Что такое интерактивная инсталляция
Интерактивная инсталляция — это форма современного искусства, в которой зрители активно взаимодействуют с произведением, часто используя технологии. Это создает уникальный опыт, где наблюдатели становятся участниками, влияя на изменение формы и содержания инсталляции, что подчеркивает взаимодействие между искусством и зрителем.
Новогоднее шоу на небоскребе Бурдж-Халифа
Яркое представление на небоскребе Бурдж-Халифа устраивают каждый год. В 2022 году для шоу было задействовано более полутора тонн фейерверков, 60 проекционных лазеров.
Запись трансляции нового лазерного шоу «В канун чудес» (Eve of Wonder) на небоскребе Бурдж Халифа, 2022 год
Мы расскажем про интерактивное искусство 2019 года, так как именно оно вошло в книгу рекордов Гиннесса сразу с двумя рекордами — самый высокий и самый большой фасад со светодиодной подсветкой.
Новогодняя ночь в Бурдж-Халифа в 2019 году
Самый высокий медиафасад на планете создала компания SACO благодаря инновационной технологии V-Stick. Это компактное видеоприспособление с высокоэффективными светодиодами, расположенное так, чтобы его не было видно. Каждый светодиод на нем — это пиксель. Всеми пикселями можно управлять по отдельности, задавать однородный статический цвет или динамический видеоэффект. Специально для Бурдж-Халифа сконструировали 6 различных видов V-Stick.
Историю о том, как проект студента Contented побывал на медиа-выставке в Дубае, вы можете в этой статье.
Читайте также:
Кто такой дизайнер интерактивных медиа?
Для сравнения: в 2019 году использовано 1 139 144 RGB-пикселей и более 250 км кабеля. Новая система светодиодных технологий и обработки видео обеспечивает разрешение в 20 раз больше по сравнению с предыдущей, которую устанавливали в 2015 году. Старый LED-дисплей (2015 года) состоял из 70 000 светодиодных панелей и 72 км проводов.
Бурдж-Халифа в новогоднюю ночь. Источник
Владелец небоскреба EMAAR захотел получить видеоинсталляцию высокого разрешения по всей высоте Бурдж-Халифа, но не позволил сверлить фасад. Поэтому сконструировали кронштейн из нержавеющей стали, «обнимающий» фасадную часть, с зажимом сзади. Кронштейн отполировали до блеска, чтобы он визуально сливался с фасадом. В итоге получился бесшовный линейный объект, который не виден, пока не включают свет.
Бурдж-Халифа, закулисье
Была еще одна сложность: нельзя, чтобы жителям и гостям помешала установка оборудования. При этом у Бурдж-Халифа сложная геометрия. Рассчитали расположение каждого элемента на фасаде с помощью искусственного интеллекта.
Систему изготовили в Монреале и привезли в Дубай. Рядом с небоскребом арендовали два складских помещения. На месте соорудили только стационарные крепления.
Проект мультимедиа 2019 года в цифрах:
- 828 м — высота небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае;
- 770 м — высота медиаэкрана, установленного компанией SACO Technologies;
- 28 км — длина V-Stick (тонких LED-палочек длиной от 30 до 50 см) на фасаде Бурдж-Халифа;
- 7 месяцев — столько длились разработка и выполнение проекта;
- 80 промышленных альпинистов привлекли для установки LED-элементов на фасаде;
- более 500 км альпинисты прошли по зданию в процессе установки медиаэкрана вручную;
- 1 видеопроцессор SACO поддерживает работу всей подсветки небоскреба.
Музей цифрового искусства Мори на острове Одайба
В Японском музее цифрового искусства стерты границы между реальным и интерактивным мирами. Экскурсия — это не чинная прогулка от экспоната к экспонату, которые нельзя трогать, а полное погружение в фантастические интерактивные миры.
Музей цифрового искусства Мори в цифрах:
- 10 000 кв. м темных лабиринтов;
- 50 световых инсталляций;
- 470 проекторов;
- 520 компьютеров.
Экспонаты изменяются, общаются с посетителями (например, убегают от гостей или следуют за ними) и друг другом, реагируют на прикосновения.
Прогулка по Японскому музею цифрового искусства
Интерактивный проект представлен пятью зонами: «Лес ламп», «Лес легкой атлетики», «Парк будущего», «Безграничный мир» и «Чайный домик».
«Лес ламп» — это зеркальный зал с сотнями светильников, подвешенных под потолком. Когда человек заходит, свет перескакивает от лампы к лампе, как живой огонь. Он отражается в зеркалах, и в какой-то момент стирается граница реального мира и зазеркалья.
Сотни светильников подвешены под потолком. Источник
«Лес легкой атлетики» — интерактивная зона, в которой люди прыгают на батуте, лазают в веревочном парке, гуляют по бамбуковой роще или покоряют скалодром.
Гости выставки будто в невесомости на батуте, декорированном под космос. Источник
Гигантская горка. Источник
Веревочный парк в Музее цифрового искусства. Источник
Игровой городок для детей. Источник
«Парк будущего» — интерактивная зона с огромным проекционным аквариумом, населенным цифровыми рыбками. Дети могут рисовать, раскрашивать, а после сканировать свои картинки и оживлять собственные творения. Рыбки, нарисованные посетителями, пускаются в плавание по аквариуму. Они реагируют на прикосновения, ускользают, если кто-то пытается их ловить, устремляются к пакету с едой, как только посетители трогают его руками.
Дети рисуют рыбок, которые будут жить в проецированном аквариуме. Источник
В одном из залов «Парка будущего» живут интерактивные человечки, прямо на столе. Если поставить на столешницу сумку или опереться ладонью, то можно наблюдать, как человечки карабкаются и стараются преодолеть препятствие.
Цифровые человечки на интерактивном столе. Источник
«Безграничный мир» — зона, посвященная природе и временам года. Посетители отдыхают на холмах, медитируют на цифровой водопад, любуются гигантскими бутонами, следят за лягушками, ящерицами и насекомыми. Интерактивная живность бегает под ногами, нужно быть осторожнее, чтобы не раздавить.
Созерцание цифрового водопада. Источник
Мир кристаллов в Японском музее цифрового искусства. Источник
Цифровые цветы и бабочки, которые принимают формы животных. Источник
Цветение канолы, инсталляция в музее цифрового искусства. Источник
«Чайный домик» — зона, где можно отдохнуть и выпить чаю. Как только официант принесет чашку, в ней и на столешнице распустятся интерактивные цветы.
Посещение «Чайного домика»
Цветок, распустившийся прямо в чашке. Источник
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
Эминем устроил кровавое шоу в дополненной реальности
На одном из своих концертов Эминем использовал AR-технологии, чтобы проучить фанатов, которые во время выступления увлечены смартфонами.
Концерт Эминема с дополненной реальностью
Зрителям на фестивале Coachella предложили запустить приложение, которое показало в дополненной реальности гигантскую виртуальную фигуру рэп-исполнителя, а после — маску из фильма ужасов. Гигантский нож и бензопила искромсали людей, стоявших в первых рядах. Виртуально, конечно. Затем возник флаг США, а в небо взлетели ракеты с ядерными боеголовками. Тоже в дополненной реальности. Те, у кого не было смартфонов, ничего не увидели.
Кадры с концерта Эминема
Преобразование воды в энергию для фестиваля «Старая Рига»
Компания Luna Park разработала и воплотила проект, который рассказывал об истории Латвэнерго и символическом значении энергии для всей страны. Центральная метафора проекта — преобразование воды в энергию.
Проект для Латвэнерго от компании Luna Park
Мультимедийное искусство воплощала в жизнь целая команда. Luna Park подготовили идею, сценарий, арт-дирекшен, программирование интерактивной механики. Команда занималась также продюсированием и контролем подрядчиков, монтажа. Нашли CG-специалистов (3D-графика, рендер), звукорежиссера, специалистов по техническому обеспечению площадки.
Проект сделали за пять месяцев.
На 3D-экране удалось добиться нужной глубины картинки. Источник
В кадре вода врывается в турбинный отсек и раскручивает турбину. Выглядит красиво и реалистично, это работа специалиста по симуляции жидкости.
Разработчик компании Luna Park Миша Григорьев создал абстрактную генеративную воду. Зрители управляли этими потоками. Для этого перед зданием установили пульт с сенсорами.
Зрители управляют потоками воды
Празднование годовщины завоевания Стамбула Османской империей
29 мая 2021 года прошло празднование годовщины завоевания Стамбула Османской (Оттоманской) империей. Автор проекта — Денис Астахов, основатель студии Avocado Toast и сооснователь проектного бюро Banana Bread.
Празднование годовщины завоевания Стамбула
Шоу с дронами, музыкой, световыми эффектами рассказывало историю, знакомую всем жителям Стамбула. О смене времен, падении Византийской империи и зарождении Оттоманской. К осаде Константинополя готовились два года. А заняла она 40 дней. Оттоманы чувствовали время для выжидания и атак лучше противника, а потому смогли победить и войти в город.
Грандиозное шоу, которое рассказывает о смене времен. Источник
Время в шоу стало важным символом: сцена, превратившаяся в огромные солнечные часы, когда в истории шла речь о Византийской империи, и песочные часы, сформированные дронами, — как символ того, что время утекает.
Фигуры из дронов видны с обоих берегов Босфорского залива. Источник
Фигуры из дронов 160 м в высоту были видны с обоих берегов Босфорского залива. И зрители, которым не удалось присутствовать вживую, могли наблюдать за дронами из окон.
Читайте также:
Анна Дмитриева: «Как во время учебы я основала студию интерактивного дизайна»
Технопоэзия Дана Росегарде в Нидерландах
Мультимедийный проект от художника Дана Росегарде в Гронингенском музее позволял участникам рисовать светом на полу, купаться во флуоресцентной пыли — в общем, всячески взаимодействовать с экспонатами. Чтобы повлиять на то, как выставка выглядит, люди могли лежать на полу, прикасаться к экспонатам, принимать разные позы. «Следы» участников выставки быстро исчезали, поэтому новые посетители приходили в чистое пространство.
Дан Росегарде называет свое искусство технопоэзией, с помощью которой он затрагивает вопросы изменения климата, воздействия человека на планету.
Инсталляция Дана Росегарде в Гронингенском музее
Что происходило на выставке? В первом помещении голубая полоска света словно сканировала пространство — и на участках, до которых дотрагивались люди, оставались отпечатки теней. Во втором — вспышка, и на полу, стенах появлялись фотографии силуэтов участников выставки. В третьем — пространство, напоминающее светящееся планктоном море. По полу рассыпана флуоресцентная пыль, в которой можно было дурачиться. В четвертом — огромные светящиеся шары, на которых оставались отпечатки от прикосновений. В пятом — прозрачные шары на темной поверхности. Когда человек задевал шар, он катился, оставляя светящиеся следы.
Гости выставки взаимодействуют с экспонатами. Источник
Выставку посетили около 180 000 человек.
Экспозиция получила несколько наград: Award of Merit 2020 AZ Award, 2019 LIT Lighting Design Award и 2020 Digital Dozen Storytelling Award New York.
Фестиваль «Чудо света» в Санкт-Петербурге
6 декабря 2021 года мультимедийное шоу «Чудо света» прошло в онлайн-формате в связи с пандемией. Событие было посвящено 800-летию князя Александра Невского. Трансляцию смогли увидеть жители более 160 стран. Общий охват только российской онлайн-аудитории — около 15 миллионов человек.
«Чудо света» в 2021 году в Санкт-Петербурге
Для световизуального шоу использовали инсталляции протяженностью более 1 км, закрепленные на исторических стенах Петропавловской крепости. Шоу попало в книгу рекордов России как самая длинная световая проекция. Силуэты Петропавловской крепости послужили экраном, на котором развернулась история всей страны.
Композицию создавали с учетом географических и архитектурных особенностей. На фасад крепости не так просто было фиксировать элементы инсталляции. Стены Петропавловской крепости сначала оцифровали, перевели в электронную модель. На нее наносили графику. Для отрисовки всех картин пригласили 30 художников. Работа заняла несколько месяцев. Над некоторыми сценами работала нейросеть. И только после этого цифровые полотна вывели на стены.
Общий световой поток проекции — 1 600 000 люменов, что по яркости близко к 500 экранов кинотеатров. Для освещения 2 км стен использовали около 100 проекторов.
История Санкт-Петербурга и всей страны на стенах Петропавловской крепости. Источник
Видеоконтент отразил связь времен: от становления Санкт-Петербурга до его настоящего, устремленного в будущее. Над историческими персонажами и событиями работали художники по свету, компьютерные дизайнеры, специалисты анимации, 3D-графики, цифровые художники.
Инсталляция JEM для миксования треков в Австралии
Студия Eness из Австралии создала инсталляцию JEM, чтобы привлечь людей в новый район Брисбена.
Инсталляция для создания электронных треков
С инсталляцией JEM прохожие могут самостоятельно создавать музыку, даже если они раньше этого никогда не делали. Чтобы замиксовать собственный классный трек, нужно зайти внутрь «клетки», которая переливается LED-диодами, и танцевать. Электронные треки подстраиваются под движения людей.
Чтобы понизить звуковой тон, можно пройти вглубь. Или лечь на пуфик, устроиться в гамаке и наблюдать за изменениями ритмов музыки, подсветки.
Прохожие создают собственные треки
Социальный мультимедийный проект в Чикаго Most Dangerous Street
В 2019 году в Чикаго реализовали социальный медиапроект Most Dangerous Street, призванный решить важные задачи:
- донести серьезность закона безопасности;
- сообщить о локациях с высоким уровнем насилия при использовании огнестрельного оружия;
- повысить безопасность жителей Чикаго.
Социальный проект, реализованный с помощью мультимедиа
Интерактивная инсталляция показала последствия использования оружия, знакомила со статистикой и реальными случаями из жизни. Люди познакомились с историями 38 местных жителей, которые стали жертвами.
Как это было отображено: переулок заполнили 38 пересекающихся лазерных лучей, по одному на каждого убитого. При прерывании луча срабатывал оптический сенсор, после чего на стенах были спроецированы данные о человеке: его возраст, пол, дата и время несчастного случая.
38 пересекающихся лазерных лучей — по одному на каждую жертву. Источник
Реализован он был агентством FCB в коллаборации с UNIT9. Инсталляцию установили при содействии Совета Иллинойса по борьбе с насилием с применением огнестрельного оружия (ICHV).
Выставка шедевров искусственного интеллекта в Пекине
С сентября 2020 года по январь 2021 года в Пекине была открыта выставка Animistic Imagery. Компания Moment Factory оживила экспозицию, чтобы продемонстрировать симбиотические связи между людьми, искусством и искусственным интеллектом.
Выставка художницы искусственного интеллекта Даффи
Посетители выставки познакомились с Даффи, художницей искусственного интеллекта. Каждый гость стал музой для ИИ: видеопроекции, интерактивные технологии оживили и сделали ее особенной для каждого участника.
ИИ фиксировал движения людей в режиме реального времени. Результат работы Даффи — серия шедевров современного искусства, основанных на коллекции архетипических образов жизни на планете и цветов.
Картины, созданные ИИ, на экспозиции в Пекине
Выставка проходила при сотрудничестве лаборатории центра современного искусства UCCA и Baidu — искусственного интеллекта и поисковика на китайском языке.
Удивительные инсталяции создают и студенты Contented. Например, Полина Ховрачева приняла участие в хакатоне со своей световой инсталяцией. Узнать больше о практике в интерактивном дизайне можно в статье.
Бонус
Вебинар с Ильей Рыжковым, куратором курса «Дизайнер интерактивных медиа», креативным директором студии LUNA PARK.
https://www.youtube.com/watch?v=y3487Uzd82c
Вы узнаете:
- что такое дизайн интерактивных медиа и где он нужен;
- почему он становится все более востребованным;
- какие задачи решают медиа-дизайнеры и с какими инструментами работают;
- как начать свой путь в профессии и построить карьеру;
- сколько вы сможете зарабатывать.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться