обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Значение белого цвета и его влияние на дизайн

Значение белого цвета и его влияние на дизайн
17 апреля, 2024
8 мин

Белый — один из самых неоднозначных цветов. Кто-то разделяет его минимализм, а кто-то не принимает за отсутствие цветовой наполненности. В статье рассказываем о значении белого цвета в культуре, психологии и дизайне.

Что такое белый цвет

В техническом смысле белый является больше светом, а не цветом. Именно поэтому он классифицируется как ахроматический или же не представленный в цветовом кругу вместе с черным и множеством оттенков серого. 

Белый цвет — ахроматический
Изображение белого цвета. Источник

Белый цвет — это сумма всех цветов, что позволяет назвать его «самым сильным» из всех видимых нами. Он формируется за счет слияния всех длин волн, воплощая в себе все цвета одновременно. Именно поэтому чистый цвет редко встречается в природе.

Белый получается путем смешения спектральных цветов: красного, зеленого и синего, — что применяется, например, в телевизионных экранах. 

Преломление белого
Белый цвет пропускается через призму. Источник

Белый цвет в искусстве

Белая краска входит в число первых, которые научился изготавливать человек. Древние художники использовали различные материалы в качестве белого пигмента, включая мел, белую глину и толченые ракушки. Из-за того, что мел легко дробить, его использовали не только как краску для наскальной живописи, но и как материал для создания гигантских произведений искусства. 

В 10 веке до нашей эры таким образом создали Уффингтонскую белую лошадь — произведение искусства, имеющее длину 110 метров. Для этого художники заполнили траншеи молотым мелом. Для реализации этого проекта мастера приложили огромные усилия: они выкапывали траншеи, заполняли их мелом и тщательно следили, чтобы фигура не заросла зеленой травой со временем.

Уффингтонская белая лошадь
Уффингтонская белая лошадь. Источник

Тем временем в древнеегипетском искусстве наибольшую значимость имели следующие цвета: белый, синий, желтый или золотой, зеленый, черный и красный. Белый цвет часто использовался художниками для создания священных образов и воспринимался населением как символ возрождения и чистоты.

Белый в Египте — символ возрождения
Реставрационная работа оригинальных цветов и узоров в древнеегипетском храме. Источник

На древнегреческих фресках белый цвет использовался для изображения атмосферы или фона. 

Белый в качестве фона на саркофаге
Сцена симпосия. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика». 5 век до н.э. Археологический музей Пестума. Источник

В христианской иконописи белый цвет играет важную роль в воплощении света Преображения. При создании религиозных икон все слои наносились от темного к светлому, поэтому последний штрих на портрете был всегда белым. Эти кистевые движения, известные как «движки», придают лицу живость и символизируют божественный свет, проникающий сквозь образ. 

Механику «движков» также используют для создания морщин на лице и для передачи световых отблесков.

Белый был завершающим этапом для передачи световых акцентов
«Св. Борис и Глеб». Конец 13 в. Музей русского искусства, Киев. Источник

Художники эпохи Возрождения прибегали к использованию свинцовой белилки, которая отличалась плотной текстурой и самым насыщенным оттенком среди всех белых пигментов. В их арсенале также были другие виды белых красителей, например гипс и мел.

В Средневековье использовали белилку
Андреа Мантенья. «Святой Себастьян». 1480. Лувр. Источник

Художники особенно любили свинцовые белила из-за их высокой способности к окрашиванию, стойкости к свету, доступной цены и оттенков, которые они создают. Преимуществ было так много, что художников даже не смущало влияние на здоровье. 

В XIX веке мастера начали постепенно уходить от свинцовых белил и использовать более безопасные цинковые белила. Однако у них был минус — они имели менее интенсивный окрас. Поэтому с того момента белый цвет на картинах становится менее насыщенным и уходит в серый. 

Это хорошо заметно в работе «Последний перевал» Василия Верещагина: белый снег приобретает серые, свинцовые оттенки. 

Белый — основа для некоторых картин
В.В. Верещагин. «Последний перевал». 1894. Источник

Поэтому картины следующих художников, например импрессионистов, были в более сдержанных цветах, где белый цвет разбивался на всевозможные цвета спектра. При этом отражения и тени становились разноцветными только благодаря использованию основных и дополнительных оттенков.

В 20 веке в теории цвета Василий Кандинский описал белый таким образом: «Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое — это Ничто, которое юно, или, еще точнее, — это ничто доначальное, до рождения сущее».

Эту философию перенял Казимир Малевич и рисовал на белом фоне, чтобы очистить пространство от лишнего. Так появилась картина «Белый квадрат на белом» в 1918 году. 

Малевич использовал несколько оттенков белого
Казимир Малевич. «Белое на белом». 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства. Источник

Современные художники используют белый цвет для поддержания эмоциональной глубины, символизма и визуального воздействия. Например, Роберт Райман — американский художник, который получил популярность за счет монохромных работ, включающих белый цвет в качестве основного элемента.

Райман сделал белый основой картин
Роберт Райман. «Мост». 1980. Источник

Как воспринимается белый цвет в психологии: примеры брендов

Чаще всего белый цвет создает впечатление чистого, нежного и невинного, поэтому его назвали цветом мира. Хороший пример — белый флаг, который в зависимости от контекста может значить разное: в одном случае капитуляцию, в другом — просьбу о помощи. 

Оттенки белого
Цвета из палитры Pantone: Bright White, Tofu, Buttercream, Sugar Swizzle, Coconut Milk, Sea Salt. Источник

Общая характеристика, которую дают психологи этому цвету, следующая: 

Люди, которые любят белыйЛюди, которые не любят белый
Уверенные Скромные
МудрыеТерпеливые
ПостоянныеПредсказуемые
КоммуникабельныеМатериалисты
ТалантливыеНе стремятся к совершенству 
Системные

В маркетинге белый цвет помогает подчеркнуть безопасность и свежесть продукта, что вызывает доверие у потребителей. Разные компании используют его из-за простоты и универсальности. 

Adidas

Логотип с тремя полосками символизирует личностный и карьерный рост, преодоление трудностей. Белый здесь указывает на то, что в спорте важны не только практичность, но и уникальность, эстетика. 

Логотип Adidas
Логотип Adidas. Источник

Dove

Название бренда переводится как «голубь». Этот символ ассоциируется с миром, процветанием и добротой. Белый цвет прекрасно вписался в их концепцию, добавляя нежности, шелковистости и комфорта.

Логотип Dove
Логотип Dove. Источник

Michelin

Логотип с человеком-облаком появился у Michelin в 1898 году. Это один из старейших известных товарных маскотов. Белый цвет «человека-мишлена» олицетворяет добродушного героя, готового всегда прийти на помощь и вызывающего доверие.

Логотип Michelin
Логотип Michelin. Источник

Белый цвет в культуре

В общественной культуре белый считался цветом политических движений и символом женского протеста. Именно он был рекомендован протестующим женщинам для ношения во время массовых феминистских акций. Например, на митинге в лондонском Гайд-парке в 1908 году, который считается ключевым событием в истории борьбы женщин за свои права, присутствовало около 300 тысяч участниц, большинство из которых были одеты в белоснежные наряды и пиджаки. 

Суфражистки считали, что этот чистый цвет придаст им веса в глазах мужчин-оппонентов и заставит тех поверить в то, что их требования и мотивы настолько же чисты, как и белая ткань.

Суфражистки использовали белый цвет
Демонстрация суфражисток. 1908. Источник

Как и с чем сочетать белый цвет в дизайне

В веб-дизайне белый цвет используется для создания пространства. А еще он упрощает восприятие информации пользователем и образует оптимальный контраст. 

Именно поэтому белый цвет в дизайне:

  • станет хорошим фоном для создания акцента на содержании и создаст высокий контраст для призыва к действию;
  • поможет создать объемное пространство и добавит «воздуха» на сайте, так как человек воспринимает белые объекты бо́льшими, чем они есть на самом деле.

Для достижения этих целей можно использовать следующие оттенки: 

Цвет HEXRGB
Bright White#FDFEFFRGB (253, 254, 255)
Tofu#E8DDCERGB(0,141,155)
Buttercream#f0e3ceRGB(239, 225, 206)
Sugar Swizzle#f4eee8RGB(243, 237, 233)
Coconut Milk#EFE5D8RGB(239, 229, 216)
Sea Salt#cdd2caRGB(214, 226, 230)

Если говорить о дизайне интерьера, то белый цвет — один из самых требовательных оттенков, который иногда сложно комбинировать с другими. Но главное его преимущество — способность визуально увеличивать пространство. 

Есть ряд цветов и оттенков, с которыми можно сочетать белый.

С зеленым

Органичное сочетание, которое можно легко ассоциировать не только с экологическим стилем, но и с провансом или кантри. Иногда такой дуэт используется для создания ретроатмосферы.

Сочетание зеленого и белого
Минималистичное оформление гостиной в зеленый и белый оттенки. Источник

С кремовым

Такое сочетание создает легкий, уютный и нежный интерьер. Это идеальный выбор для помещений, ориентированных на южную сторону и нуждающихся в визуальном освежении.

Сочетание белого и кремового
Кухня на солнечной стороне в оттенках белого и кремового. Источник

С оранжевым 

Контрастное сочетание, которое подойдет для декорирования кухонь и ванных комнат. Оранжевый цвет можно использовать для одной стены или ее части, в узорах и рисунках, а также в шторах. Белый цвет помогает сгладить яркость и динамичность ярких оттенков, придавая им уравновешенность и спокойствие.

Сочетание белого и оранжевого
Сочетание оранжевого и белого в интерьере гостиной. Источник

Главное о белом цвете

  1. Белый является ахроматическим цветом. Это сумма всех цветов, что позволяет назвать его «самым сильным» из всех видимых нами. 
  2. В маркетинге он используется, чтобы подчеркнуть безопасность и свежесть продукта, что вызывает доверие у потребителей. 
  3. Белый воспринимается в культуре как чистый, нежный и невинный, поэтому его назвали цветом мира. Хороший пример — белый флаг, который в зависимости от контекста может значить разное: в одном случае капитуляцию, в другом — просьбу о помощи. 
  4. В дизайне белый цвет используется для увеличения пространства. А еще он упрощает восприятие информации пользователем и образует оптимальный контраст. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент