пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Кто такой 3D-моделлер: разбор профессии

Кто такой 3D-моделлер: разбор профессии
30 мая, 2024
9 мин
3D

3D-моделирование — процесс создания трехмерных объектов в виртуальной среде. 3D-моделлер — тот, кто эти объекты создает. На этом определении можно было бы закончить, но вместе с Анной Инютиной, 3D моушн-дизайнером в PepsiCo Russia, разберем, чем именно занимается такой специалист. 

Что такое 3D-моделирование 

Возможности 3D можно назвать близкими к безграничным. Посмотрите на это фото:

Модель человека, созданная в 3D
Созданная в 3D модель. Источник 

Это фото — 3D-модель. Ее создал 3D-художник Ian Spriggs, который специализируется на портретных рендерах. На этом примере можно увидеть, что сейчас грань между фото и рендерами стремительно стирается. 

Съемки фильмов часто почти полностью проходят на зеленом фоне, потому что качественные 3D-спецэффекты уже не отличить от реальности. К тому же этот фон помогает воплотить в жизнь то, что создать пока что невозможно. Также при помощи 3D-технологий печатают настоящие органы и спасают людям жизнь. Спектр применения 3D огромен, а специалисты работают в самых разных индустриях — от кино и геймдева до строительства и медицины.

Что делает 3D-моделлер

Основная деятельность 3D-моделлера — создание трехмерных объектов в специализированном софте. Пайплайн — процесс работы — будет меняться в зависимости от области деятельности специалиста. 

Если мы говорим про геймдев, то в больших студиях существует серьезное разделение труда и, скорее всего, вы будете сосредоточены именно на моделировании различных типов объектов, а текстурирование, освещение, риггинг и анимация лягут на плечи ваших коллег. 

Но если речь идет о небольшом рекламном агентстве, то тут можно ощутить всю прелесть мультизадачности, так как в этой сфере над моушн-роликом может работать один человек.

В 3D-индустрии много талантливых моделлеров и художников, на чьи работы стоит периодически смотреть для развития насмотренности. 

Ian Spriggs

Этот художник создает работы, которые выглядят так же, как и настоящие фотографии. При приближении картинки еще больше убеждаешься, что Иан — мастер своего дела. 

Модель человека в 3D
Портрет Тони. Источник 

Владислав Соловьев

Один из выдающихся представителей 3D-индустрии — наш соотечественник Владислав Соловьев. Он работает с Apple, Loreal, Lotus, Nike, Maxon Cinema 4D и многими другими. На качество его работ, продуманных до мелочей, хочется равняться.
У художника есть Telegram-канал, где он делится полезной информацией об индустрии.

Работа с фактурами в 3D
Работа Вячеслава с фактурами. Источник 

Студия архитектурной визуализации Mir была основана более 20 лет назад в Бергене, Норвегия. Наблюдать за работой этой студии полезно, чтобы осознавать, какого уровня реалистичности в визуализации можно достичь. 

Создание природы в 3D
Визуализация отеля в горах. Источник

Необходимые знания и навыки

Для полноценной работы 3D-моделлеру нужны следующие навыки. 

Hard skills 

Умение работать в профессиональном софте

Самый главный технический навык — знание 3D-программ на уверенном уровне. Начинайте с Blender, Cinema 4D или Maya, а для скульптинга выбирайте ZBrush

Blender — бесплатная программа, что хорошо, если вы только начинаете изучать 3D. Изучив один из пакетов, будет проще адаптироваться в остальных, если на будущей работе будет принципиально важен вопрос определенного софта. 

Знание основных принципов работы 3D

Под основными принципами понимается следующая пятерка:

  1. Полигональное моделирование — одна из самых распространенных разновидностей трехмерного моделирования. Полигон — многоугольник, сформированный как минимум 3 вершинами, соединенными ребрами.
  1. Анимация объектов — изменение свойств и параметров объектов в определенный промежуток времени.
  2. Освещение — работа с различными источниками света, имитирующими реальные, для создания всевозможных сценариев освещения сцен. Инструмент позволяет передать объем и глубину объектов.
  3. Текстурирование — процесс придания 3D-моделям свойств цвета, фактуры и рельефа.
  4. Рендеринг — просчет компьютером изображения, то есть перевод трехмерной сцены в двухмерное растровое изображение. 

Важно хорошо разбираться в каждом из этих направлений, даже если ваша работа не будет связана с созданием сложных текстур или профессиональных световых сценариев. Это позволит вам не только понимать логику работы всего 3D или ваших коллег, но и самому быть более профессиональным и универсальным специалистом.

Топология

Топология — раздел математики, который изучает качественные свойства геометрических фигур, сохраняющихся при непрерывных деформациях. Но если говорить об этом термине применительно к 3D, то топология — структура и организация полигонов. Она определяет, как полигоны соединяются друг с другом и как они формируют поверхность объектов. 

Хорошая топология позволяет создавать реалистичные объекты с правильными пропорциями и корректной деформацией.

Изучение смежных областей

В работе 3D-моделлера сильно помогают знания из анатомии и физики. Вы можете сильно не углубляться в основы естествознания, но базовые знания пригодятся. Особенно полезно это будет тем, кто занимается созданием моделей любых живых существ или анимацией объектов. 

Колористика и композиция

Вы можете стать 3D-моделлером, не имея художественного образования и не умея рисовать, но без понимания того, как работает цвет и как выстраивается композиция, будет тяжело. 

Для развития навыка можно почитать Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» или посмотреть видеоуроки. Для практики в работе с цветом есть приложения на телефоне, например Blendoku. 

Английский язык

Английский язык — стандарт индустрии. Знать его стоит не потому что это модно, а потому что это основной язык интерфейсов программ и индустрии в целом. Да, вы можете работать в Blender на русском языке, но это затормозит развитие, так как большинство бесплатных туториалов именно на английском языке. 

Soft skills 

Навык постоянного обучения

Стоит помнить о том, что важно постоянно развиваться и не останавливать обучение. У программ выходят новые обновления и сценарии, поэтому нет какого-то предела, который можно достичь и сказать: «Я знаю о 3D все».

Коммуникация

Качественная коммуникация — залог успешной работы вне зависимости от того, работаете ли вы над многоэтапными проектами в крупной студии или берете заказы на фрилансе.

Работа 3D-моделлера в самых разных областях часто подразумевает коммуникацию со смежными отраслями, которые зачастую мало что понимают в 3D. В своей работе вы можете столкнуться с маркетологами, продакт-менеджерами, другими художниками и, возможно, даже инженерами. Умение понимать человека, говорящего на «другом языке», убережет вас от затянутых сроков проекта и сомнительных результатов. 

Внимание к деталям

Всегда держите в уме информацию, что от качества вашей работы зависит работа других специалистов. Стоит уделять должное внимание даже таким вещам, как структура папок в проекте и понятный нейминг объектов. 

Если вы работаете на себя, то этот пункт еще важнее — если через долгое время вы вернетесь к проекту, то обнаружить систему будет приятнее, чем файлы с названиями Unkown_1. 

Сколько зарабатывает 3D-моделлер

В России работодатели, только если это не игровые студии, часто не понимают различий между 3D-дизайнером, 3D-визуализатором, 3D-моделлером и другими смежными профессиями. Поэтому что касается анализа зарплат, то лучше смотреть вакансии, фильтруя их не по названию, а по обязанностям. 

Если опираться на личный опыт, то зарплата 3D-моделлера в России зависит от города, отрасли и опыта специалиста. Диапазон по стране в целом варьируется от 50 000 до 250 000 рублей. 

Новички могут рассчитывать на зарплату 50 000 рублей в месяц, миддл-специалисты обычно зарабатывают от 100 000 до 150 000 рублей, а сеньоры — от 150 000 рублей в месяц и выше.

Что почитать и посмотреть 3D-моделлеру

Почти всю информацию о работе 3D-моделлер может получать на просторах интернета: туториалы, чаты, курсы и подобные источники. Однако есть и та информация, которая уже давно структурирована и не нуждается в поиске и обработке. 

Книги для 3D-моделлера 

«Искусство цвета», И. Иттен

Книга швейцарского художника и преподавателя Баухауса Иоханнеса Иттена — фундаментальный труд по теории цвета и его применению в искусстве и дизайне. 

Чем полезна дизайнеру: позволяет научиться осознанно и грамотно работать с цветом в любой области дизайна


«Искусство формы», И. Иттен

Важный труд Иттена об исследовании различных аспектов формы. Также в книге автор предлагает различные упражнения для развития креативного мышления. 

Чем полезна дизайнеру: позволяет углубить знания в области формы и композиции.

«Дизайн привычных вещей», Д. Норман

В книге автор исследует взаимодействие человека с повседневными объектами и объясняет, как правильный дизайн может улучшить пользовательский опыт.

Чем полезна дизайнеру: учит пониманию основ дизайна, помогает развить навыки критического мышления, рассказывает про распространенные ошибки дизайнеров, дает практические советы по улучшению дизайна.

Фильмы для 3D-моделлера 

Сериал Abstract: the art of design

Документальный сериал о самых разных представителях искусства и дизайна. Каждая серия посвящена одному герою, который представляет свою отрасль дизайна. 

Фильм Objectified

Фильм показывает творческие процессы разных дизайнеров: Джонатана Айва (Apple), Дитера Рамса (Braun), Наото Фукасавы и многих других. Фильм исследует, как дизайн влияет на нашу жизнь, и поднимает вопросы личного самовыражения, идентичности, потребительства и устойчивости. 

Фильм PressPausePlay

Документальный фильм с интервью музыкантов, художников, кинематографистов и писателей. Он рассматривает, как цифровые технологии изменили процесс создания и потребления искусства, предоставляя неограниченные возможности для творчества, но также вызвав опасения по поводу возможного снижения качества из-за перенасыщения контентом.

Главное о профессии 3D-моделлера

  1. 3D-моделлер создает трехмерные объекты разной сложности в профессиональном софте. Может как специализироваться только на моделировании, так и быть более универсальным специалистом, работая с текстурами объекта, освещением и анимацией.
  2. 3D-моделлеру важно уметь работать в профессиональном софте, знать основные принципы работы в 3D, разбираться в смежных областях, колористике и композиции, а также знать английский на уровне не ниже Intermediate. Также важны навыки коммуникации, непрерывного обучения и внимания к деталям.
  3. Зарплата 3D-моделлера на уровне джуна составляет в среднем 50 000 рублей и от 150 000 рублей на уровне сеньора.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент