обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Скевоморфизм

Скевоморфизм
27 декабря, 2023
7 мин

Скевоморфизм — это тенденция в дизайне, в основе которой лежит реалистичное изображение объектов. Элементы, выполненные в этой стилистике, отличает достаточно точная имитация внешнего вида и образа оригинальных предметов из реальной жизни. Скевоморфизм может использоваться в работе как с физическими объектами, так и с цифровыми. 

Пример скевоморфизма
Скевоморфизм используется для разных целей. Например, это изображение гитарной педали с эффектом для приложения. Источник

Особенности скевоморфизма

Как ясно из определения, скевоморфизм копирует элементы реальных объектов. Однако нередко за основу берется предмет из прошлого, который уже не используется. К такому приему прибегают, чтобы сделать разрабатываемый продукт более простым и понятным для пользователя. 

Говоря о пользовательских интерфейсах, важно сказать о еще одной особенности скевоморфизма. Чтобы сделать иконки и другие элементы интерфейса более понятными и приятными для пользователей, дизайнеры копируют текстуры реальных объектов, добавляют тени и блики. Пример такого заимствования — книжная полка в приложении iBooks в мобильной операционной системе iOS (6 поколение и более ранние версии) прошлых поколений.

Приложение iBooks в старой версии iOS
Приложение iBooks в старых версиях iOS напоминало настоящую книжную полку. Источник

Концептуальное моделирование — это также особенность скевоморфизма. Проследить это также можно, посмотрев на ранние версии iOS. Пример — приложение «Заметки», стилизующее записи под рукописные заметки.

Приложение "Заметки" в iOS 6
Приложение «Заметки» в iOS 6 — один из примеров скевоморфизма. Источник

Еще один пример заимствования из реальной жизни связан со звуком. Вспомните звук очистки корзины на компьютере. Согласитесь, напоминает скомканную бумагу, которую выкидывают в ведро. 

Выделим главные особенности скевоморфизма:

  • Реалистичность. Она максимально раскрывается в скевоморфизме. Ведь дизайнерам нужно не просто создать понятный цифровой продукт, который будет похож на реальный объект, но и сделать его максимально удобным в использовании.
  • Глубина. Это одно из самых важных свойств скевоморфных интерфейсов. Его суть состоит в том, что даже плоский объект на экране можно изобразить так, чтобы придать ему эффект глубины. Достигнуть этого можно разными способами.
  • Тени. Это как раз один из способов создать глубину. Работать с ними можно по-разному: тянуть, искажать, менять по цвету и не только. Правильные тени сделают любой объект максимально похожим на оригинальный прототип. Ведь, как известно, в реальной жизни у всех объектов есть тени.
     
  • Блики. Наравне с тенями это способ создать глубину. Также с помощью бликов можно сделать акценты на отдельных элементах интерфейса: показать активное состояние кнопок или намекнуть пользователю, куда ему нужно нажать далее.
  • Текстуры. Использование в цифровом продукте текстур и фактур из реального мира также помогает улучшить пользовательский опыт. Однако следует помнить про баланс и использовать текстуры и другие вышеперечисленные особенности скевоморфизма только там, где они могут помочь.
Сравнение дизайнов интерфейсов iOS 7 и iOS 6

Зачем нужен скевоморфизм

Из особенностей скевоморфизма можно сделать вывод, что задача этого направления в дизайне — создать метафору, которую пользователь сможет безошибочно считать. А цель этого — упростить знакомство с новым устройством или интерфейсом. 

Особенно актуально это было, когда компьютеры только начали становиться устройствами, доступными массовому пользователю. 1984 год — компьютер Macintosh 128k, который поставлялся с операционной системой System 1.0. Уже здесь можно увидеть очертания знакомого калькулятора и корзины. В комплекте с компьютером Apple поставляла отдельную дискету с гайдом, как пользоваться этой операционной системой. Все примеры также были максимально наглядными и приближенными к реальной жизни. Первая версия Windows 1.0 вышла годом позднее, в 1985 году, и представляла из себя визуальную надстройку над текстовой операционной системой MS-DOS.

Назвать эти примеры реальным скевоморфизмом, конечно же, еще нельзя. Однако нужно понимать, что технические характеристики мониторов тех лет и возможности компьютеров в целом не позволяли делать что-то более реалистичное. С развитием технологий скевоморфизм становился все более и более явным. 

Эволюция интерфейса Windows

Сейчас, когда интерфейс компьютера не является чем-то новым, компании, занимающиеся разработкой программ, приложений и операционных систем, сохраняют в своих разработках понятный дизайн. В некоторых случаях — ради удобства использования, в других — чтобы максимально понятно и логично интегрировать новые функции и другие обновления. 

Эволюция интерфейса MacOS

Плюсы и минусы скевоморфизма

Как и любой инструмент, скевоморфизм нужно правильно и уместно использовать. Не для каждого проекта это направление в дизайне окажется удачным. Чтобы разобраться в вопросе лучше, посмотрим на основные плюсы и минусы скевоморфизма.

Минусы

  • Скевоморфизм не очень совместим с инновационными и технологичными продуктами. Во-первых, пользователи акцентируют свое внимание на эстетике дизайна, а функциональность нередко может уходить на второй план. Во-вторых, как было сказано выше, скевоморфизм нередко заимствует элементы не просто реальных, но и устаревших объектов, что также не сочетается с современными разработками.
  • Еще один минус скевоморфизма — невозможность изобразить нужный элемент так, чтобы он был похож на свой реальный прототип. Хотя бы из-за того, что на самом деле такого объекта просто нет. 
  • Использование слишком сложного объекта для метафоры в скевоморфизме. Пользователь может попросту не считать смысл.
  • Скевоморфизм очень чувствителен к деталям. Если вы хотите создать максимально приближенный к реальности объект, обратите внимание на освещение, текстуры, детали.
  • Скевоморфизм нельзя назвать минималистичным дизайном. Напротив, здесь много мелких деталей и прочих тонкостей, которые создают ту самую реалистичную картинку. Иногда все это может вызывать ощущение нагроможденности, усложняя навигацию по интерфейсу.

Плюсы 

  • Скевоморфизм помогает улучшить функциональность продукта. Знакомые и привычные пользователю элементы помогут ему быстрее ознакомиться с интерфейсом и привыкнуть к нему.
  • Скевоморфизм — отличный способ познакомить пользователя с чем-то новым, ранее ему незнакомым. Помните, очевидный для нас значок корзины на рабочем столе ранее таким не был.

Скевоморфизм: устарел или нет

Однозначно ответить на вопрос не получится. Рассмотрим все за и против. Начнем с того, почему это направление дизайна все-таки устарело.

  • Изменение приоритетов при разработке сайтов, приложений и других интерфейсов. Если раньше основными задачами были знакомство и привлечение пользователя, то сейчас куда важнее скорость загрузки и мультизадачность.
  • Изменение поколений пользователей. Часть из них сегодня — это люди, которые когда-то знакомились с компьютером благодаря тому самому скевоморфизму. Но сейчас они уже достаточно опытны, чтобы работать без подсказок. Вторая часть пользователей более молодая. Зачастую они сразу способны разобраться в смартфоне или компьютере без подсказок.

Но почему некоторые считают, что скевоморфизм имеет право на жизнь и сегодня? Вот главная причина. Скевоморфизм еще долго будет актуален из-за простых привычек пользователей. Удаляя что-то, пользователь всегда ищет корзину. Складывая файлы вместе, он всегда создает папку. Таких примеров можно подобрать еще много, но вывод уже ясен. Пользователь не захочет менять привычки, а дизайнеры еще долго не захотят менять то, что уже работает. 

Есть ли замена скевоморфизму?

Как ни странно, есть. Несмотря на то что скевоморфизм все еще актуален, есть и другие направления, которые его осовременивают. 

Плоский дизайн

Также его называют Flat Design. Это направление в дизайне предполагает изображение предметов без передачи объема. В отличие от скевоморфизма, здесь все лаконично, схематично и без излишней детализации. Одним из первых его начали использовать Apple в iOS 7 (первое обновление операционной системы после ухода от скевоморфизма). 

Главные особенности:

  • изображение всех объектов в двухмерном варианте и в одной плоскости; 
  • узнаваемые, но упрощенные очертания предметов;
  • контрастные цвета;
  • быстрая загрузка интерфейса.
Пример дизайна интерфейса в стиле Flat design
Пример дизайна мобильного приложения в стиле Flat Design. Источник

Material Design

Это фирменный дизайн Google, представленный в 2014 году. Он объединил в себе Flat Design и скевоморфизм, плоскость и реализм.

Главные особенности 

  • Все элементы представляют из себя слои «цифровой бумаги», которые находятся на разных уровнях и отбрасывают тени. 
  • Все элементы на слоях (изображения и надписи) близки к полиграфии журналов и плакатов. 
  • Анимация интерфейсов подсказывает пользователю, как им пользоваться. 
  • Адаптивный дизайн, который позволяет переосмысливать интерфейс и его содержимое под устройства с разными экранами.
Интерфейс Google в стиле Material design

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент