пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Илья Репин: мастер портрета и художник эмоций

Илья Репин: мастер портрета и художник эмоций
17 февраля, 2025
11 мин

Илья Репин был художником-портретистом, который изображал эмоции своих героев: радость, боль, страх, удивление. Он обращался к быту крестьянской жизни, событиям дореволюционной России и историям из своих путешествий. В статье посмотрим на десять картин художника, где герои и их переживания стоят на первом месте.

От топографии к учебе в Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в селе Чугуеве Днепропетровской области. Его отец Ефим занимался перегоном лошадиных табунов на продажу, а мать Татьяна управляла школой для крестьянских детей. 

Краски в доме Репиных появились благодаря двоюродному брату Ильи, Трофиму Чаплыгину. Репин внимательно наблюдал за тем, как брат рисует акварелью. В своей автобиографической книге «Далекое близкое» он рассказал о том, как его поразили возможности красок. Трофим писал акварелью арбуз и буквально оживил его: добавил мякоть, а потом семечки.

В 11 лет Репин поступил в школу топографов. Его ждала карьера составителя карт и планов местности, но через два года школу закрыли. Репин устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к Ивану Бунакову. У него он учился портретному мастерству. 

В 16 лет Репин работал с кочевой артелью иконописцев. Там он оттачивал навыки портретной живописи и изображения эмоций. В своей карьере он несколько раз возвращался к библейским сюжетам. К примеру, во время жизни в витебском имении Здравнево написал иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Господь в терновом венце».

В 1860-х Репин оставляет кочевую артель и приезжает в Санкт-Петербургскую академию художеств. С первого раза он в учебное заведение не поступил и пошел в подготовительную вечернюю школу художника Ивана Крамского.

Со второго раза Репин все же поступил в Академию художеств, учился там восемь лет и завел много друзей среди художников. В студенческие годы он много рисовал, потому что всегда остро стоял вопрос о деньгах. К концу обучения Илья Ефимович так отточил свое мастерство, что получил золотую медаль Академии и право на шесть лет стажировки за границей за выпускную картину «Воскрешение дочери Иаира».

Сюжет картины взят из Евангелия: дочь начальника синагоги Иаира умерла, и в его дом пришел Иисус, который ее воскрешает. 

Воскрешение дочери
Воскресение дочери Иаира. Источник

Творческий язык Репина наконец оформился: на полотне он фиксировал момент, когда человеческие чувства максимально сильны, наполнял сцену драматизмом или радостью и оставлял зрителя один на один с эмоциями персонажей. На его картинах встречается людская толпа, которая не всегда смотрит прямо: кто-то стоит полубоком, сидит спиной или стоит на заднем плане, и лица его не видно. Но все участники действия создают настроение: они любят, переживают, сомневаются и принимают решения, и оттого картина живет, а не застывает на стене.

Как Репин делал свои полотна динамичными и эмоциональными

Репин погружался во внутренний мир каждого героя. Он точно понимал, что переживает его персонаж, и с помощью реализма переносил это состояние на холст. Он много наблюдал за людьми вокруг: за их походкой, жестами и мимикой. Эти знания он систематизировал в набросках, а потом расширял на полотна. Он не приукрашивал лица и тела, а писал все так, как видел в реальности. Посмотрим на десять знаковых картин в творчестве художника, которые максимально точно отражают его стиль.

«Бурлаки на Волге». 1870–1873

Картина Бурлаки на Волге
Бурлаки тянут корабль. Источник

До поездки в Европу Репин много времени проводил на Волге за этюдами. Там он наблюдал за бурлаками, но все же первая встреча с ними произошла на Неве в 1869 году. Ориентиром композиции стала картина «Тройка» Василия Перова. Ее главные герои — дети, которые из последних сил тянут обледенелую бочку с водой.

Мальчики тянут груз
«Тройка», 1866. Источник

Картину Репину заказал великий князь Владимир Александрович, который занимал пост вице-президента Императорской академии художеств. На одной из выставок он увидел этюды бурлаков и попросил масштабное полотно. В перерывах между другими выставками «Бурлаки» висели в бильярдной князя. 

Репин строил путь бурлаков через бурелом и ставил их рядом с счастливыми дачниками на прогулке, но в итоге остановился на версии, где бурлаки — центральные герои. Художник никого не выделил и оставил для зрителя много свободы. С одной стороны картины находятся бурлаки, с их сложным трудом, уставшими лицами и непростой жизнью, а с другой — зритель, который сам для себя решает, кто вожак, о чем они думают, у кого еще остались силы, а кто скоро упадет.

«Садко». 1876 

Картина Садко
Садко смотрит на невест, которых ему предлагает морской владыка. Источник

В своих путешествиях по Европе Репин погружается в мировые художественные стили. Он препарирует их очень тщательно, а что-то даже критикует: например, роспись Микеланджело в Сикстинской капелле кажется ему «грубоватой».

«Садко» — картина, в которой Репин как бы говорит: «Не нужно мне ничего заморского, только с земли Русской». Морской царь предлагает гусляру Садко лучших девушек со всего света, но тот терпеливо ждет русскую Чернавушку, с которой потом вернется домой в Новгород. Чернавушка у Репина — русское искусство, которое ему ближе любого другого. 

Критик Владимир Стасов помогал Репину с этим полотном: присылал ему рисунки рыб, подводных растений и костюмов разных эпох. Чтобы морская композиция была реалистичной, художник ходил в парижский океанариум и наблюдал за его жизнью. Самого Садко Репин рисовал с Виктора Васнецова, который тогда гостил в Париже. 

«Негритянка». 1876

позирующая негритянка
Девушка позирует Репину. Источник

В Риме Репин посетил мастерскую испанского художника-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсаля. Ориенталисты изображали в своих картинах стиль Востока, на тот момент экзотичный для европейских галерей. Мариано Фортуни-и-Марсаль оформил свою студию в восточноафриканском стиле, и Репин вдохновился этими мотивами.

арабская фантазия
«Арабская фантазия», 1867. Автор: Мариано Фортуни-и-Марсаль. Источник

О героине картины Репина ничего не известно, так же как и об обстоятельствах ее создания. «Негритянка» — его эксперимент ориентализма в период европейской стажировки.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880–1891

запорожцы пишут письмо турецкому султану
Герои картины пишут письмо. Источник

Репин снова показал свой талант к групповым портретам. В основе картины — сюжет о запорожцах, которые пишут султану Махмуду IV письмо-отказ от подчинения. Герои придумывают дерзкие шутки, пишут их на бумагу, а в процессе смеются над ними. Подтвердить или опровергнуть подлинность этой истории нельзя — оригинал письма не сохранился. Но легенду эту рассказал художнику историк Николай Костомаров в Абрамцеве, когда гостил у хозяев имения. 

Он же разработал для Репина специальный маршрут по Запорожью, где художник изучал быт и характер жителей. Масштаб работы был так велик, что под конец полотна у Репина сильно болела правая рука и он учился писать левой. 

эскиз картины
Набросок полотна. Источник

«Портрет Модеста Мусоргского». 1881

Мусоргский
Композитор глазами Репина. Источник

Мистические теории ходили вокруг портретов Репина: многие модели умирали через некоторое время. В списке писатель и драматург Алексей Писемский, врач Николай Пирогов, пианистка Луиза Мерси д’Аржанто, политик Петр Столыпин и композитор Модест Мусоргский. 

Портрет последнего Репин писал в лечебнице: композитор безуспешно боролся с циррозом печени и умер через несколько дней после того, как художник закончил работу. Заказал портрет коллекционер Павел Третьяков, а свой гонорар за него Репин пожертвовал на памятник композитору.

Болезненная краснота лица Мусоргского плавно переходит в красные детали халата. Но глаза его болезнь не тронула, и он смотрит куда-то вбок, будто придумывает новую мелодию и вот-вот перенесет ее на бумагу. 

«Не ждали». 1884–1888

Картина Не ждали
Ссыльный возвращается с каторги. Источник

В 1881 году императора Александра II убили революционеры, после чего последовали казни участников заговора. Репин вдохновился этими событиями и написал сцену возвращения народовольца из ссылки домой в период амнистии Александра III в 1883 году. Репин отсылает образ революционера к мученику Христу с «Явления Мессии» Александра Иванова.

Пришествие Бога
Народ видит пришествие Христа. Источник

Репин подбирал настроение героя: сначала сделал его уверенным и довольным своей свободой, но в финальном варианте ссыльный утомлен каторгой и не знает, что делать дальше по жизни. Семья тоже в замешательстве: она много лет не видела его, и теперь они познакомятся заново.

У картины была первая версия, на которой вместо революционера в комнату входила курсистка, которую другие герои тоже «не ждали». На обеих картинах изображены комнаты дачи Репина в Мышкине.

Возвращение курсистки
Курсистка приходит домой. Источник

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885

Иван держит голову сына
Отец держит истекающего кровью сына. Источник

В 1882 году Репин возвращался с концерта Римского-Корсакова, где услышал сюиту «Антар». Темы этого произведения — любовь, власть и месть — вдохновили художника на новый сюжет об убийстве Иваном Грозным своего сына. Царь заподозрил его в предательстве и в порыве гнева ударил царевича острием посоха. На картине запечатлен момент, когда отец понял свой поступок, но уже ничего не может вернуть назад и держит на руках сына, который скоро умрет.

Полотно влекло к себе вандалов: в 1913 году иконописец Абрам Балашов ударил лицо царя ножом, а в 2018 году пострадала уже фигура царевича.

«Хирург Евгений Васильевич Павлов в операционном зале». 1888

студенты медицинского вуза
Сцена в операционной. Источник

Светлая и живая картина прямо из операционной хирурга Евгения Павлова в больнице Александровской общины сестер милосердия в Петербурге. Евгений Васильевич был другом семьи Репиных, а их дочь, Надежда, проходила у Павлова хирургическую практику. 

Особое внимание художник уделил колористике: стерильное голубое помещение с вихрем белых халатов, большими окнами и сосредоточенными лицами персонала.

Репин вдохновился медицинскими картинами Рембрандта «Урок анатомии доктора Деннера» и «Анатомия доктора Тульпа». В конце ХIХ века российская хирургия переживала подъем: врачи проводили публичные операции, пробовали новые методы лечения, в их арсенале появились наркоз, местная анестезия, переливание крови, зажимы и жгуты. Репин любил врачей и часто писал их портреты, но за работой запечатлел только Евгения Павлова.

портрет врача
Фрагмент картины «Урок анатомии доктора Деннера». Большая часть картины утрачена при пожаре в 1723 году. Источник

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». 1903

заседание в Мариинском театре
Заседание в Мариинском дворце. Источник

За 16 лет до окончательного свержения монархии в России Репин начинает важный госзаказ: он пишет сцену заседания Государственного совета к его 100-летнему юбилею. Дедлайн полотна размером 4×9 метров датировался тремя годами. Из-за проблем с правой рукой Репин пригласил к работе своих учеников — Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. 

Репин был на этом заседании, делал эскизы и снимки на фотоаппарат «Кодак». На картину художник поместил более 80 фигур, 48 из них он писал с натуры прямо на на тех местах, где они по задумке располагались на холсте.

«17 октября 1905 года». 1907

революционная толпа
Толпа революции. Источник

Репин радовался Манифесту «Об усовершенствовании высочайшего порядка» от 17 октября 1905 года, с которого начались демократические реформы в России. Он учреждал парламент, официально разрешал свободу слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности. 

На картине Репин показал шествие таких же радостных, как и он, людей на Невском проспекте. Он добавил толпе яркость через главный революционный цвет — красный. Художник изобразил в шествии своих друзей: актрису Лидию Яворскую, критика Владимира Стасова, филолога Мстислава Прахова.

портрет Лидии Яворской
Лидия Яворская. Источник
портрет Владимира Стасова
Владимир Стасов. Источник
Илья Репин
Илья Репин. Портрет Мстислава Прахова, 1866. Источник

Главное о творчестве Ильи Репина 

Илья Репин — представитель реализма, который писал картины на социальные темы, исследовал быт крестьян и интеллигенции, рефлексировал над историческими событиями и мировым искусством. Среди работ Репина много портретов, как одиночных, так и групповых. В них он фиксировал человеческие эмоции, состояние героев в моменте. Ему позировали композитор Модест Мусоргский, писатели Лев Толстой и Иван Тургенев, поэт Корней Чуковский. 

Несколько лет Репин вместе с семьей провел на стажировке за границей, в «пенсионерской поездке» от Академии искусств. Он жил в Париже и Риме, изучал работы Микеланджело, Рафаэля, Мане. После возвращения в Россию ему поступали заказы на книжные иллюстрации и групповые портреты для правительства. Репин написал мемуары «Далекое близкое», где сформулировал главный принцип своей работы: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело».

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент