пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Мастерство монтажа: почему режиссеру важно знание motion-дизайна и анимации

Мастерство монтажа: почему режиссеру важно знание motion-дизайна и анимации
29 октября, 2024
7 мин

Продолжаем разбирать полезные навыки для режиссера монтажа. В первой статье изучили принципы графического дизайна. Теперь рассмотрим основы motion-дизайна и анимации. С помощью принципов motion-дизайна и анимации режиссер монтажа улучшает ритм повествования и расставляет акценты по всему проекту.

Motion-дизайн и принципы анимации

Motion-дизайн отвечает за визуализацию данных. Он делает сложные смыслы и большие объемы текста понятными с помощью инфографики, титров, статистики и брендинга. В основе motion-дизайна заложены три принципа: подбор подходящей типографики и цветовой палитры, а также соблюдение композиции.

Данный тип дизайна находится в разных сферах: рекламе и SMM, лендингах, маркетплейсах, образовательных продуктах, видео- и кинопроизводстве. С помощью motion-дизайна цифровой видеоконтент становится ближе к пользователю. Динамика удерживает внимание зрителя.

Зритель запоминает анимированные заставки в роликах на YouTube и легче воспринимает информацию благодаря инфографике в образовательном видео.

Заставка коммент-шоу
Продолжение заставки коммент-шоу
Заставка футбольного YouTube-проекта «Коммент-шоу» с использованием motion-дизайна. Источник

Если вам интересен motion-дизайн, прочитайте статью, в которой разобрали историю возникновения этого направления, его особенности и программы, которыми пользуются, чтобы создать анимацию.

Анимационный дизайн отличается от motion-дизайна изображением последовательной истории. Анимация — это мультипликационный сюжет; motion — визуальное дополнение истории, «просто о сложном». Для быстрого погружения в анимационный мир изучите 12 базовых правил, на которых строится мультипликационное кино.

12 правил анимации

Книга про анимацию

12 правил анимации — это набор принципов, которые разработали Уолт Дисней и его студия. С их помощью аниматоры создают живые и динамичные анимационные сцены. Данные правила сформулированы в книге «The Illusion of Life: Disney Animation» («Иллюзия жизни: анимация Диснея») Фрэнка Томаса и Оливера Джонстона, которые были ведущими аниматорами в студии Уолта Диснея. Знание этих правил позволяет режиссеру монтажа правильно расставлять акценты при сборке материала, причем не только мультипликационного.

Сжатие и растяжение

Сжатие и растяжение
Сжатие и растяжение лица в анимации. Источник

Предметы из мягких материалов, ткани или резины деформируются при движении. Например, тканевый флаг под ветром качается из стороны в сторону. А еще этот прием оживляет персонажа во время действий и показывает пластику мышц и кожи.

Подготовка к действию

как готовиться к удару
Подготовка к удару. Источник

Прием, который демонстрирует движение перед действием. Например, перед тем как погрузиться в воду, персонаж набирает в грудь воздух, а перед прыжком или ударом наклоняется назад.

Сценичность

как изобразить сценичность
Задача кадра — показать, что герой много ест. Для этого художники добавили много коробок пиццы и отрисовали кадр снизу, так герой кажется больше. Источник

Детали фона, ракурса, масштаба и композиции влияют на сюжет и внимание зрителя. Чтобы удержать зрителя на конкретном предмете или персонаже, аниматор располагает его по центру кадра, добавляет непривычный ракурс или делает менее контрастный фон. А еще важно, чтобы происходящее в кадре было максимально понятно.

Последовательное изображение движения, от позы к позе

Как изобразить движение
Прорисовка пламени последовательным изображением. Источник

Дисней создал два подхода к отрисовке анимации: последовательный (straight ahead) и от ключевых поз к промежуточным кадрам между ними (pose to pose). Первый вариант подходит для плавных движений и природных явлений, например ветра, огня или дождя. Второй вариант аниматоры используют для прорисовки трансформаций героя. На монтаже приемы комбинируются для усиления эмоционального эффекта.

Дополнительное движение и захлест

Дополнительное движение
Человек в кадре идет плавно и реалистично, его конечности двигаются гармонично. Источник

Этот прием придает анимации реалистичность и мягкость. С помощью него художники-аниматоры рисуют части тела персонажа так, чтобы они гармонично смотрелись в момент движения и при его завершении.

Смягчение начала и завершения движения

Как смягчить движение
Прорисовка прыжка героя от начала до конца. Источник

Объекты в анимации плавно ускоряются в начале движения и плавно замедляются в конце. Это еще один прием из жизни: машина, которая ехала с большой скоростью, не может резко затормозить без последующей инерции.

Дуги

Дуги
Визуализация дуги-траектории, по которой движется мяч. Источник

Для плавного движения объектов художники рисуют их траектории по дугам, а не по прямым линиям

Выразительные штрихи

Выразительные штрихи
Персонаж потирает руки, перед тем как открыть заветную коробку. Потирание рук — выразительный штрих. Источник

Художники добавляют дополнительные движения к действиям объекта для большей реалистичности. Если птица улетает с ветки, то ветка качается. Если человек прыгает на батуте, у него двигаются одежда и волосы.

Временны́е интервалы

Временные интервалы
Персонажа ударяют скалкой. Кадр замедлен, поэтому зритель хорошо может разглядеть тяжелый предмет в руке. Источник

Аниматоры делают скорость движения героев и объектов разной в зависимости от задачи. Например, после спокойной езды на автомобиле нужно резкое столкновение с препятствием. Тогда это можно показать склейкой кадров, где один автомобиль едет плавно, а второй очень торопится и не соблюдает правила. В результате зритель получает эффект неожиданности.

Преувеличение

Обычное лицо
Лицо с преувеличенной эмоцией
Радостное лицо стало еще радостнее благодаря преувеличению. Источник

Прием подходит для усиления выразительности объекта в кадре. Движение объекта делают намеренно больше — акцентируют внимание на частях тела, укрупняют те места, где амплитуда движения должна быть заметна.

Прорисовка

Прорисовка персонажа
Персонаж слева объемен, а справа кажется плоским. Источник

Анимация выглядит реалистичнее, когда художники учитывают пропорции, тени, силуэты, узнаваемые зрителями позы и манеры поведения. Художники делают персонажей и предметы объемными. Если герой идет, его руки двигаются и оставляют тени, у него есть определенный стиль походки, он смотрит в телефон или по сторонам.

Привлекательность

Обычный персонаж
Более привлекательный для зрителя персонаж
Превращение короля из маленького правителя в мантии не по размеру в статусную фигуру. Источник

Художнику важно проанализировать, какой персонаж понравится зрителю. Чем динамичнее персонаж, тем он интереснее. Режиссер монтажа в этом случае похож на художника-аниматора, ведь цель монтажного процесса — сделать так, чтобы при просмотре финального продукта зритель получил удовольствие от происходящего на экране.

Павел Ермак, режиссер монтажа, ментор на курсе «Профессия режиссер видеомонтажа»

В моем опыте были проекты, где заказчик приходил с исходниками и просил сделать полноценный монтаж и визуальное оформление. Работа с другими заказчиками начиналась с четкой раскадровки и детального технического задания. Все проекты разные, и я рекомендую режиссерам монтажа выходить за рамки своего мастерства и развиваться в других направлениях:

  • Изучите 12 правил анимации и основы цветокоррекции. Даже если сами вы не будете анимировать или делать коррекцию, то сможете написать понятное техническое задание для дизайнера.
  • Смотрите на дизайн-проекты и тенденции в дизайне.
  • Следите за тем, как сейчас делают монтаж. Изучайте проекты, наблюдайте за интересными режиссерами в социальных сетях.

Со временем вы начнете понимать, какие задачи хотите брать, а какие нет. Помните, что если хватаетесь за всю работу, можете быстро выгореть. И не бойтесь просить помощи у более опытных специалистов. Они помогут скорректировать карьерный путь и ответить на сложные вопросы.

Главное о навыках режиссера монтажа в motion-дизайне и анимации

В практике режиссера монтажа не всегда присутствует только сборка кадров. Среди полезных навыков для работы выделили:

  1. «Просто о сложном» с помощью motion-дизайна: инфографика, титры, видеообложки.
  2. 12 правил анимации, знание которых позволяет расставлять смысловые акценты в монтаже. 
  3. Наблюдение за тенденциями в области монтажа.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент