Негативное пространство: объясняем простыми словами на примерах
графический дизайнер с 0 до ПРО
профессия | 20 месяцев
графический дизайнер с 0 до ПРО
Научитесь создавать любой визуальный контент — от макетов сайта до полиграфии
5 395 ₽/мес.
8 300 ₽/мес.
Дизайн включает в себя не только выбор шрифтов, иконок, фигур и их расположение в композиции. Пустое (негативное, отрицательное) пространство между графическими объектами, линиями и буквами повышает четкость текста или изображения. А иногда эти пустоты сами по себе могут работать как значимые части изображения, например формировать своими очертаниями фигуры людей, животных или предметов. Причем эти образы зритель распознает не сразу, а только спустя несколько секунд рассматривания картинки. В этом и заключается магия негативного пространства: возможность нарисовать рисунок с помощью «ничего», то есть пустоты. Именно благодаря этому прием чаще всего применяется при создании логотипов, которые должны выражать максимум смысла минимумом графических средств.
графический дизайнер с 0 до ПРО
профессия | 20 месяцев
графический дизайнер с 0 до ПРО
Научитесь создавать любой визуальный контент — от макетов сайта до полиграфии
5 395 ₽/мес.
8 300 ₽/мес.
Кроме того, негативное пространство может менять наше восприятие главных объектов. Например, если на бумаге нарисовано несколько квадратов, их воспринимаемое положение и состояние могут меняться в зависимости от того, как они расположены по отношению друг к другу. Если поместить квадрат в нижний угол, может создаться иллюзия, что он падает, или впечатление одиночества объекта посреди большого пустого пространства. А если собрать несколько квадратов рядом, то они будут восприниматься как единая, целостная группа «родственных» объектов.
В дизайне негативное пространство так же важно, как и позитивное (присутствующие элементы), поскольку оно помогает сбалансировать и усилить визуальное воздействие. Прием можно использовать для создания контраста, подчеркивания определенных элементов, создания места для «отдыха глаз» и для решения некоторых других задач.
Для чего используется негативное пространство в дизайне
Вот некоторые ключевые функции, которые негативное пространство может выполнять в дизайн-работах.
- Повышение разборчивости. Оно может помочь улучшить читаемость текста и других элементов дизайна, обеспечивая контраст и отделяя различные элементы друг от друга.
- Создание баланса. Негативное пространство можно использовать для гармонизации дизайна, добавляя визуальный вес определенным элементам и создавая ощущение равновесия всей картинки.
- Подчеркивание ключевых элементов. Прием помогает привлечь внимание к определенным элементам дизайна, выделяя их с помощью контраста.
- Поддержание связи между элементами. Грамотно выстроенная пустая зона связывает более яркие и насыщенные элементы картинки между собой, помогает выстраивать иерархию объектов и даже формировать сюжет.
- Улучшение композиции. Негативное пространство может помочь усовершенствовать общую композицию дизайна, как бы предоставляя больше «воздуха» основным элементам и создавая ощущение порядка.
- Улучшение пользовательского опыта. Негативное пространство помогает улучшать пользовательский опыт, делая дизайн более интуитивным и легким для навигации, а также уменьшая беспорядок и визуальный шум.
- Повышение привлекательности. Использование пустоты в дизайне может способствовать эстетизации всей композиции, создавая ощущение элегантности, изысканности и простоты.
Где используется негативное пространство
За счет своей визуальной универсальности прием применяется во множестве областей дизайна. Расскажем про основные из них.
Негативное пространство в логотипах. Пожалуй, это самая популярная сфера применения приема. Один из самых известных примеров — это логотип WWF, в котором отрицательное пространство используется для создания изображения панды.
Современные дизайнеры очень любят применять негативное пространство при создании логотипов, ведь оно помогает выразить сразу несколько образов минимальным спектром средств — всего несколькими линиями и цветами.
Негативное пространство в графическом дизайне. Пустое пространство можно использовать для создания баланса, подчеркивания ключевых элементов и улучшения общей композиции дизайна. Например, постеры к фильмам — это идеальный пример применения негативного пространства. Оно помогает уместить сразу несколько узнаваемых образов на небольшой картинке.
Негативное пространство в веб-дизайне. Здесь оно помогает сделать дизайн более интуитивным и удобным для навигации. Оно также позволяет уменьшить визуальный беспорядок и сделать контент более доступным. Например, веб-сайт компании Apple является хорошим примером дизайна, в котором негативное пространство используется для создания чистого, элегантного и удобного интерфейса.
Негативное пространство в иллюстрации. Здесь его можно использовать для создания интересных форм и придания глубины изображению. Оно также может быть применено для привлечения внимания к определенным элементам и создания ощущения баланса и гармонии. Например, иллюстратор Нома Бар известен своим использованием негативного пространства для создания простых изображений, которые можно долго рассматривать. Оно также широко используется в традиционных рисунках тушью и гравюрах на дереве для создания замысловатых узоров и текстур, оставляя участки бумаги не тронутыми тушью или краской.
Негативное пространство в дизайне интерьера. Здесь оно применяется для создания ощущения баланса и гармонии. Негативное пространство используется для соблюдения расстояния между различными элементами, что делает комнату более комфортной и привлекательной. Например, минималистский стиль дизайна интерьера использует негативное пространство для создания ощущения простоты и элегантности.
дизайнер интерьеров
профессия
дизайнер интерьеров
Любите, чтобы пространство вокруг было комфортным и уютным? Превратите эту любовь в вашу профессию за 10 месяцев
научиться
Негативное пространство в дизайне одежды. В сфере моды оно применяется для создания интересных и инновационных образов. Например, модельер Иссей Мияке известен использованием негативного пространства в своих изделиях. Дизайн Мияке часто вдохновлен природой и окружающей средой, он глубоко уважает традиционные японские ремесла и техники. Одним из фирменных элементов дизайна Мияке является плиссировка, которая придает ткани трехмерную структуру и позволяет ей двигаться уникальным образом. Мияке также известен своим использованием негативного пространства для создания интересных и инновационных форм и силуэтов. Он часто включает в свои модели асимметричные и контрастные элементы, создавая неожиданные и нетрадиционные формы.
Правила использования негативного пространства
Правило 1. Сохраняйте простоту
Негативное пространство лучше всего работает, когда оно остается незагроможденным, а вся картинка имеет минималистичный вид. Избегайте использования слишком большого количества элементов или узоров, так как это может создать визуальный шум и отвлечь от воздействия негативного пространства.
Правило 2. Используйте контраст
Контраст — это ключ к эффективному использованию негативного пространства, поскольку оно идеально работает только на фоне заполненной цветом области. Используйте контрастные цвета, формы и размеры, чтобы создать четкое различие между позитивным и негативным пространством.
Правило 3. Подчеркивайте главное
Негативное пространство может привлекать внимание к определенным элементам дизайна. Например, в логотипе оно очень часто изображает второй важный образ и концепцию, а первый выражается за счет позитивного, то есть цветного пространства.
Правило 4. Создавайте иерархию образов
Начинайте с главного визуального образа, который хотите донести до зрителя, а затем дополняйте его. Основное изображение должно быть первым, что узнает зритель. Однако можно включить и вторичное изображение, которое должно узнаваться только после основного.
Правило 5. Учитывайте контекст изображения
Негативное пространство может работать по-разному в разных сферах дизайна. Например, если в веб-дизайне оно часто просто разнообразит визуальный контент, то в логотипе является главным изобразительным средством. Применяйте негативное пространство с учетом того, как его будет воспринимать зритель на вашей работе.
Правило 6. Применяйте 1-3 цвета
Добавление слишком большого количества цветов может сделать дизайн сложным для понимания. В идеале в логотипе лучше использовать один или два цвета, причем один из них должен быть нейтральным, например черным или белым. Это облегчает восприятие дизайна: глаза не «разбегаются», взгляд четко фокусируется на картинке и считывает образы.
Правило 7. Используйте негативное пространство целенаправленно
Избегайте его применения просто потому, что оно хорошо выглядит, но подумайте о том, как оно может усилить воздействие вашего дизайна на зрителя. Например, в иллюстрации оно может выражать дополнительный визуальный образ и намекать на неоднозначность изображенного, а в интерфейсе — выделять самые важные для пользователя элементы.
профессия
графический дизайнер
с нуля до ПРО
профессия
графический дизайнер
с нуля до ПРО
За год количество вакансий в графическом дизайне увеличилось на 222%. Научитесь создавать любой визуальный контент на уровне middle — от макетов сайта до полиграфии.
научиться