пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Глубина резкости

Глубина резкости
21 сентября, 2024
6 мин

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или просто глубина резкости) — термин, который используют в фотографии для указания расстояний, в пределах которых предметы будут находиться в максимальной резкости (когда у всех объектов явно выражены контуры, что позволяет отделить их от фона).

Однако нужно понимать, что объектив дает резкое изображение только на определенной дистанции фокусировки. Значение этого расстояния будет индивидуальным для каждого объектива. Все, что окажется ближе или дальше зоны резкости, будет плавно размываться по мере отдаления.

Изменение диафрагмы объектива
Изменение значения диафрагмы — один из основных инструментов воздействия на глубину резкости. Источник

От чего зависит глубина резкости 

ГРИП — это важный инструмент в работе фотографов, позволяющий по-разному организовывать композицию кадра. Управлять глубиной резкости можно с помощью трех основных приемов.

Расстояние до точки фокусировки

Больше расстояние до объекта съемки — больше глубина резкости. То есть фон и передний план итоговой фотографии будут более резкими по всему периметру. При малой дистанции, наоборот, глубина резкости будет меньше. 

Используя более конкретные примеры, можно сравнить изображение условного шара крупным планом и пейзаж. В первом случае объект будет резким, а задний план — в той или иной степени размытым. Во втором же, наоборот, все объекты в кадре будут в зоне резкости.

Пример пейзажной фотографии с большой глубиной резкости
Большое расстояние до объекта съемки позволяет получить резкую картинку. Особенно часто это применимо в пейзажной фотографии. Источник

Диафрагма

Открытая диафрагма дает меньшую глубину резкости. Это правило работает и в обратную сторону. Закрывая диафрагму сильнее, можно получить больше объектов в фокусе. 

Настройки диафрагмы напрямую зависят от технических характеристик вашего объектива. Светосильная оптика может работать в значениях F:1.4 или даже F:1.2 (F = диафрагма). При этом нужно учитывать, что при открытой диафрагме попасть в резкость может быть затруднительно.

Пример фотографии с маленькой глубиной резкости
Съемка с открытой диафрагмой дает малую глубину резкости и позволяет добиться красивого размытия фона. Источник

Также нужно помнить, что, снимая контрастные объекты с помощью светосильной и широкоугольной оптики можно столкнуться с хроматическими аберрациями (цветовые искажения на границах контрастных объектов). У слишком закрытой диафрагмы также есть свои минусы. Наилучшее качество изображения можно получить в диапазоне от F:8 до F:11. 

Большие значения могут привести к дифракции (снижению резкости всего изображения). У этого оптического эффекта есть логическое объяснение: световые лучи, распространяющиеся обычно по прямой, проходя через узкое отверстие, начинают рассеиваться иначе. Они формируют на фото не точки, а круги (диски Эйри). Как только диск Эйри по размеру становится сравним с размером пикселя камеры, дифракция будет сильно заметна. Крайнее значение, при котором дифракция становится явной, называют дифракционным пределом. Избавиться от этого явления на постобработке почти невозможно.

Фокусное расстояние объектива 

Большее фокусное расстояние дает меньшую глубину резкости, и наоборот. Например, объектив с фокусным расстояние 200 мм даст более размытый фон, чем объектив с фокусным расстоянием 35 мм при прочих равных условиях съемки. Поэтому лучшей оптикой для портретов являются длиннофокусные объективы от 85 мм до 200 мм.

Пример фотографии, снятой с помощью на длиннофокусного объектива
Размытый фон в портрете благодаря съемке на длиннофокусный объектив. Источник

Когда нужна большая глубина резкости

Как мы сказали ранее, закрытая диафрагма нужна тогда, когда важно показать в резкости передний и задний план одновременно. Первый и наиболее очевидный пример — пейзажная съемка. Фотографии в этом жанре принято снимать на диафрагмах в диапазоне от F:8 до F:16. Исключением можно считать сюжеты без объектов на переднем плане. Если композиция кадра не предполагает выраженного переднего плана, можно не увеличивать значение диафрагмы. 

Большая глубина резкости позволяет получить резкие объекты, находящиеся в одной плоскости. Пример — предметная съемка, где нужно, чтобы в кадре были одинаково контрастные и четкие объекты.

Пример предметной фотографии с большой глубиной резкости.
Пример фуд-фотографии, снятой с большой глубиной резкости. Все объекты в кадре находятся в фокусе. Источник

Закрытой диафрагмой пользуются и при макросъемке. Чтобы получить резкое изображение маленького жучка или капли воды на лепестке, необходимо снимать на сильно закрытой диафрагме, вплоть до F:18-22 или даже F:32. В противном случае фотограф не сможет попасть в резкость. 

Пример макрофотографии
Макрофотографии делают с очень закрытой диафрагмой, чтобы попасть в резкость. Источник

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние (ГПР) рассчитывают на основе значений фокусного расстояния и диафрагмы вашего объектива. Зная значение гиперфокального расстояния для вашей оптики, можно снять резкий по всему периметру кадр в пределах от половины гиперфокального расстояния и до бесконечности.

Существует специальная формула для получения значения ГПР объектива. 

A=(b²/C × d) + b

  • A — ГПР в метрах;
  • b — фокусное расстояние объектива в метрах;
  • C — значение используемой диафрагмы;
  • d — диаметр круга нерезкости в метрах.

Значение круга нерезкости закладывается производителем и всегда остается неизменным.

Чтобы каждый раз не рассчитывать необходимое значение, можно воспользоваться специальными таблицами. Однако наиболее простой вариант — онлайн-калькуляторы или приложения. К примеру, для полнокадрового фотоаппарата Sony a7III и объектива с фокусным расстоянием 24 мм при диафрагме F:11 гиперфокальное расстояние равняется 1,82 м. Значит, все объекты в пределах от 91 см (½ от 1,82 м) и до бесконечности будут резкими.

Интерфейс калькулятора ГРИП
Современные калькуляторы позволяют узнать гиперфокальное расстояние для конкретной камеры и объектива. Источник

Когда нужна меньшая глубина резкости

Малая глубина резкости нужна тогда, когда фотограф хочет выделить главный объект резкостью, а остальной фон — размыть. Прежде всего это актуально для портретной съемки. Для этого жанра характерен красивый рисунок боке (размытие изображения не в фокусе). С японского языка слово boke переводится как «размытие», «дымка». Светосильные объективы могут давать разный рисунок в зависимости от своих конструктивных особенностей.

Размытый фон
В портретной фотографии размытый фон позволяет выделить основной объект съемки и обыграть кадр в целом. Источник

Как получить размытый или резкий фон

Мы выяснили, что влиять на значение ГРИП можно с помощью диафрагмы, фокусного расстояния объектива и подбора дистанции до объекта съемки. 

Малая глубина резкости позволяет включить в зону резкости малое количество объектов, но при этом позволяет размыть задний план. 

Добиться красивого размытия заднего плана на фотографии можно с помощью комбинации параметров: использование открытой диафрагмы, использование длиннофокусной оптики или увеличение дистанции при фокусировке.

Получить резкое по всему периметру изображение можно следующим образом: использование закрытой диафрагмы, использование широкоугольных объективов и уменьшение дистанции при фокусировке. Также нужно помнить о гиперфокальном расстоянии объектива, которое позволяет получить резкую картинку даже при фокусировке «на бесконечность».

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент