Начало пути
Еще с детства Миядзаки хотел стать мангакой — он много рисовал, делал комиксы и придумывал увлекательные сюжеты. Но, как истинный творческий человек, свое первое произведение сжег, потому что посчитал недостаточно хорошим.
После окончания школы он поступил в университет в Токио, где изучал политику и экономику. Там Миядзаки присоединился к книжному клубу, в котором обсуждали детскую литературу. Тогда он познакомился с большим количеством произведений зарубежных авторов — они повлияли на его дальнейшее творчество.
После университета Хаяо решил развиваться в сфере искусства и устроился работать аниматором в студию Toei Animation. Миядзаки быстро освоил базу и стал продвигаться вверх по карьерной лестнице. Талант сразу заметило руководство студии — они оценили его вклад в аниме «Верные слуги-псы» и черно-белый мультфильм «Космические приключения Гулливера».
Дебют Миядзаки
Путь к дебюту начался с того, что аниматор создал несколько эпизодов для сериала про афериста Люпена III на основе манги Кадзухико Като. Эти серии имели успех, поэтому ему предложили стать режиссером полнометражного фильма. И вот «Люпен III: замок Калиостро» стал дебютной картиной Миядзаки. Причем это был первый аниме-фильм, который представили на Каннском фестивале.
Режиссер сразу же продемонстрировал индивидуальный стиль и поэтому запомнился многим. Он ушел от шаблонного образа афериста и сделал главного героя неуклюжим и забавным. Также убрал эротические фрагменты и сцены жестокости. Большое внимание уделил деталям — проработал экшн и добавил символизма.
У нового прочтения истории про мошенника появилось большое количество поклонников. Один из них — Стивен Спилберг, а отсылки на эту картину есть в других популярных работах, например в «Бэтмене».
Особенности авторского стиля
Главная задача Миядзаки — создать анимационную картину, которая полюбится не только детям, но и взрослым. Поэтому режиссер концентрируется на глубоких темах, погружается в психологизм персонажей, делает отсылки на исторический контекст.
Отсутствие сценария
Одна из фишек — отсутствие сценариев. Сначала Миядзаки продумывает в общих чертах, о чем будет произведение, обращает внимание на образы героев. Поэтому сначала режиссер фантазирует, какими качествами обладает персонаж и что с ним может случиться. Затем берет бумагу и карандаш и делает раскадровку. По ходу работы создает сюжетные повороты и дополнительные истории. Таким образом, сам режиссер до конца не знает, чем закончится его фильм.
Акцент на деталях
Еще особенность Миядзаки — это акцент на деталях. Второй план для режиссера играет важную роль, что заметно в массовых сценах. Так, на заднем фоне люди пьют чай, общаются с продавцами или читают газеты, то есть живут своей обычной жизнью. Благодаря этому мир в фильмах наполнен движением жизни.
Помимо этого, архитектура и интерьеры тоже проработаны. На стенах зданий видны трещины и дефекты, а квартиры максимально обжиты: есть вазы, рамки с картинами, посуда, книги, предметы для уборки, декор.
Внимание к мелочам касается и второстепенных персонажей. Миядзаки создает таких героев, которых невозможно забыть. Например, в «Мой сосед Тоторо» есть Котобус, который перемещается на двенадцати лапах, а в «Унесенных призраками» — бумажные птички, которые преследуют главных героев.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Темы природы и экологии
Также для режиссера важны темы природы и экологии. Миядзаки показывает, как человек губительно влияет на мир. У него природа живая, она умеет грустить и радоваться. С помощью цветовой палитры передается ее настроение. Режиссер использует яркие краски, когда вокруг все цветет. И обращается к темным оттенкам при разрушении окружающей среды.
Детство и взросление
Чаще всего Миядзаки показывает мир глазами детей. Главные герои — это ребята, которые растут, справляются с проблемами и познают, что происходит вокруг. Причем режиссер больше любит обращаться к образам маленьких девочек. Сначала они беззащитны и готовы заплакать по малейшей причине, но позже героини забывают про страх и совершают серьезные подвиги.
Также Миядзаки поднимает проблему потери родителей. Например, в мультфильме «Унесенные призраками» колдунья Юбаба превращает опекунов Тихиро в свиней. Ребенку приходится быстро повзрослеть и стать смелее, чтобы выжить в новой реальности.
Тем временем старость у Миядзаки — это не ужас и страх, а один из этапов жизни. Режиссер показывает, что с возрастом меняются не люди, а только цифры. У взрослых остаются мечты и амбиции. Так, Софи из «Ходячего замка» превращается в старушку, но по-прежнему ощущает себя молодой.
Читайте также:
Подборка мультфильмов с интересной рисовкой для развития насмотренности
Ключевые работы Миядзаки
«Мой сосед Тоторо»
«Мой сосед Тоторо» — трогательная история о детстве. В этой картине нет большого количества драматизма и трагедии. Иногда это аниме называют детским, однако в нем раскрываются темы взросления и страхов.
Миядзаки демонстрирует жизнь ребенка: показывает, как дети справляются с болезнью близкого и опасностями. Режиссер специально выстраивает кадр снизу вверх, чтобы зрители больше прониклись к главной героине.
Также он показывает длительность времени. Экранное время уделено бытовым мелочам и восхищению природой. Это позволяет вспомнить о детстве, в котором дни кажутся длиннее и насыщеннее.
«Принцесса Мононоке»
История в мультфильме «Принцесса Мононоке» разворачивается в средневековой Японии. Аситака хочет спасти деревню от проклятия, которое привело к разрушительной борьбе между природой и человечеством. Вместе с принцессой Мононоке, выросшей среди волков, он пытается спасти мир.
Фильм обращается к темам природы, экологии и жестокости. Причем люди в картине — это не однозначное олицетворение зла. Они тоже несчастны и хотят избавиться от нищеты и происходящего ужаса.
Художественная реализация поражает красотой и детальностью. Так же глубоко проработаны и персонажи. Принцесса Мононоке — самобытная и сильная личность. Ее образ стал символом сопротивления и защиты окружающей среды.
«Ветер крепчает»
Биографии в аниме — не столь популярный жанр. Однако Миядзаки вдохновился историей авиаконструктора Дзиро Хорикоси и создал картину «Ветер крепчает». Режиссер добавил любовную линию и другие фрагменты, которые повлияли на сюжет.
В этой картине Миядзаки не приукрашивает реальность: он рисует жестокий и беспощадный мир. В центре повествования — романтик, который всегда мечтал связать жизнь с небом. Он становится блистательным авиаконструктором, но впоследствии на его самолетах летают камикадзе. Эта история о войне, борьбе с совестью и трагедиях.
Картина строится на контрастах. Сначала зрители видят живописные пейзажи, трогательную любовь, достижение успеха. Но затем краски меняются на темные тона, а мир рушится.
Главное о Миядзаки
- У картин режиссера нет возрастных ограничений. Каждый зритель увидит что-то значимое для себя. Детям понравятся живые персонажи и добрые шутки, а взрослые придут в восторг от философских рассуждений.
- Миядзаки сочетает реальность с фэнтези. Большинство персонажей — это люди с привычными нам проблемами. Они наделены смелостью, состраданием, добротой. Но с ними происходят необычные приключения: герои сталкиваются с проклятиями и магией.
- Режиссер рассказывает просто о сложном. В фильмах Миядзаки раскрываются темы смерти, войны, трудностей взросления.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую