Есть 5 пунктов, которые одинаково важны для всех контрактов в креативной сфере:
Объем работы
Он может измеряться, например:
- в рабочих часах, выделенных на задачу (5, 10, 30 часов, в зависимости от сложности работы и договоренности с заказчиком);
- количестве конкретных элементов (10 иллюстраций, 20 экранов приложения, 4 страницы сайта).
Все, что будет выходить за фиксированный объем работы, заказчик оплачивает отдельно. Для этого вы должны заключить дополнительное соглашение, где пропишете, какие задачи выполнили сверх договора, и сколько вам за это заплатят.
Правки
Укажите количество правок, которое входит в стоимость договора, и тип работы: изменение композиции, цветов, шрифта, кнопок и так далее. Недостаточно просто написать: «в стоимость работы входит 3 правки», потому что они могут быть разного объема и занимать от 5 минут до нескольких часов. Можно выбрать формулировку «3 правки, которые занимают не более 3 рабочих часов».
Но лучше всего заранее обсудить с заказчиком, что в вашем случае является правкой:
- Иллюстратор, который создает персонажа, на этапе правок может поменять цвета его одежды, фон или композицию. Но если работа почти закончена, заказчик не может потребовать в качестве правки нарисовать другого персонажа.
- Веб-дизайнер в качестве правки может подобрать три разных цвета для шапки сайта или поменять размер и цвет кнопки, но полное изменение верстки уже нельзя считать правкой.
Сроки
Для обозначения дедлайнов лучше не использовать конкретные даты, а выбрать формулировки «на выполнение работы выделяется не более … дней» или «работа должна быть сдана не позднее … числа». Еще можно указать отрезок времени с минимальным и крайним сроком выполнения задачи. Например, «не ранее 23 мая 2022 года, и не позднее 6 июня 2022 года». Так получится оставить в запасе время на решение неотложных вопросов и со стороны дизайнера, и со стороны заказчика.
Если вы долго ждете от клиента материалы, без которых не можете начать работу, это стоит прописать в дополнительном соглашении, потому что формальные договоренности в переписке не имеют юридической силы. Заказчик должен указать, какого числа изначально должны были прислать материалы, когда их прислали по факту и насколько сдвигается крайний срок работ.
Права на интеллектуальную собственность
Книжные издательства любят указывать в договорах с иллюстраторами передачу исключительных прав на интеллектуальную собственность. В этом случае за художником остается неотчуждаемое авторское право, но публиковать эти иллюстрации у себя на Behance, в соцсетях или на других площадках уже будет нельзя, потому что они теперь принадлежат издательству. Поэтому отчуждение прав – это весомый повод попросить гонорар в двойном или тройном размере.
Если права остаются у вас, то стоит обсудить с заказчиком роялти – вознаграждение за использование вашей интеллектуальной собственности. Например, если бренд печатает ваш принт на футболках, обложках или других аксессуарах, которые печатаются тысячным тиражом.
Упоминание автора
Иногда заказчики просят дизайнеров подписывать NDA – договор о неразглашении. Тогда вы вообще не можете рассказывать о проекте, в том числе в качестве кейса в блогах или на конференциях. Это тоже повод просить двойной или тройной гонорар за работу, потому что вы не сможете добавить проект в портфолио и нигде не будете упоминаться, как автор.
Если нет NDA и вам важно упоминание авторства, тоже пропишите это в договоре:
- где именно должно быть упоминание (например, в подвале сайта, если вы веб-дизайнер);
- как вас должны подписать (настоящим именем или псевдонимом);
- какие штрафные санкции ожидают заказчика, если он этого не сделает.
Последний пункт важен, так как он выступает стимулом к выполнению условий. Иначе получится, что заказчик все равно может не указывать авторство, потому что за это ему ничего не будет.
Все эти пункты важно указывать в договоре вне зависимости от того, хорошие у вас отношения с заказчиком или вы работаете впервые и не знаете, можно ли друг другу доверять. Не бойтесь задавать вопросы, если какой-то пункт договора непонятен. Еще лучше, если у вас появится свой юрист, к которому можно обратиться за консультацией.
Правила действуют для договоров на любом языке. Есть еще нюансы законодательства других стран, но эти аспекты нужно смотреть отдельно. Правда, сейчас очень небольшая вероятность, что иностранные компании заключат договор с исполнителем из России, как минимум, потому что перевод денег из-за рубежа невозможен. Но с российскими резидентами в других странах по-прежнему можно сотрудничать. В целом, заказчики не спрашивают, какой ты национальности, но им важно знать, с какой страной они сотрудничают чисто с юридической точки зрения.
Читайте также: 33 ресурса для поиска удаленной работы, в том числе за рубежом
Если вы хотите задать вопрос эксперту о том, как изменилась сфера IT, напишите их в комментариях под этим постом, в нашей группе во ВКонтакте или в Telegram-канале.
профессия графический
дизайнер с нуля до ПРО
20 месяцев
профессия графический
дизайнер с нуля до ПРО
За год количество вакансий в графическом дизайне увеличилось на 222%. Научитесь создавать любой визуальный контент на уровне middle — от макетов сайта до полиграфии.
8 300 ₽/мес.
5 395 ₽/мес.