пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

В чем секрет Хаяо Миядзаки и почему он нравится не только детям 

13 мая, 2024
7 мин

Хаяо Миядзаки — один из гениальнейших режиссеров-аниматоров XXI века. Его работы любят даже те, кто не смотрит аниме. В материале разбираемся, как Миядзаки создает новый вид искусства и показывает внутреннюю силу людей. 

Начало пути

Еще с детства Миядзаки хотел стать мангакой — он много рисовал, делал комиксы и придумывал увлекательные сюжеты. Но, как истинный творческий человек, свое первое произведение сжег, потому что посчитал недостаточно хорошим. 

Миядзаки всегда хотел стать мангакой
Хаяо Миядзаки в молодости. Источник

После окончания школы он поступил в университет в Токио, где изучал политику и экономику. Там Миядзаки присоединился к книжному клубу, в котором обсуждали детскую литературу. Тогда он познакомился с большим количеством произведений зарубежных авторов — они повлияли на его дальнейшее творчество. 

После университета Хаяо решил развиваться в сфере искусства и устроился работать аниматором в студию Toei Animation. Миядзаки быстро освоил базу и стал продвигаться вверх по карьерной лестнице. Талант сразу заметило руководство студии — они оценили его вклад в аниме «Верные слуги-псы» и черно-белый мультфильм «Космические приключения Гулливера». 

Первый фильм Миядзаки Верные слуги-псы
Постер к анимационному фильму «Верные слуги-псы». 1963. Источник

Дебют Миядзаки 

Путь к дебюту начался с того, что аниматор создал несколько эпизодов для сериала про афериста Люпена III на основе манги Кадзухико Като. Эти серии имели успех, поэтому ему предложили стать режиссером полнометражного фильма. И вот «Люпен III: замок Калиостро» стал дебютной картиной Миядзаки. Причем это был первый аниме-фильм, который представили на Каннском фестивале. 

Режиссер сразу же продемонстрировал индивидуальный стиль и поэтому запомнился многим. Он ушел от шаблонного образа афериста и сделал главного героя неуклюжим и забавным. Также убрал эротические фрагменты и сцены жестокости. Большое внимание уделил деталям — проработал экшн и добавил символизма. 

У нового прочтения истории про мошенника появилось большое количество поклонников. Один из них — Стивен Спилберг, а отсылки на эту картину есть в других популярных работах, например в «Бэтмене».

Люпен 3: Замок Калиостро
Постер к анимационному фильму «Люпен III: замок Калиостро». 1979. Источник

Особенности авторского стиля 

Главная задача Миядзаки — создать анимационную картину, которая полюбится не только детям, но и взрослым. Поэтому режиссер концентрируется на глубоких темах, погружается в психологизм персонажей, делает отсылки на исторический контекст. 

Отсутствие сценария 

Одна из фишек — отсутствие сценариев. Сначала Миядзаки продумывает в общих чертах, о чем будет произведение, обращает внимание на образы героев. Поэтому сначала режиссер фантазирует, какими качествами обладает персонаж и что с ним может случиться. Затем берет бумагу и карандаш и делает раскадровку. По ходу работы создает сюжетные повороты и дополнительные истории. Таким образом, сам режиссер до конца не знает, чем закончится его фильм. 

Миядзаки не прописывает сценарий
Хаяо Миядзаки работает над новым аниме. Источник

Акцент на деталях 

Еще особенность Миядзаки — это акцент на деталях. Второй план для режиссера играет важную роль, что заметно в массовых сценах. Так, на заднем фоне люди пьют чай, общаются с продавцами или читают газеты, то есть живут своей обычной жизнью. Благодаря этому мир в фильмах наполнен движением жизни.

Помимо этого, архитектура и интерьеры тоже проработаны. На стенах зданий видны трещины и дефекты, а квартиры максимально обжиты: есть вазы, рамки с картинами, посуда, книги, предметы для уборки, декор. 

Кадр из фильма «Ходячий замок»
Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004. Источник

Внимание к мелочам касается и второстепенных персонажей. Миядзаки создает таких героев, которых невозможно забыть. Например, в «Мой сосед Тоторо» есть Котобус, который перемещается на двенадцати лапах, а в «Унесенных призраками» — бумажные птички, которые преследуют главных героев. 

Унесенные призраками
Кадр из фильма Миядзаки «Унесенные призраками». 2001. Источник

Темы природы и экологии

Также для режиссера важны темы природы и экологии. Миядзаки показывает, как человек губительно влияет на мир. У него природа живая, она умеет грустить и радоваться. С помощью цветовой палитры передается ее настроение. Режиссер использует яркие краски, когда вокруг все цветет. И обращается к темным оттенкам при разрушении окружающей среды. 

Навсикая из долины ветров
Кадр из фильма «Навсикая из долины ветров». 1984. Источник

Детство и взросление

Чаще всего Миядзаки показывает мир глазами детей. Главные герои — это ребята, которые растут, справляются с проблемами и познают, что происходит вокруг. Причем режиссер больше любит обращаться к образам маленьких девочек. Сначала они беззащитны и готовы заплакать по малейшей причине, но позже героини забывают про страх и совершают серьезные подвиги.

Также Миядзаки поднимает проблему потери родителей. Например, в мультфильме «Унесенные призраками» колдунья Юбаба превращает опекунов Тихиро в свиней. Ребенку приходится быстро повзрослеть и стать смелее, чтобы выжить в новой реальности. 

Тем временем старость у Миядзаки — это не ужас и страх, а один из этапов жизни. Режиссер показывает, что с возрастом меняются не люди, а только цифры. У взрослых остаются мечты и амбиции. Так, Софи из «Ходячего замка» превращается в старушку, но по-прежнему ощущает себя молодой. 

Софи из Ходячий замок Хаула
Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004. Источник

Ключевые работы Миядзаки

«Мой сосед Тоторо» 

«Мой сосед Тоторо» — трогательная история о детстве. В этой картине нет большого количества драматизма и трагедии. Иногда это аниме называют детским, однако в нем раскрываются темы взросления и страхов. 

Миядзаки демонстрирует жизнь ребенка: показывает, как дети справляются с болезнью близкого и опасностями. Режиссер специально выстраивает кадр снизу вверх, чтобы зрители больше прониклись к главной героине. 

Также он показывает длительность времени. Экранное время уделено бытовым мелочам и восхищению природой. Это позволяет вспомнить о детстве, в котором дни кажутся длиннее и насыщеннее. 

Мой сосед Тоторо
Кадр из фильма Миядзаки «Мой сосед Тоторо». 1988. Источник 

«Принцесса Мононоке» 

История в мультфильме «Принцесса Мононоке» разворачивается в средневековой Японии. Аситака хочет спасти деревню от проклятия, которое привело к разрушительной борьбе между природой и человечеством. Вместе с принцессой Мононоке, выросшей среди волков, он пытается спасти мир.

Фильм обращается к темам природы, экологии и жестокости. Причем люди в картине — это не однозначное олицетворение зла. Они тоже несчастны и хотят избавиться от нищеты и происходящего ужаса. 

Художественная реализация поражает красотой и детальностью. Так же глубоко проработаны и персонажи. Принцесса Мононоке — самобытная и сильная личность. Ее образ стал символом сопротивления и защиты окружающей среды.

Принцесса Мононоке
Кадр из фильма Миядзаки «Принцесса Мононоке». 1997. Источник 

«Ветер крепчает»

Биографии в аниме — не столь популярный жанр. Однако Миядзаки вдохновился историей авиаконструктора Дзиро Хорикоси и создал картину «Ветер крепчает». Режиссер добавил любовную линию и другие фрагменты, которые повлияли на сюжет. 

В этой картине Миядзаки не приукрашивает реальность: он рисует жестокий и беспощадный мир. В центре повествования — романтик, который всегда мечтал связать жизнь с небом. Он становится блистательным авиаконструктором, но впоследствии на его самолетах летают камикадзе. Эта история о войне, борьбе с совестью и трагедиях. 

Картина строится на контрастах. Сначала зрители видят живописные пейзажи, трогательную любовь, достижение успеха. Но затем краски меняются на темные тона, а мир рушится. 

Ветер крепчает
Кадр из фильма Миядзаки «Ветер крепчает». 2013. Источник

Главное о Миядзаки

  1. У картин режиссера нет возрастных ограничений. Каждый зритель увидит что-то значимое для себя. Детям понравятся живые персонажи и добрые шутки, а взрослые придут в восторг от философских рассуждений. 
  2. Миядзаки сочетает реальность с фэнтези. Большинство персонажей — это люди с привычными нам проблемами. Они наделены смелостью, состраданием, добротой. Но с ними происходят необычные приключения: герои сталкиваются с проклятиями и магией. 
  3. Режиссер рассказывает просто о сложном. В фильмах Миядзаки раскрываются темы смерти, войны, трудностей взросления. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент