обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Леттеринг

5 октября, 2022
5 мин

Леттеринг (от англ. letter — буква) — направление в искусстве, где в основе творческой мысли лежат буквы и композиции с ними. Характерная черта леттеринга состоит в том, что буквы именно отрисовываются вручную, то есть они сами по себе являются художественными объектами, а автору предоставлена полная свобода самовыражения.

Письма с леттерингом
Благодарственные письма с леттерингом. Источник

Отличительные свойства леттеринга

Именно эта особенность отличает леттеринг от типографики, где основное внимание уделяется шрифтовой композиции или расположению готового шрифта. Строго говоря, типографика — это искусство оформления именно печатного текста с четко заданными параметрами, а его главный инструмент — это шрифт, тогда как в леттеринге решающее значение имеет художественный замысел.

Авторский шрифт
Авторский шрифт для типографики. Источник

Леттеринг также не стоит путать с каллиграфией, несмотря на то что оба явления связаны с искусством написания букв. Именно написание характерно для каллиграфии, в то время как в леттеринге главную роль играют отрисовка, индивидуальность и авторский стиль. В каллиграфии уникальность не имеет решающего значения, созданный шрифт может быть множество раз использован в оформлении открыток, поздравлений, плакатов.

Краткая история леттеринга

Она насчитывает всего лишь несколько десятков лет и связана с появлением социального плаката. Хотя некоторые искусствоведы утверждают, что это явление зародилось еще в XIX веке на плакатах Альфонса Мухи и афишах Тулуз-Лотрека. 

Афиша автора Анри де Тулуз-Лотрек
Афиша, автор Анри де Тулуз-Лотрек. Источник

Так или иначе, широкое распространение это явление получило в середине XX века, причем не без участия советских дизайнеров. Именно в Советском Союзе леттеринг нашел свое применение на вывесках, листовках и плакатах.

Современный леттеринг в советском стиле от Михаила Левченко
Пример современного леттеринга в советском стиле от Михаила Левченко. Источник

Советский леттеринг сформировался в 20-х годах ХХ века под влиянием идеологии, закрытости страны и ограниченности в использовании визуальных техник. Он стал своего рода «фишкой» оформления печатной продукции. Время требовало незаурядных и запоминающихся изображений, поэтому социальный плакат и материалы пропаганды стали, пожалуй, пионерами в использовании леттеринга. Особенно полюбился художникам-оформителям леттеринг, стилизованный под рукописный текст.

Леттеринг в советском стиле от Dmitry Alexeenko
Леттеринг в советском стиле от Dmitry Alexeenko. Источник

В начале XXI века популярность леттеринга возросла за счет того, что подобные шрифтовые композиции отлично работают в коммерческой сфере, особенно в рекламных кампаниях, где необходимо было подчеркнуть уникальность продукта или сформировать имидж бренда. Например, узнаваемые «золотые арки» McDonald’s обещали обывателю стандарт качества, где бы он ни был. 

Логотип McDonald's с 1961 по 1968 год
Логотип McDonald’s с 1961 по 1968 год. Источник

«Игра в буквы» позволяла дизайнерам выделить продукт, запомниться покупателю, вызвать положительные эмоции при повторном обращении к зрителю.

Виды леттеринга

На текущем этапе леттеринг различается по методам исполнения. Выделяют три основных его вида.
1. Выполненный вручную. Такой стиль характеризуется уникальностью и неповторимостью элементов и чаще всего применяется в творчестве, хобби или при разработке единичных, уникальных художественных материалов.

Полиграфия от Irina Budinenko
Леттеринг в полиграфии от Irina Budinenko. Источник

2. Цифровой леттеринг — пожалуй, наиболее часто встречающийся на сегодняшний день вид этого явления. Он используется, когда все элементы планируется использовать в цифровой среде. Например, при разработке логотипа, шапки сайта, шаблонов авторских плакатов, визиток и другой продукции.

3. Смешанный стиль исполнения подразумевает использование эскизов, выполненных вручную, с последующей оцифровкой и обработкой в графическом редакторе.

Современный мир рекламы и полиграфии насчитывает огромное количество видов леттеринга, а учитывая тот момент, что многие шрифтовые композиции создаются в единичном экземпляре, перечислить их все практически невозможно. Рассмотрим основные направления стилей в леттеринге.

Граффити — это стиль, в котором автор проявляет полную свободу творчества. Характеризуется яркостью или контрастностью, а также объемным визуальным эффектом его элементов, переплетением букв, использованием растительных или анималистичных деталей и объектов.

Леттеринг в граффити
Граффити-леттеринг. Источник

С фоновым изображением — здесь буквенные композиции как бы вписываются в имеющийся фон, создавая вместе единую концепцию и формируя собой гармоничную композицию.

Объемный или 3D-леттеринг, когда буквы отрисовываются в трехмерной технике, получая объем и реалистичность.

Фигурный леттеринг, в котором шрифтовая композиция изображается в виде некоего объекта, чаще всего иллюстрируя тот предмет, который обозначается сочетанием букв в композиции.

Винтажный, готический, каллиграфический леттеринг — тот случай, когда стили тесно переплетаются между собой и отрисовка букв ведется с привязкой к определенному шрифту или способу его написания.

Использование деталей в леттеринге подразумевает работу как с элементами шрифта, так и с пространством вокруг букв. Все это используется для украшения и декорирования композиции, а ограничивается только творческой задумкой автора.

Леттеринг на фоне
Леттеринг с фоном. Источник

Смешанный стиль леттеринга, пожалуй, наиболее креативный и часто использующийся в творчестве, хобби и ручных изделиях. Он характеризуется совместным использованием всех вышеперечисленных стилей, созданием этакой эклектики в дизайне.

Где может применяться леттеринг

В ситуации стремительного роста рынка рекламы, полиграфии и развития маркетинговых технологий области применения леттеринга только расширяются. Причем не только с целью прямых маркетинговых коммуникаций, но и в качестве диалога с потребителем, для формирования стойких ассоциаций с брендами, выработки положительных эмоций в ответ на продукт рекламы.

Рассмотрим это на примерах.

  • Леттеринг в айдентике продукта художественно оформленные буквы активно используются при разработке логотипов, фирменных надписей, полиграфии.
  • Как элемент дизайна интерьеров леттеринг шагнул далеко за пределы фоторамок и багетов для картин. Сегодня нередко можно встретить интеграцию художественно отрисованных букв на элементах мебели, декора, домашнего текстиля и элементов освещения.
Леттеринг в интерьере
Леттеринг в оформлении интерьера. Источник
  • Дизайн одежды. С появления первых надписей на футболках прошло достаточно много времени, но этот тренд до сих пор на пике актуальности: надписи стали разнообразнее, буквы — креативнее; помимо прочего, они перекочевали с футболок на другие предметы одежды и даже нижнего белья.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент