Что такое цветовой круг Иттена и как сочетать цвета
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
В 1961 году швейцарский художник и преподаватель Баухауса Иоханнес Иттен придумал, как собрать все цвета в удобную схему — цветовой круг. Сейчас это популярный инструмент для дизайнеров, иллюстраторов и художников.
В книге «Искусство цвета» Иоханнес Иттен предложил разделить все цвета на две группы: хроматические и ахроматические.
Ахроматические — это белый, черный, серый цвета и их оттенки.
Хроматические — желтый, синий и красный. Если смешивать между собой хроматические цвета, то можно получить любые другие. Например, если смешать желтый и синий, то получится зеленый. А при смешивании синего и красного — коричневый.
Желтый, синий и красный — это первичные цвета, так как их нельзя получить путем смешивания. А все производные от них Иттен называет вторичными цветами.
Если же смешать хроматические и вторичные цвета, то получатся новые оттенки — третичные цвета. Например, если смешать синий и зеленый, то можно получить цвет морской волны, а при смешивании желтого и зеленого получится салатовый.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Как использовать цветовой круг
Круг Иттена состоит из 12 основных цветов и помогает быстро подобрать цветовую палитру для лендинга, иллюстрации или фирменного стиля. В середине круга находятся основные цвета, рядом с ними — вторичные, а за ними — третичные.
Чтобы быстро подбирать цвета, можно использовать несколько схем. Вот самые популярные комбинации.
Читайте также:
Психология форм и фигур: что это и как повлияло на искусство и дизайн
Комплементарная схема
Пригодится, если нужно использовать контрастные цвета. Например, чтобы акцентировать внимание на определенном элементе в интерфейсе. Для этого выбирают основной и дополнительный цвет. Они находятся на противоположных сторонах круга.
Контрастная триада
Она похожа на комплементарную схему, но вместо одного дополнительного цвета дизайнер выбирает два соседних. Так получается контрастное, но не резкое сочетание цветов.
Классическая триада
Дизайнер выбирает три цвета по углам равностороннего треугольника. Вершины треугольника — это и будут те цвета, которые гармонируют друг с другом. Cхема пригодится, когда нужно подчеркнуть мягкий контраст между цветами.
Аналоговая триада
Дизайнер выбирает три-пять цветов, которые находятся рядом. Такая схема подойдет для случаев, когда нужно создать мягкие переходы без резких акцентов.
Прямоугольная схема
При использовании этой схемы контраст достигается за счет пар комплементарных друг другу цветов. Подойдет, если дизайнеру нужна сдержанная палитра из четырех цветов.
Инструменты для автоподбора цветов
Цветовой круг Иттена — удобный инструмент, но он не подходит в случаях, когда нужно работать с множеством оттенков. Чтобы не перебирать цвета вручную, можно автоматизировать процесс.
Paletton — расширенный цветовой круг
Например, использовать расширенный цветовой круг. Там можно перемешивать соседние цвета и создавать новые оттенки. А еще — примерить, как выбранная палитра будет смотреться в интерфейсе.
Adobe Color
Более продвинутый инструмент — Adobe Color. Это веб-приложение для работы с цветом. В нем можно не только создать собственную палитру, но и почитать рекомендации, подойдет ли выбранный цвет для задач дизайнера. Например, стоит ли использовать фиолетовый для крупного текста или иконок.
Coolors
Coolors помогает cгенерировать нужную цветовую палитру. Он удобен тем, что можно сразу создать палитру в выбранной схеме — например, аналоговой или комплементарной. Еще с помощью сервиса можно собирать собственные наборы цветов и делиться ими с другими дизайнерами.
Как цвет влияет на восприятие
В 1940-х годах швейцарский психолог Макс Люшер провел серию экспериментов и доказал, что человек по-разному реагирует на отдельные цвета. Он связал психологические потребности человека с его цветовыми предпочтениями. Например, синий — это потребность в привязанности, а красный — в достижении успеха.
Впоследствии идеи Люшера подхватили и развили другие ученые. Они выяснили, что каждый из цветов вызывает свои ассоциации.
Красный ассоциируется с силой, активностью и энергией. Исследователи предполагают, что он даже может повысить частоту сердечных сокращений.
Зеленый ассоциируется с природой, умиротворением, здоровьем и отдыхом. Синий — с миром и стабильностью. Желтый наполняет радостью, оптимизмом и энергией.
Цвет не только вызывает определенные ассоциации, но и может влиять на вкусовое восприятие. Например, ученые в ходе одного из экспериментов обнаружили, что фиолетовые и синие напитки кажутся более сладкими, чем красные и желтые.
cтарт
в дизайне
онлайн-курс | 17-22 месяца
cтарт
в дизайне
Пробуйте, чтобы понять. Тест-драйв 5 дизайн-профессий на практике — и один осознанный выбор после
пройти курс
Цветовые сочетания в разных направлениях дизайна
Дизайнеры используют психологическое воздействие цвета на человека для создания нужного эффекта в разных сферах: от брендинга и айдентики до дизайна интерьера.
В брендинге и логотипах
Цвет — это важный фактор, который влияет на поведение покупателей. Например, однажды исследователи провели эксперимент: устроили слепую дегустацию Pepsi и Coca-Cola. Большинство испытуемых сказали, что Pepsi вкуснее.
Но как только люди узнавали, что именно они пили, то тут же меняли свое мнение и выбирали Coca-Cola. Причина — запоминающиеся цвета и рекламная кампания, которые сформировали подсознательную лояльность к бренду и продукту.
Красный ассоциируется у покупателей с силой, активностью, движением и энергией. Ученые выяснили, что, например, красное лого Coca-Cola вызывает у покупателей ощущение счастья и прилив энергии.
Красные цвета и оттенки в своем брендинге используют и другие компании, которые хотят подчеркнуть динамику, энергию и смелость. Например, Яндекс, YouTube, Netflix.
Зеленый и его оттенки часто ассоциируются у людей с отдыхом, здоровьем, природой. Поэтому их часто используют бренды, связанные с продуктами питания. Например, Starbucks, Sprite или ВкусВилл и другие.
Синие оттенки люди подсознательно связывают с надежностью и стабильностью. Поэтому это ключевой цвет для технологичных брендов: IBM, DELL, Intel, Samsung.
В веб-дизайне
Чаще всего дизайнеры при создании сайта разрабатывают цветовую палитру, опираясь на фирменный стиль компании. Обычно такая цветовая палитра включает в себя от двух до шести цветов.
Цветовая схема на сайте или в приложении так же важна, как хороший текст и UX. Грамотно подобранные цвета могут улучшить пользовательский опыт и даже повысить конверсию в покупку. Это касается, например, цвета кнопок и других элементов интерфейса. Например, СТА-кнопки с призывом к действию зачастую делают ярких цветов, чтобы привлечь к ним внимание и побудить пользователя кликнуть.
Ярко-желтая СТА-кнопка на сайте Т-Банка. Источник
В дизайне интерьера
Цвет помогает сделать интерьер гармоничным и правильно расставить акценты. В дизайне интерьера существует правило 60:30:10, которое помогает соблюсти баланс цветов.
Работает это так: дизайнер сначала выбирает доминирующий цвет — он будет занимать 60% площади. Зачастую это нейтральные и приглушенные оттенки, которые могут служить базой. В этот цвет красят стены, выбирают обои и полы.
Второй цвет уже может быть ярче, он займет 30% пространства. Это могут быть диваны, шкафы, крупногабаритная мебель.
И, наконец, самые броские и акцентные цвета должны занимать не более 10%. Это может быть текстиль и различные интерьерные аксессуары.
Как использовать правило 60:30:10 в интерьере. Источник
Что почитать о теории цвета
Собрали подборку интересных книг, которые пригодятся дизайнерам, иллюстраторам и художникам.
Иоханнес Иттен «Искусство цвета»
Книга швейцарского художника Иоханнеса Иттена — одно из самых полных исследований, посвященных теории цвета. В ней собраны наблюдения художника за цветом в природе и в произведениях искусства разных времен и народов. Иттен анализирует закономерности цветовых контрастов, цветовую гармонию и конструирование.
Кассия Сен-Клер «Тайная жизнь цвета»
В книге английская журналистка Кассия Сен-Клер рассказывает о том, как появились разные цвета и оттенки. А еще приводит неожиданные примеры, связанные с тем или иным цветом.
Например, в 2010 году первая леди США Мишель Обама для торжественного обеда, организованного в честь президента Индии, выбрала бежевое платье от дизайнера индийского происхождения. Задумывалось это как комплиментарный жест. Но в итоге разразился скандал — СМИ сочли, что цвет слишком откровенный и похож на «цвет обнаженной кожи».
Сьюзан Уэйншенк «100 главных принципов дизайна»
Книга о том, как привлечь и удержать внимание пользователей с помощью дизайна. Например, чтобы убедить посетителей сайта посмотреть в определенную точку, Сьюзан советует поместить недалеко изображение восторженного человека, смотрящего в нужном направлении.
Дерек Джармен «Хрома. Книга о цвете»
Эту книгу знаменитый британский художник и режиссер Дерек Джармен писал в тот момент, когда сам терял зрение. В ней Джармен стремился перенести все свои знания на бумагу. В книге он рассказывает, как менялось восприятие цвета от Средневековья до наших дней.
Айсмен Литрис «Дао цвета»
Айсмен Литрис делится советами, как развить «цветовое чутье» — умение выбирать подходящую цветовую гамму. В ней есть много полезных упражнений. Например, Айсмен предлагает проверить и проанализировать свое отношение к цветам, выбрав подходящие ассоциации. А еще — учит создавать собственные цветовые настроения.
Главное о том, как подобрать лучшие цветовые сочетания в дизайне
- В 1961 году швейцарский художник и преподаватель Баухауса Иоханнес Иттен придумал, как собрать все цвета в удобную схему — цветовой круг. С его помощью можно подбирать разные цветовые сочетания.
- Есть пять основных схем сочетания цветов: комплементарная схема, прямоугольная схема, контрастная триада, классическая триада и аналоговая триада.
- Цвета по-разному влияют на восприятие. Красный ассоциируется с силой и энергией, зеленый — с отдыхом и природой, синий — с надежностью и стабильностью.
- Дизайнеры используют психологическое воздействие цвета на человека для создания нужного эффекта в разных сферах: от брендинга и айдентики до дизайна интерьера.
- Чаще всего дизайнеры при создании сайта разрабатывают цветовую палитру, опираясь на фирменный стиль компании.
- Цвет помогает сделать интерьер гармоничным и правильно расставить акценты. В дизайне интерьера существует правило 60:30:10, которое помогает соблюсти баланс цветов.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться