Что такое интерактивная инсталляция
Интерактивная инсталляция — это форма современного искусства, в которой зрители активно взаимодействуют с произведением, часто используя технологии. Это создает уникальный опыт, где наблюдатели становятся участниками, влияя на изменение формы и содержания инсталляции, что подчеркивает взаимодействие между искусством и зрителем.
Новогоднее шоу на небоскребе Бурдж-Халифа
Яркое представление на небоскребе Бурдж-Халифа устраивают каждый год. В 2022 году для шоу было задействовано более полутора тонн фейерверков, 60 проекционных лазеров.
Мы расскажем про интерактивное искусство 2019 года, так как именно оно вошло в книгу рекордов Гиннесса сразу с двумя рекордами — самый высокий и самый большой фасад со светодиодной подсветкой.
Самый высокий медиафасад на планете создала компания SACO благодаря инновационной технологии V-Stick. Это компактное видеоприспособление с высокоэффективными светодиодами, расположенное так, чтобы его не было видно. Каждый светодиод на нем — это пиксель. Всеми пикселями можно управлять по отдельности, задавать однородный статический цвет или динамический видеоэффект. Специально для Бурдж-Халифа сконструировали 6 различных видов V-Stick.
Историю о том, как проект студента Contented побывал на медиа-выставке в Дубае, вы можете в этой статье.
Читайте также:
Кто такой дизайнер интерактивных медиа?
Для сравнения: в 2019 году использовано 1 139 144 RGB-пикселей и более 250 км кабеля. Новая система светодиодных технологий и обработки видео обеспечивает разрешение в 20 раз больше по сравнению с предыдущей, которую устанавливали в 2015 году. Старый LED-дисплей (2015 года) состоял из 70 000 светодиодных панелей и 72 км проводов.
Владелец небоскреба EMAAR захотел получить видеоинсталляцию высокого разрешения по всей высоте Бурдж-Халифа, но не позволил сверлить фасад. Поэтому сконструировали кронштейн из нержавеющей стали, «обнимающий» фасадную часть, с зажимом сзади. Кронштейн отполировали до блеска, чтобы он визуально сливался с фасадом. В итоге получился бесшовный линейный объект, который не виден, пока не включают свет.
Была еще одна сложность: нельзя, чтобы жителям и гостям помешала установка оборудования. При этом у Бурдж-Халифа сложная геометрия. Рассчитали расположение каждого элемента на фасаде с помощью искусственного интеллекта.
Систему изготовили в Монреале и привезли в Дубай. Рядом с небоскребом арендовали два складских помещения. На месте соорудили только стационарные крепления.
Проект мультимедиа 2019 года в цифрах:
- 828 м — высота небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае;
- 770 м — высота медиаэкрана, установленного компанией SACO Technologies;
- 28 км — длина V-Stick (тонких LED-палочек длиной от 30 до 50 см) на фасаде Бурдж-Халифа;
- 7 месяцев — столько длились разработка и выполнение проекта;
- 80 промышленных альпинистов привлекли для установки LED-элементов на фасаде;
- более 500 км альпинисты прошли по зданию в процессе установки медиаэкрана вручную;
- 1 видеопроцессор SACO поддерживает работу всей подсветки небоскреба.
Музей цифрового искусства Мори на острове Одайба
В Японском музее цифрового искусства стерты границы между реальным и интерактивным мирами. Экскурсия — это не чинная прогулка от экспоната к экспонату, которые нельзя трогать, а полное погружение в фантастические интерактивные миры.
Музей цифрового искусства Мори в цифрах:
- 10 000 кв. м темных лабиринтов;
- 50 световых инсталляций;
- 470 проекторов;
- 520 компьютеров.
Экспонаты изменяются, общаются с посетителями (например, убегают от гостей или следуют за ними) и друг другом, реагируют на прикосновения.
Интерактивный проект представлен пятью зонами: «Лес ламп», «Лес легкой атлетики», «Парк будущего», «Безграничный мир» и «Чайный домик».
«Лес ламп» — это зеркальный зал с сотнями светильников, подвешенных под потолком. Когда человек заходит, свет перескакивает от лампы к лампе, как живой огонь. Он отражается в зеркалах, и в какой-то момент стирается граница реального мира и зазеркалья.
«Лес легкой атлетики» — интерактивная зона, в которой люди прыгают на батуте, лазают в веревочном парке, гуляют по бамбуковой роще или покоряют скалодром.
«Парк будущего» — интерактивная зона с огромным проекционным аквариумом, населенным цифровыми рыбками. Дети могут рисовать, раскрашивать, а после сканировать свои картинки и оживлять собственные творения. Рыбки, нарисованные посетителями, пускаются в плавание по аквариуму. Они реагируют на прикосновения, ускользают, если кто-то пытается их ловить, устремляются к пакету с едой, как только посетители трогают его руками.
В одном из залов «Парка будущего» живут интерактивные человечки, прямо на столе. Если поставить на столешницу сумку или опереться ладонью, то можно наблюдать, как человечки карабкаются и стараются преодолеть препятствие.
«Безграничный мир» — зона, посвященная природе и временам года. Посетители отдыхают на холмах, медитируют на цифровой водопад, любуются гигантскими бутонами, следят за лягушками, ящерицами и насекомыми. Интерактивная живность бегает под ногами, нужно быть осторожнее, чтобы не раздавить.
«Чайный домик» — зона, где можно отдохнуть и выпить чаю. Как только официант принесет чашку, в ней и на столешнице распустятся интерактивные цветы.
дизайнер интерактивных медиа
профессия| 8 месяцев
дизайнер интерактивных медиа
Творите дизайнерскую магию: световые инсталляции, интерактивные объекты, мультимедийные презентации. Не в теории, а на практике
научиться
Эминем устроил кровавое шоу в дополненной реальности
На одном из своих концертов Эминем использовал AR-технологии, чтобы проучить фанатов, которые во время выступления увлечены смартфонами.
Зрителям на фестивале Coachella предложили запустить приложение, которое показало в дополненной реальности гигантскую виртуальную фигуру рэп-исполнителя, а после — маску из фильма ужасов. Гигантский нож и бензопила искромсали людей, стоявших в первых рядах. Виртуально, конечно. Затем возник флаг США, а в небо взлетели ракеты с ядерными боеголовками. Тоже в дополненной реальности. Те, у кого не было смартфонов, ничего не увидели.
Преобразование воды в энергию для фестиваля «Старая Рига»
Компания Luna Park разработала и воплотила проект, который рассказывал об истории Латвэнерго и символическом значении энергии для всей страны. Центральная метафора проекта — преобразование воды в энергию.
Мультимедийное искусство воплощала в жизнь целая команда. Luna Park подготовили идею, сценарий, арт-дирекшен, программирование интерактивной механики. Команда занималась также продюсированием и контролем подрядчиков, монтажа. Нашли CG-специалистов (3D-графика, рендер), звукорежиссера, специалистов по техническому обеспечению площадки.
Проект сделали за пять месяцев.
В кадре вода врывается в турбинный отсек и раскручивает турбину. Выглядит красиво и реалистично, это работа специалиста по симуляции жидкости.
Разработчик компании Luna Park Миша Григорьев создал абстрактную генеративную воду. Зрители управляли этими потоками. Для этого перед зданием установили пульт с сенсорами.
Празднование годовщины завоевания Стамбула Османской империей
29 мая 2021 года прошло празднование годовщины завоевания Стамбула Османской (Оттоманской) империей. Автор проекта — Денис Астахов, основатель студии Avocado Toast и сооснователь проектного бюро Banana Bread.
Шоу с дронами, музыкой, световыми эффектами рассказывало историю, знакомую всем жителям Стамбула. О смене времен, падении Византийской империи и зарождении Оттоманской. К осаде Константинополя готовились два года. А заняла она 40 дней. Оттоманы чувствовали время для выжидания и атак лучше противника, а потому смогли победить и войти в город.
Время в шоу стало важным символом: сцена, превратившаяся в огромные солнечные часы, когда в истории шла речь о Византийской империи, и песочные часы, сформированные дронами, — как символ того, что время утекает.
Фигуры из дронов 160 м в высоту были видны с обоих берегов Босфорского залива. И зрители, которым не удалось присутствовать вживую, могли наблюдать за дронами из окон.
Читайте также:
Анна Дмитриева: «Как во время учебы я основала студию интерактивного дизайна»
Технопоэзия Дана Росегарде в Нидерландах
Мультимедийный проект от художника Дана Росегарде в Гронингенском музее позволял участникам рисовать светом на полу, купаться во флуоресцентной пыли — в общем, всячески взаимодействовать с экспонатами. Чтобы повлиять на то, как выставка выглядит, люди могли лежать на полу, прикасаться к экспонатам, принимать разные позы. «Следы» участников выставки быстро исчезали, поэтому новые посетители приходили в чистое пространство.
Дан Росегарде называет свое искусство технопоэзией, с помощью которой он затрагивает вопросы изменения климата, воздействия человека на планету.
Что происходило на выставке? В первом помещении голубая полоска света словно сканировала пространство — и на участках, до которых дотрагивались люди, оставались отпечатки теней. Во втором — вспышка, и на полу, стенах появлялись фотографии силуэтов участников выставки. В третьем — пространство, напоминающее светящееся планктоном море. По полу рассыпана флуоресцентная пыль, в которой можно было дурачиться. В четвертом — огромные светящиеся шары, на которых оставались отпечатки от прикосновений. В пятом — прозрачные шары на темной поверхности. Когда человек задевал шар, он катился, оставляя светящиеся следы.
Выставку посетили около 180 000 человек.
Экспозиция получила несколько наград: Award of Merit 2020 AZ Award, 2019 LIT Lighting Design Award и 2020 Digital Dozen Storytelling Award New York.
Фестиваль «Чудо света» в Санкт-Петербурге
6 декабря 2021 года мультимедийное шоу «Чудо света» прошло в онлайн-формате в связи с пандемией. Событие было посвящено 800-летию князя Александра Невского. Трансляцию смогли увидеть жители более 160 стран. Общий охват только российской онлайн-аудитории — около 15 миллионов человек.
Для световизуального шоу использовали инсталляции протяженностью более 1 км, закрепленные на исторических стенах Петропавловской крепости. Шоу попало в книгу рекордов России как самая длинная световая проекция. Силуэты Петропавловской крепости послужили экраном, на котором развернулась история всей страны.
Композицию создавали с учетом географических и архитектурных особенностей. На фасад крепости не так просто было фиксировать элементы инсталляции. Стены Петропавловской крепости сначала оцифровали, перевели в электронную модель. На нее наносили графику. Для отрисовки всех картин пригласили 30 художников. Работа заняла несколько месяцев. Над некоторыми сценами работала нейросеть. И только после этого цифровые полотна вывели на стены.
Общий световой поток проекции — 1 600 000 люменов, что по яркости близко к 500 экранов кинотеатров. Для освещения 2 км стен использовали около 100 проекторов.
Видеоконтент отразил связь времен: от становления Санкт-Петербурга до его настоящего, устремленного в будущее. Над историческими персонажами и событиями работали художники по свету, компьютерные дизайнеры, специалисты анимации, 3D-графики, цифровые художники.
Инсталляция JEM для миксования треков в Австралии
Студия Eness из Австралии создала инсталляцию JEM, чтобы привлечь людей в новый район Брисбена.
С инсталляцией JEM прохожие могут самостоятельно создавать музыку, даже если они раньше этого никогда не делали. Чтобы замиксовать собственный классный трек, нужно зайти внутрь «клетки», которая переливается LED-диодами, и танцевать. Электронные треки подстраиваются под движения людей.
Чтобы понизить звуковой тон, можно пройти вглубь. Или лечь на пуфик, устроиться в гамаке и наблюдать за изменениями ритмов музыки, подсветки.
Социальный мультимедийный проект в Чикаго Most Dangerous Street
В 2019 году в Чикаго реализовали социальный медиапроект Most Dangerous Street, призванный решить важные задачи:
- донести серьезность закона безопасности;
- сообщить о локациях с высоким уровнем насилия при использовании огнестрельного оружия;
- повысить безопасность жителей Чикаго.
Интерактивная инсталляция показала последствия использования оружия, знакомила со статистикой и реальными случаями из жизни. Люди познакомились с историями 38 местных жителей, которые стали жертвами.
Как это было отображено: переулок заполнили 38 пересекающихся лазерных лучей, по одному на каждого убитого. При прерывании луча срабатывал оптический сенсор, после чего на стенах были спроецированы данные о человеке: его возраст, пол, дата и время несчастного случая.
Реализован он был агентством FCB в коллаборации с UNIT9. Инсталляцию установили при содействии Совета Иллинойса по борьбе с насилием с применением огнестрельного оружия (ICHV).
Выставка шедевров искусственного интеллекта в Пекине
С сентября 2020 года по январь 2021 года в Пекине была открыта выставка Animistic Imagery. Компания Moment Factory оживила экспозицию, чтобы продемонстрировать симбиотические связи между людьми, искусством и искусственным интеллектом.
Посетители выставки познакомились с Даффи, художницей искусственного интеллекта. Каждый гость стал музой для ИИ: видеопроекции, интерактивные технологии оживили и сделали ее особенной для каждого участника.
ИИ фиксировал движения людей в режиме реального времени. Результат работы Даффи — серия шедевров современного искусства, основанных на коллекции архетипических образов жизни на планете и цветов.
Выставка проходила при сотрудничестве лаборатории центра современного искусства UCCA и Baidu — искусственного интеллекта и поисковика на китайском языке.
Удивительные инсталяции создают и студенты Contented. Например, Полина Ховрачева приняла участие в хакатоне со своей световой инсталяцией. Узнать больше о практике в интерактивном дизайне можно в статье.
Бонус
Вебинар с Ильей Рыжковым, куратором курса «Дизайнер интерактивных медиа», креативным директором студии LUNA PARK.
Вы узнаете:
- что такое дизайн интерактивных медиа и где он нужен;
- почему он становится все более востребованным;
- какие задачи решают медиа-дизайнеры и с какими инструментами работают;
- как начать свой путь в профессии и построить карьеру;
- сколько вы сможете зарабатывать.
профессия дизайнер интерактивных медиа
профессия дизайнер интерактивных медиа
Станьте генератором идей и творцом, для которого мультимедийные технологии — главный инструмент. Вы научитесь создавать интерактивные объекты, лазерные шоу, световые инсталляции, погрузившись в дизайн-среду
Научиться