пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Минимализм в интерьере и дизайне

Минимализм в интерьере и дизайне
7 июля, 2025
12 мин

Минимализм появился как отказ от лишнего, но быстро стал способом сосредоточиться на важном. Его принципы пришли из архитектуры и искусства, прошли через Баухаус, Швейцарскую школу, Apple и остались с нами в интерфейсах, на улицах и дома. В этой статье рассказываем, как так получилось и почему минимализм до сих пор работает.

Что такое минимализм и почему он популярен сегодня

Минимализм часто воспринимают как визуальный стиль: светлый фон, много воздуха, один шрифт на весь макет. Но по сути это не стиль, а подход: выбрать главное и убрать все, что мешает на нем сосредоточиться. 

Минимализм стал популярным не случайно. У этого подхода есть конкретные причины — психологические, социальные и технические.

Усталость от информационного шума. Еще в 2009 году исследователи Калифорнийского университета подсчитали: человек в день потребляет около 34 ГБ информации. Десятки вкладок в браузере, уведомления и бесконечные ленты соцсетей перегружают мозг. Мы тратим внимание даже тогда, когда просто скроллим без цели. В такой среде минималистичный дизайн становится чем-то вроде визуальной передышки: снижает когнитивную нагрузку и дает ощущение покоя. Компании, которые умеют использовать минимализм в продуктах, выигрывают. Внимание — ограниченный ресурс, и дизайн, который его бережет, становится конкурентным преимуществом.

Интересно, что люди начали искать тишину не только в цифровых продуктах:

  • В интерьерах растет популярность нейтральных цветов, свободного пространства, натуральных материалов.
  • В музыке заметен интерес к эмбиенту, lo-fi, пиано-инструменталу. Эти жанры не развлекают, а сопровождают, не мешая думать.
  • В искусстве больше внимания получают медленные, созерцательные сюжеты — от документальной фотографии до пустых инсталляций, где «ничего не происходит».
минимализм в живописи
Просмотром картины Архипа Куинджи «Пейзаж. Степь» можно заменить медитацию
минималистичная гостиная
Минималистичная гостиная от итальянского архитектора Камилио Боттичини. Источник: archdaily

Смартфоны изменили представление о том, как должен работать интерфейс. На маленьком экране невозможно показать все сразу — приходится выбирать. Минимализм в этом контексте — способ сохранить функциональность при ограниченном пространстве: упростить навигацию, уменьшить когнитивную нагрузку, ускорить принятие решений.

минималистичный интерфейс
Минималистичный интерфейс приложения для учета финансов. Автор: Dmitry Tomashevsky

Минималистичным интерфейсам больше доверяют. 88% пользователей покидают сайт, если сталкиваются с неудобством (Toptal), а 40% прекращают взаимодействие, если оформление кажется им непривлекательным (Adobe). Простая структура, понятные тексты и предсказуемое поведение элементов снижают напряжение и помогают быстрее сориентироваться. Это особенно важно в чувствительных сценариях — например, при оплате: по данным Baymard, 70% пользователей бросают корзину из-за недоверия к процессу. Здесь минимализм работает не только как экономия внимания, но и как способ снизить тревожность. Чем чаще пользователь сталкивается с такими интерфейсами, тем выше его ожидания. Согласно закону Якоба, мы хотим, чтобы новые интерфейсы вели себя так же, как знакомые — понятно и без сюрпризов.

Откуда взялся минимализм

Минимализм как художественное направление сформировался в 1960-х в США, но его философия куда старше. За десятилетия он постепенно сместился из физического пространства в цифровое, но базовые принципы почти не изменились: меньше лишнего, больше ясности.

Япония: пустота как фокус внимания

В минималистичных интерфейсах свободное (негативное) пространство — это не пустота, а активный элемент, который влияет на восприятие. Идея «ничего» как формы и состояния ума пришла из дзен-буддизма: на фоне внутренней тишины становится проще увидеть суть.

Эта философия легла в основу эстетики ваби-саби — красоты скромного, незавершенного и естественного. Отсюда — минимализм в японском садовом искусстве, быту и архитектуре. Один из знаковых примеров ваби-саби — тясицу, традиционные чайные павильоны. Их основные черты — простые материалы и формы, рассеянный свет. Позже принципы ваби-саби перекочевали в современную японскую архитектуру. Например, Тадао Андо перенес их в бетон. Его дом Azuma House в Осаке — это свет, воздух, тишина и ни одной лишней детали.

 Внутри тясицу
Дом Azuma House в Осаке — пример минимализма в архитектуре

Европа: от орнамента к функции

В конце XIX века архитектура в Европе была визуально перегружена. Пышные фасады, орнаменты, декоративные детали — все это воспринималось как признак достатка, но теряло связь с функцией. На этом фоне появляется голос критики — Адольф Лоос, австрийский архитектор, который пишет манифест «Орнамент и преступление». В нем он утверждает: избыточное украшательство — пустая трата ресурсов. Предмет должен быть полезным — и только после этого красивым, если в красоте есть необходимость.

По-настоящему фундамент для минимализма как целостного подхода заложила школа Баухаус. Здесь учили не только рисовать и проектировать, но и мыслить конструктивно. Архитектура, проектирование мебели, типографика подчинялись одному правилу: форма следует функции. 

В Баухаусе сделали несколько важных вещей:

  • убрали границу между «высоким» искусством и повседневным дизайном;
  • ввели модульное мышление и работу с сеткой;
  • сформировали принципы, которые позже легли в основу промышленного и цифрового дизайна: простота, рациональность, функциональность. Даже спустя сто лет эти принципы актуальны.

Школа просуществовала всего 14 лет, но успела изменить логику проектирования в Европе. На финальном этапе, с 1930 года, ее возглавлял архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Уже после закрытия школы он продолжил развивать ее идеи в своей архитектурной практике. Его знаменитое «Less is more» стало девизом нового поколения модернистов и выразило суть подхода: если элемент можно убрать — его нужно убрать.

пример минималистичной архитектуры без декора
Павильон Германии, который ван дер Роэ спроектировал для выставки в Барселоне в 1929 году, — пример архитектуры, где почти нет декора, но есть ритм, масштаб и чистота линий. Источник: transferluxbarcelona
минималистичный стул Brno
Стул Brno — тоже от ван дер Роэ. Идея конструкции: чтобы стул был устойчив, ему не нужны четыре ножки — достаточно S-образного куска металла. Источник: Interior

США: радикальная честность

В 1960-х минимализм становится отдельным направлением в американском искусстве. Никаких метафор и абстракций — только чистое восприятие. Художники вроде Дональда Джадда создают объекты, которые ничего не изображают и не рассказывают. Они просто есть — форма, материал, пространство. Металлические прямоугольники, расставленные по комнате, не ждут реакции и не требуют интерпретации. Зритель может подойти, посмотреть, пройти мимо — и в этом уже есть взаимодействие. Некоторые инсталляции занимали целые залы, задавая ритм пространства. Другие — наоборот, почти исчезали в нем.

В 1960-х минимализм становится отдельным направлением в американском искусстве. Никаких метафор и абстракций — только чистое восприятие. Художники вроде Дональда Джадда создают объекты, которые ничего не изображают и не рассказывают. Они просто есть — форма, материал, пространство. Металлические прямоугольники, расставленные по комнате, не ждут реакции и не требуют интерпретации. Зритель может подойти, посмотреть, пройти мимо — и в этом уже есть взаимодействие. Некоторые инсталляции занимали целые залы, задавая ритм пространства. Другие — наоборот, почти исчезали в нем. 

100 алюминиевых блоков инсталляция минимализм
Инсталляция Дональда Джадда из 100 алюминиевых блоков Марфе, Техас. Источник: juddfoundation

Швейцария: порядок и система

В середине XX века швейцарские дизайнеры искали способ навести порядок в графике. Так появился международный (он же швейцарский) стиль — система, где все подчинено логике: сетка, модульная композиция, строгая иерархия, читаемая типографика. 

Один из главных представителей школы, Йозеф Мюллер-Брокман, разработал системный подход к композиции. Он не просто оформлял информацию, а создавал условия для ее точного и спокойного восприятия. Многие принципы, с которыми теперь работают в интерфейсах и навигации, — из его работ.

Швейцарцы — авторы знаменитого шрифта Helvetica. Он легко читается с расстояния, даже на движущихся объектах. Именно поэтому Helvetica до сих пор используется в навигации — от метро Нью-Йорка до табличек в аэропортах. 

минималистичные афиши Мюллера-Брокмана
Афиши Мюллера-Брокмана для Цюрихского оркестра. Источник: archive.smashing.media
Легкий шрифт для чтения
Шрифт Helvetica спроектирован так, что надписи будет легко прочитать даже на ходу. Источник: wearefvr

Как минимализм переехал в диджитал

В 1998 году Apple выпускает iMac G3. На фоне офисных серых коробок он выглядит как что-то из будущего: полупрозрачный корпус, скругленные формы, минимум кнопок. При этом компьютер не требует инструкции. Его дизайн говорит: просто включи и начни.

Минимализм дизайна iMac
iMac G3 от дизайнера Apple Джони Айва. Источник: trashbox

С этого момента минимализм становится принципом взаимодействия с пользователем. В iPod все управляется одним колесом. В первом iPhone — всего одна клавиша на передней панели. Вместе с продуктами Apple развивает и внутренний свод правил — Human Interface Guidelines (HIG). В них компания формализует принципы создания интерфейсов: интуитивность, предсказуемость, уважение к пользователю. 

В 2014 году Google запускает Material Design — собственную систему для интерфейсов. Это тоже минимализм, но с другим акцентом. Если Apple стремится к «невидимому» дизайну и минимизирует форму ради фокуса, то Google делает интерфейс похожим на физический. Пользователю помогают ориентироваться слои, тени, анимации, насыщенные цвета и четкая структура. 

Apple и Google пришли к минимализму с разных сторон, но решили одну задачу: сделать взаимодействие с цифровым продуктом удобнее. И если раньше упрощение было частью промышленной эстетики, то сегодня это — основа интерфейсной логики.

Как скандинавский стиль стал эталоном минималистичного дома

У истоков скандинавского дизайна — стремление создать простую, достойную и удобную среду для жизни. Идея зародилась еще в 1930-х, когда архитекторы и дизайнеры Швеции, Дании и Финляндии начали переосмысливать принципы модернизма с оглядкой на северную природу и образ жизни. В длинные зимы, когда за окном почти нет света, особенно важно, чтобы дома было тепло, светло и спокойно. Отсюда — светлые стены, теплое дерево, мягкий текстиль и минимум лишнего.

Скандинавский интерьер
Скандинавский интерьер на выставке в Стокгольме в 1930 году. Источник: decoracion.trendencias
артишок Поля Хеннингсона
Поль Хеннингсен и его знаменитый светильник «Артишок», который делает жесткий электрический свет мягким. Источник: o-svet

Эти принципы поддерживало не только профессиональное сообщество, но и государство. Власти субсидировали фабрики и поощряли дизайнеров, которые делали простые, доступные и долговечные вещи для повседневной жизни. Дизайн воспринимался не как эстетика, а как забота — о комфорте, здоровье и душевном покое.

О скандинавском подходе заговорили за пределами Севера после Второй мировой войны — через выставки, мебельные ярмарки и журналы. А когда IKEA вышла на международный рынок, теплый минимализм стал универсальным языком в дизайне интерьера во всем мире. Миллионы людей узнали, что дом может быть легким — не в смысле веса, а в смысле восприятия.

Минималистичные принципы в цифровом и интерьерном дизайне

В интерфейсе или в интерьере работает один и тот же подход: сделать пространство понятным, функциональным и спокойным. Ниже — рекомендации, как это реализовать. 

1. Сформулируйте главное действие — и подчините ему все остальное

  • В интерфейсе: определите, что пользователь должен сделать на экране, — и покажите только то, что помогает. Например, в приложении для медитации на первом экране оставить только кнопку «Начать».
  • В интерьере: решите, для чего это помещение, — и не заполняйте его предметами, которые мешают этой задаче. В скандинавской спальне — кровать, приглушенное освещение и шкаф. Все остальное — вторично.

2. Используйте пустое пространство как инструмент, а не просто фон

  • В интерфейсе: отступы, поля и паузы помогают расставлять акценты и улучшать читаемость. Google Docs не боится воздуха между строк.
  • В интерьере: оставьте пространство между предметами, чтобы глазу было за что зацепиться и отдохнуть. Например, в японских домах между стенами и мебелью часто остается метр «ничего».

3. Убирайте все, что не помогает, без сожалений

  • В интерфейсе: не добавляйте кнопки и иконки «на всякий случай». Например, в Airbnb нет дублирующих CTA на главной.
  • В интерьере: предмет без пользы превращается в шум. Лучше один шкаф с закрытым хранением, чем комод и рейл для вещей.

4. Делайте выбор проще

  • В интерфейсе: разбивайте сложные действия на простые шаги. Один экран — одна задача. Например, сначала предложить пользователю выбрать адрес доставки, а затем способ оплаты. 
  • В интерьере: организуйте пространство так, чтобы нужное было под рукой. Например, повесьте крючки для повседневных вещей у входа или поставьте корзину для пледов рядом с диваном. Чем проще достать — тем легче использовать.

5. Управляйте вниманием с помощью контраста

  • В интерфейсе: выделите главное визуально — цветом, размером, формой. Всё остальное должно не мешать.
  • В интерьере: один акцентный элемент работает лучше, чем пять одинаково ярких.
На сайте Contented баннер с CTA выделяется на монохромном фонеВ минималистичном интерьере может быть один яркий предмет

6. Думайте сначала о пользователе, а не об эстетике

  • В интерфейсе: не бойтесь простых слов, подписей и объяснений. Пользователь должен понимать, что происходит. Например, Notion вернули подписи к иконкам, когда стало понятно, что без них люди теряются.
  • В интерьере: делайте удобным то, чем человек пользуется каждый день. Пример — со складной мебелью как альтернативой крупной, пусть и удобной и минималистичной.
минимализм в табуретках Алвара Аалто
Алвар Аалто разработал табуретки, которые удобно хранить и таким образом экономить место. Источник: teka-retail

Бонус: список литературы и видео о минимализме

  1. «Wabi-Sabi» Леонарда Корена — простое и точное введение в философию минимализма.
  2. «Bauhaus» (Hans M. Wingler) — фундаментальная книга про школу и ее влияние.
  3. «Minimalism: Art and Polemics in the Sixties» (James Meyer) — глубокий разбор движения.
  4. «Grid Systems in Graphic Design» (Josef Müller-Brockmann) — книга самого известного представителя швейцарской школы.
  5. «Helvetica» — фильм о знаменитом шрифте.
  6. Документальный фильм Objectified (2009), где Джони Айв рассказывает про философию Apple.

Главное о минимализме в дизайне и интерьере

  • Минимализм — это не про стиль, а про подход. Его задача — выделить главное и убрать всё, что отвлекает. Он может выглядеть по-разному, но суть всегда одна: фокус и ясность.
  • Он появился как отказ от лишнего — и остался, потому что работает. Минимализм помогает снизить когнитивную нагрузку, создать комфорт и улучшить восприятие.
  • Его корни — в культуре и философии. От дзен-буддизма и японской эстетики до Баухауса, швейцарской школы и Apple — этот подход прошёл путь от чайных павильонов до интерфейсов и мебели IKEA.
  • Минимализм — это про заботу. Он делает взаимодействие с интерфейсом понятным, а пространство вокруг — спокойным. В доме это ощущение уюта, в интерфейсе — предсказуемость и доверие.
  • Он масштабируется. Принципы минимализма работают одинаково хорошо в интерьере и в цифровом дизайне: сформулировать главное, убрать лишнее, сделать выбор проще, управлять вниманием, ставить пользователя на первое место.
  • Его влияние видно повсюду. От шрифтов и архитектуры до приложения для медитации или кнопки «Добавить в корзину» — везде, где важно сделать меньше, но лучше.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент