пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Брейкпоинт (breakpoint)

Брейкпоинт (breakpoint)
17 сентября, 2024
4 мин

Брейкпоинт, или контрольная точка (от англ. breakpoint) — это термин, который может иметь различные значения в зависимости от контекста. В общем смысле он обозначает точку или ситуацию, в которой что-то меняется или останавливается. Две основные области применения понятия — это дизайн и программирование. Рассмотрим, что такое брейкпоинт в этих сферах.

Брейкпоинты в дизайне

Здесь breakpoint — это важный элемент разработки веб-сайтов и приложений, адаптирующихся к различным размерам экранов. Чтобы контент сайта хорошо выглядел и считывался на любом устройстве, будь то компьютер, повернутый вертикально или горизонтально смартфон или планшет, верстка должна меняться в зависимости от ширины области просмотра. Например, на большом экране настольного компьютера сайт может иметь боковое меню, а на маленьком экране мобильного устройства — переключиться на верхнюю навигационную панель.

Брейкпоинты обычно задаются в CSS — языке, который управляет внешним видом веб-сайтов и приложений. В CSS разработчик использует медиазапросы — код-правило, включающее те или иные стили отображения контента в зависимости от определенных условий, например ширины области просмотра.

Вот пример медиазапроса:

@media (min-width: 768px) { /* Стили для экранов шириной 768 пикселей и более */ }

Этот код означает, что стили, заключенные в фигурные скобки, будут применяться только к экранам шириной не менее 768 пикселей. 768 — это брейкпоинт, обозначающий границу работы тех или иных стилей. С помощью медиазапросов разработчики и дизайнеры могут создавать различные дизайны для экранов разных размеров, используя один и тот же HTML-код.

Bootstrap

В связи с брейкпоинтами не обойтись без обзора еще одного важного понятия — Bootstrap. Это популярный фреймворк, который помогает разрабатывать отзывчивые сайты и приложения с помощью CSS. В Bootstrap есть шесть фиксированных брейкпоинтов, которые основаны на распространенных размерах устройств и размерах области просмотра.

Вот они:

  • X-Small — ширина менее 576 пикселей;
  • Small — не менее 576 пикселей;
  • Medium — не менее 768 пикселей;
  • Large — не менее 992 пикселей;
  • Extra large — не менее 1200 пикселей;
  • Extra extra large — не менее 1400 пикселей. 

Визуально эти брейкпоинты представляют в формате сетки — разделения экрана с контентом на столбцы и строки, используемые для выравнивания и позиционирования элементов. По сетке дизайнеры создают все компоненты макета: баннеры, кнопки, навигационные панели, блоки текста, карточки и т.д. 

Визуально сетка bootstrap выглядит как поле из 12 колонок одинаковой ширины с небольшим отступом между ними.

Сетка bootstrap для десктопа в Figma
Так выглядит сетка bootstrap для десктопа в Figma

Но ведь знакомые нам сайты и приложения не разделены на 12 частей, верно? Да, потому что для создания того или иного дизайн-элемента можно комбинировать любое число колонок — например 2, 4, 6 или даже все 12 для больших баннеров или текста.

Комбинирование колонок
Схематически комбинирование колонок можно представить примерно так. Источник

Bootstrap используется для того, чтобы разработчику было легче верстать дизайн-макет, чтобы он не выверял точное положение всех нарисованных элементов до пикселя, а просто ориентировался на их положение на сетке. С помощью сетки bootstrap дизайнер может сообщить разработчику, как сайт или приложение должны меняться на той или иной ширине экрана.

Минимальная и максимальная ширина в медиазапросах

Выше мы показали, как используется минимальная ширина в медиазапросах. Грубо говоря, она обозначает ту границу ширины экрана, после преодоления которой на сайте будет отображаться уже немного другой макет («конкретная ширина или больше»). 

Однако часто применяется и максимальная ширина — это конкретный размер экрана или меньше. Указание той или иной ширины, по большому счету, является вопросом удобства для верстальщика и особенностей конкретного макета.

Максимальная ширина задается запросом вида:

@media (max-width: 575.98px) { /* Стили для экранов шириной 576 пикселей и менее */ }

Откуда здесь взялась десятичная дробь и как число 575.98 соотносится с шириной 576 пикселей? Все дело в том, что при написании кода было решено вычитать из значения брейкпоинта 0.02 px, чтобы стили отображались в браузерах более точно из-за определенных технических ограничений. То есть подобное дробное написание актуально только при использовании в коде максимальной ширины.

Брейкпоинты в программировании

В сфере написания кода тоже есть понятие брейкпоинта (по-русски его часто переводят как точка останова). Оно не имеет здесь никакого отношения к верстке или ширине экранов и обозначает в буквальном смысле место, где выполнение программы останавливается, чтобы программист мог детально изучить нужный фрагмент кода. Причем breakpoint в программировании тесно связан с таким явлением, как среда разработки и отладчик. Это специальная программа, которая помогает писать код: использовать корректный синтаксис, исправлять ошибки, сокращать код, грамотно его структурировать. Брейкпоинт здесь выглядит обычно как красная точка напротив какой-либо строки кода. Программа, запущенная в отладчике, остановится на строчке с красной точкой и покажет состояние исполнения программы на текущий момент.

Брейкпоинт в ведущей среде разработки на языках Java и Kotlin IntelliJ IDEA
Так выглядит брейкпоинт в ведущей среде разработки на языках Java и Kotlin IntelliJ IDEA

Брейкпоинты в программировании — незаменимое средство для написания корректного кода и правильно работающих программ.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент