Абстракция и абстракционизм: в чем связь
Люди часто путают понятия абстракция и абстракционизм и могут употреблять их как синонимы, но это ошибка. Давайте разберемся, чем они отличаются и почему их важно различать всем людям, кто связан с дизайном, архитектурой или искусством.
Абстракция — это отвлеченное понятие, которое применяют во множестве сфер жизни, начиная от философии и логики и заканчивая информатикой и программированием.
Абстракционизм — это направление в искусстве, которое возникло в начале XX века и использует абстрактные формы и цвета для выражения своих идей и эмоций. Абстракционисты не стремятся копировать реальность, а создают собственный визуальный язык. Яркий пример абстракционизма — картина «Черный квадрат» Казимира Малевича. Она не изображает никакого реального объекта, а символизирует абсолютное ничто. Абстракционизм серьезно развился в течение XX и прошедших лет XXI века, у него есть разные стили и направления.
Основные принципы абстракционизма
- Нонфигуративность. Один из главных принципов абстракционизма — это отказ от изображения конкретных объектов или предметов, то есть от фигуративности. Художник стремится выразить свои идеи и эмоции не через рисование фигур людей, лиц, натюрмортов или пейзажей, а через пространственные, геометрические формы, цветовые решения. Художник стремится создать образы, которые не связаны с повседневной реальностью и основаны на его индивидуальном видении мира.
- Геометричность. Многие абстракционисты используют элементы геометрии: прямые линии, круги, квадраты и треугольники. Такие формы могут быть упорядоченными, симметричными или же, наоборот, хаотичными и искаженными.
- Цветовое выражение (колоризм). Цвет играет очень важную роль в абстракционизме. Художники используют цветовые гармонии, контрасты и оттенки для передачи эмоций, создания настроения и акцентирования внимания на определенных элементах в работе. Цвет используют как самостоятельное выразительное средство.
- Экспрессия. Абстрактный художник выражает свою индивидуальность, эмоции и внутренний мир через свободное творчество и эксперименты с формами, цветами и композицией. Целью является передача субъективного опыта и получение реакции зрителя.
Эти принципы помогают создать уникальные произведения искусства, которые могут восприниматься по-разному каждым зрителем. Одни не понимают и не любят абстрактное искусство, другие же ценят подобный способ самовыражения художников и видят в нем смысл, нередко и свой собственный.
Краткая история абстракционизма и примеры известных работ
Абстракционизм — это явление, порожденное бурными изменениями начала XX века. До этого искусство было в основном конкретное и сюжетное: скульпторы создавали великолепные фигуры богов и людей, художники писали портреты, пейзажи и натюрморты, которые отражали объекты реального мира или вымышленных, но совершенно конкретных героев.
Однако вскоре художникам стало не хватать имеющихся возможностей. Они начали искать новые способы выражения эмоций, идей и впечатлений через неконкретные элементы и композиции. Абстракционисты стремились освободиться от привязки к внешнему миру и создавать произведения, которые вызывали бы эмоции у зрителя без необходимости точного изображения объектов или сцен. Причем этот процесс поиска шел неравномерно. Условно его можно разделить на несколько этапов.
10–30-е годы XX века
Первой абстрактной картиной считается акварель Василия Кандинского, написанная в 1910 году. Именно он был основателем абстракционизма и теоретиком этого направления.
Кандинский считал, что цвет и форма имеют свою собственную духовную силу и могут вызывать у зрителя разные чувства. Его картины динамичны, экспрессивны и часто вдохновлены музыкой. Например, его серия «Композиции» была вдохновлена симфониями Арнольда Шёнберга.
В то же время в России развивался другой стиль абстракционизма — супрематизм, основанный Казимиром Малевичем. Супрематисты стремились к чистоте и простоте формы, используя геометрические фигуры, такие как квадрат, круг и крест. Они отказывались от любого сюжета или символизма, считая, что абстрактное искусство должно быть самодостаточным и выражать высший порядок реальности.
В Европе также появились разные течения абстракционизма. К примеру, неопластицизм был основан Питом Мондрианом, который строил свои композиции из прямых линий и основных цветов. Абстракционизм также был связан с движением дадаизма, которое отрицало все традиции и ценности буржуазного общества и создавало провокационные и нелогичные произведения из случайных материалов.
40–50-е годы XX века
После Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США, где возникло новое направление — абстрактный экспрессионизм. Это было движение художников, которые хотели выразить свои индивидуальные эмоции и подсознательные импульсы через интуитивный и спонтанный процесс живописи. Они использовали большие холсты, мазки кисти, капли и брызги краски, контрастные цвета и текстуры. Абстрактный экспрессионизм имел две основные ветви: акционная и полевая живопись. Первая была более агрессивной и драматичной, она подчеркивала физическое действие художника над холстом.
Полевая живопись была более спокойной и медитативной, она создавала впечатление цветового поля, заполняющего пространство.
60–70-е годы XX века
В это время абстракционизм продолжал развиваться и дифференцироваться на разные стили и течения, такие как оп-арт, минимализм, кинетическое искусство, концептуальное искусство и другие. У них были собственные уникальные особенности. Например, оп-арт использовал оптические иллюзии восприятия плоских геометрических фигур, создавая эффект движения, вибрации или трехмерности. Его представляли Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Хесус Сото и другие художники.
Кинетическое искусство использовало движение как средство художественного выражения, создавая скульптуры или инсталляции, которые менялись под воздействием света, ветра, электричества или зрителя. Его представителями были Александр Колдер, Жан Тингли, Николас Шеффер и другие. Концептуальное искусство ставило в центр своего внимания не сам объект, а идею или концепцию, которую он несет.
80–90-е годы XX века
В этот период кризиса постмодерна абстракционизм продолжал существовать как одно из направлений современного искусства, но уже не имел такого доминирующего положения, как раньше. Абстрактные художники экспериментировали с разными материалами, техниками и формами выражения, сочетая живописную и графическую абстракцию с коллажами, фотографией, видео и скульптурой, в том числе из нестандартных подручных материалов. Они активно смешивали элементы разных стилей, создавая яркие, провокационные и социально значимые произведения, поднимающие важные темы бедности, войн, насилия и другие.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Элементы абстрактной живописи и дизайна
Абстрактное искусство воздействует на зрителя с помощью сравнительного небольшого количества элементов, однако все они имеют глубокий смысл.
- Абстрактные формы. Художники используют геометрические или органические формы вместо конкретных предметов или фигур. Острые очертания часто ассоциируются с агрессией и динамикой, плавные — со спокойствием и умиротворением, хотя строгих и единых закономерностей нет.
- Цвет. Авторы использовали выразительные свойства цвета для передачи эмоций, создания контрастов или создания гармонии в произведении. Цвет может иметь собственное значение, например черный часто символизирует страх или боль, а красный — любовь.
- Линии. В абстракционистских произведениях они могут быть прямыми, кривыми, сплошными и пунктирными, толстыми и тонкими. Линия способна передавать контраст, динамику, ритм, направление или форму на холсте. Также она может нести символическое значение, например вертикаль часто обозначает стабильность, диагональ — движение и т. д.
- Текстуры. Они создают ощущение рельефа, объема и материальности на плоскости холста. Текстуру абстракционисты создавали несколькими способами: разными видами красок, инструментами, такими как кисти, лопатки или губки, добавлением песка, соли, ваты, ткани и других дополнительных материалов.
- Плоскость. Она может создавать иллюзию объема, глубины, перспективы или пространственных отношений на холсте. Плоскость также может нести эстетическое или смысловое значение, например круглая плоскость — совершенство, а треугольная — напряжение.
Направления абстракционизма
Выше мы уже упоминали про некоторые направления абстракционизма, а сейчас хотим рассказать о них подробнее.
Геометрический абстракционизм
Это стиль, который использует преимущественно геометрические фигуры для выражения идеи, такие как квадрат, круг и крест. Он отказывается от любого сюжета или символизма, считая, что абстрактное искусство должно быть самодостаточным и выражать высший порядок реальности. Его представители — Казимир Малевич, Пит Мондриан, Александр Родченко и другие.
Кубизм
Он стремился к декомпозиции объектов на геометрические фрагменты и анализу форм в пространстве. Художники-кубисты, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак, использовали геометрические фигуры, такие как кубы и пирамиды, чтобы перестроить предметы и создать новые, абстрактные композиции.
Супрематизм
Развиваясь в России в начале XX века, супрематизм, основанный на работах Казимира Малевича, стремился к выражению «высшего состояния» через использование абстрактных геометрических форм, особенно квадратов и кругов. В центре супрематистской композиции находится чистая форма, лишенная конкретного смысла, которая символизирует духовное начало.
Абстрактный экспрессионизм
Это направление делало акцент на эмоциональной экспрессии и субъективном выражении художника. Художники абстрактного экспрессионизма концентрировались на динамических жестах, крупных кистевых штрихах и каплях краски. Представители направления — Джексон Поллок, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Марк Ротко, Барнет Ньюмен, Клиффорд Стилл и другие.
Лирический абстракционизм
Художники этого течения стремились создать произведения, которые воздействовали на эмоциональный и духовный уровень зрителя. Они использовали абстрактные формы, цвета и текстуры, чтобы вызвать спокойствие, сосредоточенность и размышление.
Минимализм
Это стиль абстракционизма, который стремится к максимальной простоте и чистоте формы, отказываясь от любого выражения или символизма. Он использует ограниченное количество цветов и оттенков, а также прямые линии и простые геометрические формы. Его представителями были Дональд Джадд, Сол Ле Витт, Эльсуорт Келли и другие.
Оп-арт. Это стиль, использовавший оптические иллюзии восприятия плоских геометрических фигур, создавая эффект движения, вибрации или трехмерности. Он играет с восприятием зрителя и вызывает у него разные ощущения. Его представителями были Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Хесус Сото и другие.
Если вам интересно углубиться в тему, можете прочитать подробнее про современные направления абстракционизма:
- неоэкспрессионизм — стиль, возродивший каноны направления и использовавший яркие цвета, динамичные мазки и часто фигуративные, то есть предметные, изображения;
- трансавангард — итальянское движение, которое также отстаивало возвращение к живописи и смешивало элементы разных стилей и культур;
- деконструктивизм — стиль архитектуры и дизайна, который характеризовался нарушением традиционных принципов композиции, симметрии и гармонии, сложными и необычными формами.
7 известных работ абстракционистов
Чтобы вы смогли еще лучше понять, в чем особенность абстрактного искусства, мы покажем вам еще семь произведений, которые признаны знаковыми мировым художественным сообществом.
«Композиция с красным, синим и желтым» — это картина Пита Мондриана, написанная в 1930 году. Это пример неопластицизма, подстиля абстракционизма, который использует прямые линии и примарные цвета. На картине видны горизонтальные и вертикальные линии, разделяющие холст на прямоугольники разного размера и цвета.
Full Fathom Five — это картина Джексона Поллока, написанная в 1947 году. Это пример акционной живописи, в которой художники используют мазки кисти, капли и брызги краски. На картине виден сложный узор из цветных линий и точек, в котором можно угадать некоторые предметы, такие как монеты, ключи или ногти.
«Горы и море» — это картина Хелен Франкенталер, написанная в 1952 году. Это пример колор-филд пейнтинга (живопись цветового поля), который использует технику разливания краски по холсту. На картине видны размытые пятна синего, зеленого и розового цветов, которые напоминают пейзаж с горами и морем.
«№7. Зрелость» из серии «Десять самых важных» — картина Василия Кандинского 1935 года. Это одна из десяти картин, которые художник считал самыми важными в своем творчестве. На картине видны разнообразные формы и цвета, которые образуют сложную композицию с элементами геометрии, буквами и числами.
«Метамеханическая скульптура с треногой» — это скульптура Жана Тингли и яркий пример кинетического искусства. Она состоит из металлического каркаса, на котором закреплены различные элементы: деревянные колеса, проволочные спирали, железные пластины, ремни, цепи и т. д. Скульптура движется и издает различные звуки (скрип, стук, грохот, свист и т. д.) и символизирует бессмысленность и абсурдность современной цивилизации, которая стремится к технологическому прогрессу.
«Голубое II» — это картина Хуана Миро, написанная в 1961 году. Это пример сюрреалистического абстракционизма — стиля, который использует элементы сновидений и подсознания. На картине виден большой голубой фон, на котором нарисованы несколько простых фигур, таких как точки и линии.
«Без названия (Черный на сером)» — это картина Марка Ротко, написанная в 1969–1970 годах. Это одна из последних работ художника, которая отражает его депрессивное состояние. На полотне видны две полосы черного и серого цветов, которые создают эффект тяжести и печали.
Абстракционизм в современном дизайне
Абстрактное искусство не мертво, оно продолжает развиваться в новых формах и воплощаться в самых разных областях искусства и дизайна.
Абстрактная графика
Многие постеры используют абстрактные формы и цвета для передачи атмосферы, настроения или сообщения о фильме, концерте или выставке. В обложках музыкальных альбомов и подкастов также часто применяют принципы и выразительные средства абстракционизма.
Абстрактный дизайн сайтов
Абстрактность может проявляться в дизайне сайтов разными способами. Например, использование неконкретных фоновых изображений или текстур придает сайту оригинальность и индивидуальность. Абстрактные графические элементы, такие как фигуры, линии, сетки, пятна или волны, могут использоваться для создания интересных и запоминающихся композиций и размещения элементов интерфейса.
На веб-сайтах могут использоваться яркие и экспериментальные цветовые комбинации, которые не обязательно соответствуют корпоративному стилю или реальности. Цвета могут заполнять фоны, элементы интерфейса, кнопки и заголовки, создавая эмоциональные и эстетические ассоциации. Абстрактность на веб-сайтах также может воплощаться в визуальных эффектах и анимации. Это могут быть переходы между страницами, плавные и динамичные движения элементов интерфейса, интерактивные эффекты.
Абстрактный дизайн логотипов
Логотипы уникальны тем, что должны с помощью очень небольшого перечня художественных средств выражать идею бренда. Поэтому здесь часто применяют абстрактные решения: формы, цвета, текстуры, отказ от предметности. Вот несколько интересных примеров логотипов, которые являются абстрактными.
- Nike — кривая линия, которая символизирует движение и скорость.
- Apple — стилизованное изображение яблока с откушенным куском, которое прямо не относится к продукции бренда, но символизирует инновации и креативность.
- Pepsi — круг с разделенными на три части цветами, которые символизируют оптимизм и разнообразие.
- Microsoft — четыре цветных квадрата, образующих большой квадрат. Он символизирует доступ в мир цифровых технологий, а также четыре главных продукта компании.
Логотип Microsoft. Источник
Абстрактный дизайн интерьеров
Многие интерьерные дизайнеры используют абстрактные композиции и цвета для создания стильного и необычного пространства. Несмотря на то что от конкретных предметов в интерьере уйти не получится, здесь все равно работают те же принципы: максимальное удаление от образов реального мира, геометричность, самовыражение с помощью цвета.
Например, экстерьер Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке во многом несет на себе отпечаток абстракционизма. Внутри здания можно увидеть спиральную конструкцию из белого бетона, которая создает динамичное и органичное пространство для экспонирования произведений искусства.
Снаружи Музей Гуггенхайма не похож ни на одно здание: он создан из абстрактных округлых фигур. Источник
Дизайн интерьеров тоже может быть абстрактным. Вот в каких элементах это проявляется.
- Обои. Абстрактные обои могут создавать иллюзию движения, глубины, объема или перспективы, подчеркивать цветовую гамму интерьера, делать его более ярким или спокойным, а также отражать настроение или характер хозяина.
- Картины. Конечно, в интерьерах очень часто вешают репродукции известных полотен абстракционистов, а также работы современных дизайнеров и художников. Абстрактные картины могут выделяться, то есть быть всем центром композиции помещения, или аккуратно вписываться в него, создавая гармонию.
Пример абстрактной картины в классическом интерьере. Источник
- Текстиль. Абстракция может также проявляться в текстильных изделиях для интерьера, таких как шторы, ковры, подушки, пледы или постельное белье. Они могут добавлять уют и комфорт, а также акцентировать внимание на определенных зонах или деталях.
Абстрактный рисунок на шторах — один из самых популярных мотивов в мире для этого вида текстиля. Источник
Абстракция подходит для большинства современных стилей интерьера, таких как минимализм, хай-тек, лофт, неоклассицизм и пр. Она может как создать спокойную и расслабляющую атмосферу, так и придать помещению энергию и динамику.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую