обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

«Кошмар на улице правок»: менторы Contented делятся опытом общения с клиентами

«Кошмар на улице правок»: менторы Contented делятся опытом общения с клиентами
7 ноября, 2023
6 мин

Независимо от того, в какой области дизайна вы работаете - всегда найдется клиент, который захочет внести изменения в проект. Вместе с ментором курса «Профессия графический дизайнер с нуля до про» Алиной Фоменко и другими менторами школы Contented мы рассмотрим как научиться понимать желания клиента и не взвалить на себя гору неоплачиваемых правок.

Как относиться к правкам: принимать или спорить?

Начинающие дизайнеры боятся противоречить клиенту, потому что он платит, а значит — диктует правила. Новички могут выполнять все пожелания клиента и бесконечно вносить правки, но при таком подходе точно не получится создать действительно хороший дизайн. С другой стороны можно встать в позицию эксперта и считать, что если меня наняли, значит, мне виднее. Но это тоже не самая лучшая стратегия.

Оптимальный вариант — это работа в команде:

  • заказчик должен обозначить свои рамки, так как он знает аудиторию и то, как устроен рынок;
  • дизайнер может предложить эффективные и яркие решения, которые сработают в этих условиях.

Если вы понимаете, что клиент ошибается, а решения, которые он предлагает, не сработают, то стоит это вежливо обсудить. Например, можно показать примеры других кейсов, где подобные решения смотрятся неудачно, или немного погрузить его в теорию дизайна, чтобы объяснить, в чем заключается ошибка.

Нужно задавать вопросы. Много вопросов. Очень много вопросов. Особенно, если заказчик скупится на описание своего видения. Нужно понять цель работы, видение заказчика и предназначение проекта в целом. Таким образом придется меньше думать за заказчика, мы уже будем его чувствовать, что поможет свести правки к минимуму.

Павел Котов, преподаватель курса «Профессия 3D Artist»

Старайтесь спокойно доносить до клиента, что работает в данной сфере, что будет интересно зрителям вашего клиента и как он сможет привлечь внимание покупателей своего сегмента. Так клиент поймет, что вы тоже заинтересованы в результате работы, и у него сформируется доверительное отношение. А чем выше доверие, тем меньше правок.

Вадим Живов, ментор курса «Профессия коммерческий иллюстратор»

Как понять где обоснованная правка, а где нет? 

С опытом можно быстрее определять, дает ли клиент правку по делу или она является бессмысленной. Но если вы не совсем уверены в правках:

  • попробуйте сделать так, как хочет клиент;
  • посмотрите, как выглядит его решение в проекте;
  • попробуйте обосновать почему вам не нравится;
  • покажите исправленный вариант  коллегам и соберите обратную связь. 
Иногда легче не спорить, а сделать так, как хочет клиент, и показать ему, что получается не очень.

На моем опыте было и много нелепых правок. Однажды, клиент попросил шрифтовой блок в логотипе сдвинуть чуть выше, потом чуть ниже и так несколько раз. И в итоге мы пришли к первоначальному виду. Такое бывает часто.

В каком виде принимать правки?

Правки, о которых я рассказала выше, заказчик прислал голосовыми сообщениями. Просто записывал фразы «давайте поднимем чуть выше», и «нет, все-таки ниже на пару миллиметров». Я считаю, что такие правки принимать не стоит. Они всегда должны быть в письменном виде, и лучше всего не в мессенджере, а в почте. Если заказчик сложный, то это поможет уберечь себя от проблем, так как переписки не имеют юридического веса, а письма в почте все-таки имеют.

Я не принимаю правки с абстрактной или размытой формулировкой, и прописываю это в договоре. Например, это правки: «Что-то мне не нравится, но не знаю что» или «Поиграйте со шрифтами». Тут фантазия заказчика может быть безграничной.

Совет для тех, кто работает с анимацией. Чтобы избежать стресса, выгорания и ощущения несправедливости, необходимо четко следовать пайплайну. Детально обсудить идею, концепцию, ключевые моменты. После собрать мудборд, подобрать референсы, цветовую палитру и сделать раскадровку. И только после этого приступать к анимации. Это поможет избежать глобальных правок, и сэкономит часы рендера, когда видео находится на финальной стадии.

Дмитрий Брехов, ментор курса «Профессия моушн-дизайнер в 2D и 3D»

Как работать с абстрактными правками?

Если заказчик просит сделать так, чтобы белый не выглядел слишком белым, задайте ему уточняющий вопрос — как он это понимает и что имеет ввиду. И тогда он сам будет вынужден ответить на свой вопрос.

В итоге ситуация может разрешиться тремя способами:

  • Клиент сможет сам объяснить, что он имеет ввиду.
  • Клиент поймет, что его правка не обоснована.
  • Клиент устроит скандал, потому что дизайнер должен понимать его с первого раза и решать возникшую проблему.

В последнем случае стоит задуматься о том, чтобы завершить работу с таким заказчиком. 

Чтобы уметь отрабатывать возражения клиента, находить нужные аргументы доказывать своё видение, нужно изучать опыт коллег, читать больше статей и книг по дизайну, маркетингу и психологии.

Время от времени замечаю, что некоторые дизайнеры воспринимают правки в штыки. Но сам факт правок не означает, что дизайн получился плохим. Взгляд клиента со стороны— это хорошо. Например, он может заметить то, что дизайнер что-то пропустил, или предложить еще один креативный вариант.

Лика Жуйкова, ментор курса «Профессия графический дизайнер с нуля до про» 

Как договориться на дополнительную оплату, если правок много? 

Чтобы определить для себя оптимальное количество правок, которые можно вносить в проект бесплатно, нужно обратить внимание на несколько факторов:

  • Размер проекта. Если это крупный проект, то и правок соответственно будет больше. Чем меньше объем работы дизайнера, тем меньше правок. 
  • Ваш комфорт. Обязательно нужно обсудить с заказчиком количество бесплатных и платных правок, и прописать их в договоре. Иначе клиенты могут не остановиться.
В своих договорах в среднем я указываю около 2-3 бесплатных итераций правок, а с четвертой уже договариваюсь на дополнительную оплату.

Итерации правок — это отдельный этап работы над проектом. Сначала отправляется вариант проекта клиенту, он смотрит на этот вариант и присылает свои замечания. Дизайнер вносит правки и присылает вторую версию на согласование. Так происходит несколько раз, пока проект не будет соответствовать требованиям заказчика.

На основе своего опыта могу сказать, что если заказ уже ваш, то не обязательно придавать законченный вид первым эскизам и прорабатывать незначительные детали. В конце концов это просто эскиз. Но если это тестовое задание, то лучше проработать детали и упаковать проект в мокап. Так можно придать своей работе ценности.

Александр Сербиненко, ментор курса «Профессия коммерческий иллюстратор»

У новичков может возникнуть страх потерять клиентов из-за того, что они просят дополнительную оплату. Но на данный момент на рынке заметен недостаток хороших грамотных экспертов, поэтому ваши клиенты вас найдут. Главное делать качественные и рабочие проекты, иметь свой стиль, а также, много читать, изучать проекты других людей и идти в ногу со временем и трендами. В таком случае вы не будете бояться, что клиент уйдет, так как вы с легкостью найдете еще двух.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент