Богдан Коструб: «Я стал моушн-дизайнером и скоро моя работа появится в Нью-Йоркском музее современного искусства»

Богдан Коструб: «Я стал моушн-дизайнером и скоро моя работа появится в Нью-Йоркском музее современного искусства»

Богдан Коструб хотел трудиться в авиации, но работу найти было нереально. Он начал работать в продажах и параллельно искать «свое» направление. Несколько лет поисков привели его в моушн-дизайн. Теперь он получает все больше заказов от зарубежных клиентов и планирует открыть собственную студию. 

 

Богдан Коструб, 30 лет

Образование: Техник по эксплуатации электрифицированных авиакомплексов
Предыдущее место работы: Contented, менеджер по продажам
Курс Contented: Профессия «Моушн-дизайнер с нуля до PRO»
Новое место работы: Моушн-дизайнер на фрилансе

Портфолио

Что я делал раньше

Я живу в Славянске, Украина. Город небольшой, после школы я по настоянию родителей пошел учиться на техника по эксплуатации электрифицированных авиакомплексов. Знакомые преподаватели уверяли, что все будет круто. 

После выпуска оказалось, что работу найти нереально. В нашем городе в гражданской авиации и на авиазаводе хорошие зарплаты, поэтому места распределены на годы вперед. Нам сказали, что если и будет должность — первые полгода я буду отдавать за нее всю зарплату. Есть знакомый, который на это согласился, и его сократили через три месяца. 

Нужно было на что-то жить: я работал охранником, потом стал менеджером по продажам. Параллельно пробовал новое: пошел на трехмесячный курс по программированию, но понял, что мне неинтересно каждый день писать код. В 2015 году начались проблемы со здоровьем, я стал искать удаленную работу и пошел в колл-центр, потом — менеджером по продажам в школу Wayup, которая учит заниматься версткой сайтов. Затем год работал продажником в Contented.

Почему я решил сменить работу

Так получилось, что около семи лет я работал менеджером в сфере, связанной с дизайном, и часто общался с учениками. Истории тех, кто закончил курс и теперь успешно работает, все время был перед глазами. При этом тяги к дизайну у меня не было — просто искал себя, так же как до этого с программированием. 

Работа мне нравилась, но постоянное общение выматывало. Попробовал пройти курс по веб-дизайну в Wayup — не очень понравилось, верстка не подошла из-за монотонности работы.

Пока работал в Contented, решил пойти на курс по моушн-дизайну, и вот это меня затянуло. Я давно хотел чего-то творческого. 3D оказалось максимально близким для меня, к тому же я занимался этим и сам, когда делал ремонт дома и визуализировал в 3ds Max, каким он должен получиться. 

Пригодилось ли мне умение рисовать

Моушн-дизайн занимается всем, что движется на видео. Для примера можно взять рисованные видеоролики, где выходит человечек и о чем-то рассказывает, — это создал моушн-дизайнер, он разработал анимацию, расписал сценарии и подогнал все по таймингу. Крутые взрывы и графику в фильмах тоже делают моушн-дизайнеры, есть такое ответвление — VFX (расшифровывается как Visual Effects, визуальные эффекты). Сюда же можно отнести создание 3D-моделей и их анимацию. 

Курс шел девять месяцев, и я ни разу не обратился к наставникам с вопросом. Даже больше — старался помогать другим, которые писали в чате, что у них что-то не получается. Пока разбираешься в чьей-то проблеме, всегда открываешь новое в этом вопросе для себя. 

Я занимался фанатично. Мне настолько хотелось освоить новую профессию и не хотелось быть менеджером, что я просыпался под видеоролики о моушн-дизайне и засыпал с ними. Рабочий день заканчивался в 18–19 часов, я садился читать материалы по курсу, на следующий день в таком же режиме делал домашние задания, оставшееся время смотрел на YouTube все, что было интересно по дизайну. 

Работа курса

Может быть, для кого-то будет открытием, но моушн-дизайнеру не обязательно уметь рисовать от руки. Современные инструменты это позволяют, в большинстве студий при работе с графикой есть иллюстратор, который все рисует. Я, как фрилансер, получаю иллюстрации от заказчиков или нахожу их сам, но не рисую. Свой стиль можно найти в процессе обучения и работы. 

Еще одна учебная работа

Мне не было сложно совмещать учебу и работу, я был очень увлечен. Если раньше мы с девушкой по вечерам смотрели фильмы, я просто включал нужные мне видео и смотрел их в наушниках. 

Весь материал, который нам давали на курсе, оказался полезен. Если вспоминать проекты — очень запомнился один с Loop-анимациями, они у всех ребят вышли очень милые и забавные. Дипломную работу я не сдавал, потому что к тому моменту занимался больше наполнением собственного портфолио и соцсетей. 

Была возможность поработать на свое имя во время обучения. Нам в чат часто приходили запросы от владельцев каналов-миллионников на YouTube — сделать заставку или что-то еще. Денег за это не получишь, зато тебя прорекламируют, да и сам сможешь показывать свои работы для известных блогеров — с этим гораздо легче выходить на фриланс или продвигаться по карьерной лестнице.

Где я находил первые заказы

Через несколько месяцев после начала обучения IT-компании, в которой работала моя девушка, понадобилась заставка для YouTube-канала. Я предложил сделать ее для своего портфолио бесплатно. Мы поговорили, обсудили стиль, я предложил варианты анимации и музыки. Работа им понравилась, потом мы сделали еще одну заставку. 

После этого я задумался о фрилансе, ушел с работы и начал искать площадку. Сначала хотел работать с российскими платформами, но там было мало интересных для меня заказов. Нашел сайт Fiverr — аналог UpWork, но немного по-другому устроенный. Площадка хороша еще и тем, что показывает, разрешает ли заказчик использовать работу в соцсетях или еще где-нибудь.

Мой профиль на Fiverr

В отличие от типичных бирж фрилансеров, здесь не нужно конкурировать за каждый заказ и сбивать цену, чтобы тебе предложили работу. Площадка продвигает человека самостоятельно, сама настраивает таргетинг по отзывам и описанию товара. Заказчик приходит в личку, вы договариваетесь о сроках и стоимости и начинаете работать. 

Я организовал свою работу на фрилансе достаточно быстро. Аккаунт новый, но за первый месяц я получил 11 заказов, не считая тех, что были из Инстаграм*. Обычно я предварительно согласовываю график работы, так как приблизительно понимаю, сколько времени займет тот или иной заказ. Обязательно закладываю несколько дней дополнительно, объясняя заказчику, что мы все равно будем вносить правки и срок растянется. Если клиента сроки не устраивают, я предлагаю сократить их за доплату. 

Каждый заказ интересный. Ты в любом случае с нуля придумываешь идею, подбираешь референсы, которые тебе нравятся, либо заказчик присылает что-то. Прелесть творческой работы — ни один день не похож на предыдущий. Конечно, появилось больше удовольствия, ведь я вижу, как приложенные мною усилия приносят плоды. 

Как и у любого фрилансера, у меня бывают странные диалоги с заказчиками. Один парень написал с просьбой сжать видео, я объяснил, что After Effects, с которым я работаю, этого не делает, но я знаю другие программы и могу это выполнить. Он написал, что уже не нужно. Была девушка, которая пожаловалась, что в выполненной работе не хватает 3D. Я сделал объемные буквы, а она сказала, что не видит разницы. Просто нужно быть готовым: клиенты не всегда понимают, реализуема ли их задумка и как она будет выглядеть. 

Как моя работа попала в Нью-Йоркский музей современного искусства

В начале декабря 2020 года мне написал заказчик из Канады. Он объяснил, что от работы, которую он предлагает, уже отказалось много фрилансеров, потому что она нестандартная — нужно оживить картину Ван Гога «Звездная ночь». 

Я разработал сценарий: предложил, чтобы небо двигалось, а контрастность на картине менялась от светлого к темному, как при наступлении ночи. Также имитировал зажигание огней в каждом доме и сделал блики в окнах, чтобы казалось, что там действительно живут люди и кто-то передвигается за стеклом, наложил звуковые эффекты ночи. Канадец был в восторге. 

У проекта были очень ограничены сроки, я сел за него в пятницу вечером, а в воскресенье мы внесли последние правки. В ходе работы выяснилось, что авторы проекта готовят выставку, и ее увидят в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMА. 

Я достаточно сдержанный человек, но все же очень радовался. Работу не разрешили пока публиковать в соцсетях, поэтому пока я выложил у себя переписку о том, что будет выставка и скоро картину можно будет увидеть на сайте музея.

Как я работаю сейчас

Вечером я смотрю заказы, если до полуночи мне не написали, то спокойно ложусь спать. Утром встаю, отвечаю на сообщения и начинаю работать. Тружусь по-разному в зависимости от проекта. Бывает по три-четыре часа утром и пару часов вечером, бывает больше. В основном заказчики приходят по пятницам.

Загруженность тоже разная: могу работать каждый день по пять часов, а могу быть занят пару дней. Недавно у меня был заказ сделать цветокоррекцию для интернет-магазина открыток. Я посидел 15 минут и заработал 100 долларов. 

Помимо Fiverr размещаю работы на Behance и в Инстаграм*. Подключил автоматическую публикацию в Фейсбук*, завел TikTok, он сейчас очень популярен. Еще нахожу заказы в Telegram, через чаты моушн-дизайнеров. 

Пока я зарабатываю меньше, чем до смены профессии. За декабрь заработал 300 с чем-то долларов. Скоро у меня обновится статус на Fiverr (его повышают, когда ты выполняешь определенные действия, не получаешь штрафов и негативных отзывов) и меня будут продвигать сильнее, появится больше заказов. 

Сделал видеовизитку для саморекламы на платформе

Сейчас тот момент, когда нужно зарекомендовать себя, показать, что умеешь, и привлечь постоянных клиентов. Я знаю ребят, которые многого достигли в моушн-дизайне, сейчас работают по три-четыре дня в неделю и получают от 2,5 тыс. долларов в месяц. Это нормальная планка при работе с зарубежным рынком. 

Недавно крупная рекламная студия из Иркутска предлагала мне работу — я не стал соглашаться, потому что хочу развиваться как фрилансер. Если будет большой поток заказов, можно подтянуть ребят с курса, с которыми я общаюсь, и открыть свою студию. 

Сейчас мне хочется подтянуть работу с 3D и углубиться в Cinema 4D. Очень интересно делать что-то для себя, для своего развития. 

Набраться идей можно в Behance, YouTube, есть ребята, которые каждый день публикуют новые работы. На YouTube лучше смотреть англоязычные каналы, и не стоит бояться незнания языка: когда знаете, как устроена программа, в которой вы работаете, легко сориентироваться и так. 

Совет: когда я работал менеджером по продажам, я понял, что обучение — это не для всех. Многие думают, что их будут учить, а потом за руку отведут на работу. Так никогда не будет, нужно искать все самостоятельно. Многие проходили у нас курсы по графическому дизайну и на девятом месяце обучения говорили, что не могут устроиться, а многие уже со второго месяца брали первые заказы на фрилансе. Я знаю человека, который бесплатно учился по роликам на YouTube, а сейчас у него своя студия в Киеве. Так что все зависит от человека. 

*деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данной (-ых) социальной (-ых) сети (-ей) на основании осуществления ею экстремистской деятельности).

Медиа Contented