизменным. А вот если в компании много дизайнеров, то без грейдов уже не обойтись.
Кто-то со временем захочет стать руководителем, а кто-то — погрузиться в экспертизу. Должны быть понятные правила, выполняя которые, специалисты смогут расти в том или ином направлении. Кроме того, благодаря грейдам руководители смогут понимать, что можно требовать от тех или иных дизайнеров.
Системы грейдов отличаются в разных компаниях. Мы сами постоянно ее перепридумываем, но в общих чертах в «Циан» все устроено так:
- Джуниоры — это начинающие специалисты, которые работают над небольшими задачами. Например, если представить работу над приложением, то джуниор в нем может отвечать за компонент или группу компонентов.
- Мидлы — это уверенные дизайнеры, которым можно доверять более ответственную работу. Если продолжить аналогию, то такие специалисты могут заниматься уже не одним компонентом, а целым экраном или несколькими экранами.
- Сеньоры — это дизайнеры, которые умеют все. На этом этапе специалисты могут отвечать уже не за отдельные элементы интерфейса, а за весь путь, который пользователь проходит от открытия приложения до целевого действия — например, оформления заказа.
Читайте также:
что делать дизайнеру, если он перестал расти и развиваться в профессии?
А дальше все сложнее. На российском рынке сложилось так, что почти всем специалистам с увеличением опыта приходится переходить на руководящие должности. Если дизайнер хочет развиваться и больше зарабатывать, не становясь при этом менеджером, то его все равно будут к этому склонять. Я считаю, что это неправильно, поэтому у нас все работает немного иначе.
Когда сеньор захочет развиваться дальше, он может выбрать, как именно — углубляясь в экспертизу или уходя в менеджмент. Для тех, кто выбрал первый путь, есть еще два уровня.
- Стафф-дизайнер — специалист, который отвечает за весь продукт конкретного направления, например, за экраны поиска.
- Принципл-дизайнер — самый главный специалист, который отвечает уже за группу продуктов или направлений. Например, B2B (продукты для бизнеса) или B2C (продукты для пользователей).
Другой поворот на развилке — в руководство. Такие дизайнеры, на мой взгляд, могут вообще не принимать участие в разработке продукта, но должны уметь хорошо работать с людьми и отвечать за развитие сотрудников.
- Лид-дизайнер — это руководитель, работающий с командой из двух-пяти дизайнеров. В компании их может быть много — все зависит от численности сотрудников.
- Тимлид — это менеджер, руководящий дизайнерами в пределах группы продуктов или направлений. Так же, как и принципл-дизайнер, он отвечает за конкретные команды в B2B и B2C-разработке.
Если выбрать менеджерскую ветку развития, то постепенно перестанешь развиваться во владении дизайнерскими инструментами, но это нормально. Смотреть на чужие работы и следить за трендами для работы на руководящей должности достаточно.
Особенность № 5 — договор о неразглашении
В России договор о неразглашении обычно является дополнением к трудовому договору, а не отдельным NDA. Работает соглашение просто: если у специалиста есть доступ к конфиденциальной информации, то он не имеет права ее публиковать.
Случайно открытая статистика может повлиять на акции, а фичи из раскрытых макетов могут реализовать в своих продуктах конкуренты. Но если макеты чисты, информация в них не содержит коммерческих тайн и нет прямого запрета на публикацию от руководства, то работы можно добавлять в портфолио.
Есть компании, в которых публиковать нельзя ничего. Их немного и, как правило, это крупные банки. Но некоторые дизайнеры находили способы показывать даже такие работы.
- Публиковали проекты на запароленных сайтах.
- Замазывали логотипы и другую информацию. Результат работы видно — а заказчика нет.
- Показывали проекты на офлайн-собеседованиях. Если показать работу со своего ноутбука, то потенциальный работодатель не сможет даже сделать скриншот.
Особенность № 6 — фокус на задачах бизнеса
Для кого-то это может показаться демотивирующим, но продуктовый дизайн связан с постоянным обновлением продукта. Если вы разработаете дизайн элемента и он войдет в релиз, то вы увидите результат и почувствуете, что это ваше. Но пройдет месяц или неделя — и этот элемент, скорее всего, заменят другим.
Чтобы не терять чувство причастности к продукту, я бы рекомендовал анализировать свой опыт, считать метрики и оценивать, насколько то или иное решение было эффективным. Дизайнеры в больших компаниях помогают пользователю получить пользу и удовольствие, а бизнесу — заработать. Этому есть доказательства в виде работающих продуктов, отчетов, историй пользователей, — это и есть результат дизайнерской работы.
Самое главное
Плюсы работы в большой компании
- Легко развивать навыки. Большая команда дизайнеров — это много специалистов, у которых можно учиться и проверять свои решения.
- Можно быстро подниматься по карьерной лестнице. В больших структурах всегда есть текучка. Одни места освобождаются, а другие — появляются из-за расширений или новых проектов. В маленькой компании может просто не быть должностей, которые можно занять с ростом опыта.
- Можно почувствовать свой вклад. Преимущество корпораций перед студиями — возможность проследить, как продукт развивается, привлекает новых пользователей и зарабатывает больше денег.
- Не надо следить за деньгами. Если хочется что-то реализовать и для этого есть рабочее время и специалисты, вам никто не помешает. В маленьких компаниях с ресурсами может быть сложнее, а в студии так вообще нельзя — можно делать только то, за что заплатил заказчик.
Минусы работы в большой компании
- Развиваться придется в одном направлении. Если вы часто устаете и быстро начинаете скучать, возможно, вам больше подойдет работа в студии — сможете переключаться с проекта на проект и экспериментировать, а не работать месяцами над одним экраном.
- Меньше связей с людьми. В большой компании дизайнер общается с ближайшим кругом коллег, но не со всей командой. В маленьких стартапах есть свой шарм — можно со всеми общаться, встречаться и чувствовать, что вы все стремитесь к общей цели.
- Много встреч. Чем выше грейд, тем их больше, и на обсуждения придется тратить не меньше времени, чем на дизайн.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую