Как появилась концепция выставки
Идея выставки родилась, когда я читала книгу Кена Моги «Икигай. Смысл жизни по-японски». В Японии термин «икигай» используют для описания собственного предназначения. И мне стало интересно, можно ли сделать из этого выставку, поэтому я решила собрать презентацию-концепт.
Мне всегда нравились проекты, где человек не только узнает что-то новое, но и погружается в определенное состояние. Поэтому я решила, что выставка будет затрагивать все чувства посетителя — зрение, слух, обоняние и осязание.
Я собрала презентацию и описала 5 отдельных зон, в каждой из которых посетитель познакомится с одним из принципов икигай.
Комната 1. Радуйся мелочам
В этой комнате инсталляция будет состоять из бутылочек с разными ароматами и подвесок с цианотипией.
Главный смысл: замечать мелочи в жизни и радоваться им.
Читайте также:
кто такой дизайнер интерактивных медиа?
Комната 2. Начинай с малого
Здесь будет проекционное шоу, то есть посетители смогут взаимодействовать со светом на стене.
Главный смысл: поиск техники, как духовная практика, ответственное отношение к делу и внимание к деталям.
Световая проекция для инсталляции
Чаша в технике Тэммоку, похожая на проекцию. Источник
Комната 3. Освободить себя
Акриловые деревья и глюкофон — ударный металлический барабан. Посетитель сможет играть на нем, а звук будет синхронизироваться со светом.
Главный смысл: поймать творческий поток.
Акриловые деревья — референс из презентации
Комната 4. Гармония и устойчивость
Храм Мэйдзи — кинестетическая архитектурная инсталляция, световые картины и игра «Туми Иши» (Гора камней).
Главный смысл: связь вещей и людей друг с другом.
Референс храма из презентации
Древняя японская игра — кубики «Туми Иши»
Комната 5. Быть здесь и сейчас
Чайная церемония и место для отдыха. Напротив посетителей – проекция с распусканием чаинок в чашке, падением лепестков сакуры и осенними листьями.
Главный смысл: умение быть в моменте и ценить его.
Поиск площадки для выставки
Провести выставку я решила в центре современного искусства «Марс». На самом деле, это большая удача, что место нашлось так быстро. С руководством «Марса» я переписывалась уже почти два года по поводу другой мультимедийной выставки, посвященной психологии материнства.
Так как это достаточно масштабный проект и под него нужно много места, сроки постоянно переносились. А когда весной освободилось небольшое пространство на мансарде, они написали мне. В это время я как раз вынашивала идею про Икигай.
Мансарда, где будет проходить выставка
Сейчас я понимаю, что все сложилось наилучшим образом. Для более масштабной выставки мне, возможно, не хватило бы опыта. А на «Икигай» я смогу немного потренироваться перед большим проектом.
Инсталляция на лестничной площадке перед выставкой
Для организации выставки мне пришлось взять кредит. И, кажется, как бы тщательно не была рассчитана смета, все равно будут дополнительные расходы. Сейчас бюджет мероприятия уже составляет 300-400 тысяч рублей, и я не исключаю, что по итогу получится еще больше.
Понимаю, что это не гарантированный заработок, а коммерческий проект. Но, очень надеюсь, что смогу хотя бы выйти в ноль.
Как собралась команда из студентов Contented
По специальности я моушн-дизайнер, и для курсов Contented записывала блок уроков по композиции. Но мне давно хотелось выйти за пределы экрана смартфона и сделать что-то в реальном мире, поэтому в прошлом году я сама пошла учиться на курс «Дизайн интерактивных медиа».
Тогда же вместе с другими выпускниками курса мы делали инсталляцию на фестивале электронной музыки Signal, она называлась «Суперпозиция». Это была полоса вертикально стоящих светящихся стержней, по обе стороны от которых были установлены пульсометры.
Когда человек приближался и прикасался к датчику, запускалась световая волна. Суть концепции была в том, чтобы показать, что вместе мы можем создавать нечто новое, например, интересный световой узор.
Световая инсталляция «Суперпозиция» от студентов Contented на фестивале Signal
Когда появился концепт выставки «Икигай», я скинула информацию в чат студентов, работавших над инсталляцией «Суперпозиция», и ребята откликнулись. Так что сейчас помимо меня в команде выставки еще 11 человек, в том числе четверо выпускников Contented:
- Полина — дизайнер и инженер. Помогает с подсветкой и светодиодными лентами.
- Константин — инженер и электротехник. Отвечает за техническое оснащение — пишет коды, паяет платы, делает разводку.
- Алексей — работает в программе Touch Designer, создает генеративную графику, соединяет свет и звук.
- Женя — междисциплинарный художник, инженер, керамист. Помогает с декорированием и подбирает плейлист к выставке.
Думаю, это правильно, когда в команде происходит распределение ролей. Потому что одна я физически не смогу все подготовить. Например, я не очень сильна в технических нюансах — кодах, пайке, а ребята разбираются в этом хорошо.
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
Читайте также:
как создавалась инсталляция «Суперпозиция» для фестиваля Signal
Полина Ховрачева
Город:
Сергиев Посад
Образование:
магистратура РГУТиС, «Энергоэффективность и надежность технологических систем, машин, приборов»
Место работы:
преподаватель робототехники в школе №16, г. Сергиев Посад
Курс:
Профессия дизайнер интерактивных медиа
Творчество и интерактивный дизайн – это мое любимое занятие летом. Сейчас отдыхаю от преподавания и это отличная возможность расслабиться и раствориться в творческом процессе.
На выставке «Икигай» я занимаюсь созданием схемы со светодиодами для зоны с чашами и глюкофоном. Нужно все подсветить и запитать, чтобы работало стабильно и без сбоев.
Очень нравится работать над проектом – интересный концепт, расслабленная творческая атмосфера. И сама Соня очень приятная девушка – хочется помогать ей и работать вместе.
Евгения Кузнецова
Город:
Москва
Образование:
Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, инженер-проектировщик ПГС
Место работы:
фриланс
Курс:
Профессия дизайнер интерактивных медиа
Мне сразу очень понравилась идея и концепция выставки, так как я читала книгу Кена Моги «Икигай» и многое в ней отозвалось.
С Соней мы вместе учились в Contented и работали над инсталляцией «Суперпозиция» на фестивале Signal в прошлом году. Я знаю, с каким трепетом и вниманием она относится к своим идеям и проектам, поэтому над ее предложением поработать в команде даже не сомневалась.
На выставке я выступаю в роли конструктора, декоратора и керамиста, также занимаюсь подбором музыки. Будет спокойный и позитивный плейлист. Мы хотим, чтобы он передавал атмосферу гармонии, устойчивости, удовольствия и энтузиазма. Музыка должна помогать посетителям быть в моменте.
Выставка еще не началась, но впечатлений уже масса. Работа непростая, но крайне интересная. И для меня это прекрасная возможность прокачать свои скиллы, вспомнить старые увлечение и хобби, а также — приобрести новые знания и опыт. Очень приятно работать в такой классной, дружеской и позитивной атмосфере с преданными своему делу людьми.
Монтаж выставки
На монтаж выставки у нас было запланировано две недели, но реальная работа, конечно, началась намного раньше. Нужно было закупить материалы, со всеми договориться, сделать заготовки для творческих инсталляций, например, цианотипию и акриловые деревья.
Так получилось, что организационная часть тоже была на мне, но по-хорошему для этого нужен еще один человек. Организация — это отдельная сложная работа, так как всем нужно обо всем напоминать, контролировать, обновлять списки задач. Это отнимает много сил и времени. Если в будущем я буду делать другой проект, то обязательно возьму организатора, потому что чем больше проект, тем больше команда, и тем сложнее ей управлять.
Еще мне довольно сложно делегировать работу другим. Не могу сказать человеку: «Иди и сделай». Проще сделать все самой. Хотя понимаю, что если все взвалю на свои плечи, то просто не успею ничего подготовить.
Вдвойне сложно, потому что многое я делаю впервые и не знаю важных нюансов. Например, недавно я заказала бэклит — рассеивающий пластик для световых картин. Он был уже нарезанным, но оказалось, что в типографии на нем печатают только с рулона.
Также есть проблемы со сроками доставки. Некоторые важные мелочи просто не успевают приехать к началу монтажа, поэтому сейчас я езжу по Москве и пытаюсь срочно найти недостающие детали. На будущее я бы точно дала себе рекомендацию начинать закупку еще раньше.
К подобным ситуациям я отношусь абсолютно спокойно. Уверена, что нет ни одного дела, которое ты можешь сделать без ошибок. Ошибки — это круто, они учат тебя чему-то новому.
Авторские решения для выставки
Квест
Я очень хотела добавить игровой элемент, а также чтобы посетитель не просто приходил и уходил, а у него оставалось что-то на память. Поэтому в каждой зоне гостям будет предложено небольшое задание. Они будут узнавать японские термины, которые отражают философию икигай («радуйся мелочам», «будь здесь и сейчас», «ходи в творческом потоке»), а затем вписывать их в свой билет. В конце из этого листка можно будет собрать игрушку-оригами.
Концепция входного билета на выставку
Взаимодействие
Я заметила, что в последнее время происходит девальвация мультимедийных выставок, многие считают, что это просто проекция на стене. Очень захотелось вернуть осязаемость и создать интимную обстановку, чтобы человек мог погрузиться внутрь себя.
Я смогла договориться с брендом глюкофонов Kosmosky, и они предоставили нам на выставку чудесный инструмент с чарующим звуком. На нем можно будет играть и смотреть, как меняется свет в зависимости от звука. Мне очень нравится, как выглядит эта локация у меня в голове, и, надеюсь, получится воплотить ее в реальности.
Визуализация инсталляции с глюкофоном
Инструменты, которые предоставил бренд Kosmosky
Навигация
Помещение под выставку довольно компактное. Перемещаться между зонами можно будет в свободном порядке, потому что нет какого-то главного или второстепенного принципа икигай.
Но мы все же решили добавить подвесные навигационные фонарики. На них будут описаны главные принципы и заданы вопросы гостям. Посетители будут переходить от фонарика к фонарику, искать ответы и собирать свой икигай.
Мне нравится делать инсталляции, которые не просто пытаются что-то сказать, а задают вопросы. Каждый из гостей будет искать ответ сам:
- В чем смысл твоей жизни?
- Для чего ты просыпаешься каждое утро?
- Что доставляет тебе удовольствие?
Это важные экзистенциальные вопросы. Хочу, чтобы люди задавали их себе чаще и внимательнее относились к тому, что их окружает.
Впечатления от создания первой выставки
Я очень рада, что прошла курс «Дизайн интерактивных медиа». Без него я бы просто не набралась храбрости и наглости создать свой концепт для выставки. Всегда казалось, что мне не хватит знаний, а теперь появилось понимание, как все это делать руками и какие для этого есть технологии, датчики и программы. На курсе об этом рассказывают очень подробно.
Хотя, конечно, первая собственная выставка — это очень большой стресс. Ощущение, будто шагнул со скалы без парашюта. Это новый опыт, новый уровень ответственности, новый уровень траты денег. Но, как говорят психологи, если где-то страшно, то именно туда тебе и надо.
От работы над выставкой эмоции очень смешанные. С одной стороны, есть вещи, которые меня расстраивают и вводят в прокрастинацию, например, договоры, переписки или коммуникация. Здесь мне приходится максимально работать над собой. Надеюсь, что получится прокачать и мою организаторскую жилку.
С другой стороны мне дико нравятся творческие процессы — придумывать концепт и создавать инсталляции. Я получаю от этого огромное удовольствие и в эти моменты рада, что рискнула.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться