Иллюстрация — необходимость или лишняя работа
Глобально, иллюстрация — это изображение, которое рассказывает историю. Они появились еще 15 000 лет назад в наскальной живописи и передавали важные события из жизни племен. Потом визуальные истории продолжили развиваться: греки и римляне изображали истории богов и собственные победы на всех доступных поверхностях — керамике, стенах, полу, в рисунках и мозаике. Еще позже средневековые мастера вручную начали иллюстрировать религиозные издания.
В 15 веке появился книгопечатный станок, а потом и книги с иллюстрациями, которые стали одним из самых популярных развлечений. Постепенное развитие привело к тому, что в 20 веке это стало началом мультипликации и фэшн-фотографии. Сейчас мы находимся на том этапе, что иллюстрация рассказывает истории глазами художников. Поэтому разберемся, как разные авторы иллюстрировали знакомые сюжеты.
Винни-Пух: оригинал против советской интерпретации
«Винни-Пух» — это история о медвежонке, который живет в зачарованном лесу, сочиняет простые песни и всегда готов отправиться в новое приключение. Вместе с друзьями — Пятачком, Кроликом, Тигрой, Совой — он ищет мед, устраивает сюрпризы и попадает в забавные ситуации.
Алан Милн написал книгу в 1926 году для своего сына и рассказал в ней истории про его любимые игрушки. Он точно знал, что интересно детям, поэтому «Винни-Пух» сразу стал популярным и быстро заслужил звание бестселлера.
А вот художники видели эту историю по разному: кто-то в сдержанной графике, а кто-то на теплой акварели.
Читайте также:
Илья Репин: мастер портрета и художник эмоций
Эрнест Ховард Шепард
Перед нами самые первые иллюстрации к «Винни-Пуху». Шепард оформлял книгу Милна с самого начала и тоже обращался к личному опыту: он рисовал персонажей с игрушек своего сына. В итоге именно его наброски задали тот самый облик героев, который многие считают каноническим.
Наброски Винни-Пуха. Источник
Можно представить, как Шепард рассказывает историю ребенку и спешно делает наброски прямо во время рассказа. Любой ребенок будет в восторге, если увидит рисунки с его любимыми игрушками, — и сын художника не стал исключением.
Работа с пространством у Шепарда. Источник
Борис Аркадьевич Диодоров
Многим работы Бориса Аркадьевича знакомы с детства — в его копилке много сказочных изданий. Где-то он работал в одиночку, а где-то — в соавторстве с другими художниками. Кстати, это не единственная версия Винни-Пуха за авторством Диодорова: была еще более цветная версия с Калиновским, которую издали в 1974 году.
Шрифты в исполнении Диодорова. Источник
Однако именно эта версия от Диодорова классно пересекается с оригинальными иллюстрациями методами работы, а именно — штриховкой. У Шепарда она легкая и быстрая, помогает передать движение и будто фиксирует момент из жизни героев. У Диодорова штриховка тоже скетчевая, но более плотная. При этом он не придумывал что-то специально, просто его стиль удачно лег на идею волшебного леса.
Таким образом художник добавил глубины рисунку и создал ощущение пространства. Детям и взрослым хочется всматриваться в эти пейзажи зачарованного леса. А яркие цвета под черной тушью кажутся еще ярче. Еще он часто убирает фон, будто изолирует персонажа от окружения. Это еще больше акцентирует внимание на действии.
Интерпретация Диодорова. Источник
Виктор Чижиков
Работы этого художника отличаются от предыдущих, но в них тоже чувствуется легкость. Он рисует акварелью по мокрой бумаге — за счет этого в иллюстрациях больше воздуха и света. Бумага местами просвечивает и создает ощущение некой подсветки, а желтые оттенки делают картинки мягкими и теплыми.
Светлые изображения Чижикова. Источник
Чижиков почти не использует контуры и не пишет через черный цвет, поэтому даже монохромные кадры не кажутся черно-белыми. Это оживляет изображение, прямо как полумрак ночью. Нельзя не отметить формы: они простые, и это отсылает нас к тенденции рисовать про Винни-Пуха быстро и легко, но при этом мягко.
Работа с темными цветами у Чижикова. Источник
Алиса в Стране чудес: гравюры против яркой реалистичности
«Алиса в Стране чудес» — это история о девочке, которая проваливается в странный мир, встречает говорящих животных, разгадывает загадки и попадает в абсурдные ситуации. Она бегает за Белым Кроликом, разговаривает с Чеширским Котом, пьет чай с Безумным Шляпником и все время пытается понять, как выбраться обратно.
Эта история вдохновила многих художников — каждый из них придумал свою Алису.
Джон Тенниел
Самые первые иллюстрации к «Алисе» нарисовал сам Кэрролл. Но писал он лучше, чем рисовал, поэтому финальную работу над иллюстрациями доверили Джону Тенниелу.
Алиса в рисунках Тенниела. Источник
К тому моменту Тенниел уже был известен: его работы отмечал сам Черчилль. За 15 лет до «Алисы» он работал карикатуристом в знаменитом журнале Punch. Выпуски выходили раз в неделю, и работать приходилось быстро — это повлияло и на стиль его иллюстраций. И так сложилось, что самый любимый прием художника — гипертрофирование. Это отразилось в резких чертах персонажей, они выглядят будто преувеличенными.
Заяц. Источник
Поэтому в иллюстрациях к «Алисе» Тенниел делает акцент на движении и преувеличенных чертах персонажей. Он выделяет главное в сцене, сразу показывает, кто действует и как. Такие образы запоминаются, и их легко считать: сразу понятно настроение героя и смысл происходящего.
Энтони Риддел
В этом издании появляется больше ярких цветов. Риддел во многом полагается на контрасты — в его работах заметна любовь к четким гравюрам поверх цветных блоков. Это сразу приковывает взгляд.
Сам художник говорил, что вдохновлялся Тенниелом, но старался не повторять персонажей один в один. Просто он хотел сохранить их узнаваемость и добавить собственное видение. А насыщенные, почти нереально яркие оттенки подчеркивают всю чудесатость этой истории.
Так Алису видел Риддел. Источник
Loputyn
Самое свежее издание на данный момент — от современной французской художницы Loputyn. Возможно, вы встречали ее работы, полные нежности и невинности с легким оттенком эротики.
Работы Loputyn. Источник
Ее видение «Алисы» собрало в себе все, что мы представляем, когда думаем об этой истории. Как минимум, здесь есть сказочные пейзажи, похожие на сон. Персонажи тоже выглядят особенным образом: в них точно есть отсылка к классическим иллюстрациям, фильмам Тима Бертона и даже к аниме. Все вместе это создает атмосферу легкой странности и сказочности, которая как раз подходит этой истории. А акварельный, деликатный стиль художницы возвращает во времена, когда книга только появилась.
Кролик из «Алисы в Стране чудес» в исполнении Loputyn. Источник
«Питер Пэн»: мрачная эстетика против наивности
«Питер Пэн» — это история про мальчика, который отказался взрослеть. Он прилетает в дом к детям, чтобы забрать их в Неверленд — волшебную страну, где живут феи, пираты, русалки и другие сказочные герои. Вместе они сражаются с Капитаном Крюком, летают над островом и придумывают себе новые приключения.
Эта сказка показывает, как хочется сохранить детство — со свободой, играми и полной верой в чудеса.
коммерческий иллюстратор
профессия | 8 месяцев
коммерческий иллюстратор
Любите рисовать? Превратите хобби в профессию и на практике освойте 5 популярных направлений иллюстрации
научиться
Артур Рэкхем
Артур Рэкхем был не первым, кто проиллюстрировал историю о Питере Пэне. Но именно его работы стали знаковыми для этого произведения. Уроженец Лондона, который привык к пасмурным пейзажам, использует такие же темные оттенки в своих иллюстрациях. Черные тени усиливают ощущение сумерек и серых облаков, добавляют контраста и делают изображение глубже и выразительнее.
Самые известные иллюстрации к «Питеру Пэну». Источник
Артур подробно прорисовывает листву и массивы корней — так он показывает настоящий мир. Он делает его плотным, темным, с четкими линиями и глубокой фактурой. Волшебный мир, наоборот, рисует легко и прозрачно. Когда появляются феи, фон становится светлым и размытым, а линии тоньше и мягче.
Изображение потустороннего мира в книге «Питер Пэн». Источник
Квентин Гребан
В отличие от других авторов в подборке, Квентин Гребан не только иллюстратор — он сам пишет детские книги. В его работах сходятся отличное владение акварелью и умение ловко поймать момент в истории. Он подбирает момент, который выглядит как стоп-кадр из мультфильма и точно передает эмоцию героя.
Капитан Крюк от художника Гребана. Источник
Акварель здесь подходит идеально. Рисунки получаются светлыми и теплыми — такими, каким часто кажется детство: спокойным, уютным, с мягким светом.
Работа с акварелью. Источник
«Маленький принц»: Экзюпери против переосмысления
«Маленький принц» — это история о мальчике, который живет один на маленькой планете и заботится о розе. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, чтобы лучше понять, как устроен мир. Это сказка о дружбе, одиночестве, взрослении и о том, как важно смотреть на вещи сердцем.
Антуан де Сент-Экзюпери
Известный факт: иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Простые, почти беглые наброски раскрывают суть истории: «Разве шляпа страшная? — возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять».
Первый рисунок в книге «Маленький принц». Источник
С этими рисунками мы сами будто оказываемся внутри истории. Сидим за столом с Антуаном, слушаем его рассказы о приключениях и смотрим на скетчи, которые он делает прямо на скатерти — один из первых рисунков, кстати, появился именно так.
Сам принц, по мнению Экзюпери. Источник
Все иллюстрации очень простые, но в этом и сила. Они объясняют, насколько маленьким бывает мир вокруг. Планета оказывается такой крошечной, что видно сразу два ее края. Баобабы кажутся огромными и угрожающими — они могут разорвать планету. А Принц — маленький и одинокий, особенно на фоне огромного космоса.
Эти рисунки стали настолько важной частью истории, что «Маленького принца» почти не издают без них — текст и иллюстрации слились в одно целое.
Марк Янссен
Такие иллюстрации не могут не вдохновлять. Поэтому время от времени появляются художники, которые предлагают свое переосмысление знакомых образов.
Маленькая планета у Янссена. Источник
Марк Янссен, например, добавляет больше глубины в пейзажи, подробно прорисовывает окружение, наполняет страницы воздухом и цветом. Но глобально это все те же узнаваемые сцены, которые мы помним с детства.
Работа с пространством у Янссена. Источник
Ника Гольц
Относительно недавно Ника Гольц выпустила свою версию «Принца». В ней тоже чувствуется уважение к оригиналу, но образы стали еще нежнее. Художница рисует пастелью по темной бумаге — это сразу возвращает к воспоминаниям о детстве: светлом, спокойном, где-то на фоне более темного взрослого мира.
Оформление книги от Ники Гольц. Источник
«Муми-тролли»: оригинал против попыток оптимизации
«Муми-тролли» — это истории о маленьких существах, которые живут в долине и каждый день находят повод для приключений. Они ловят комету, ищут клад, встречают гостей, отправляются в плавание и переживают зиму. Эти сказки — про заботу, свободу, теплый дом и умение радоваться жизни, даже когда вокруг все меняется.
Туве Янссон
И снова перед нами автор и иллюстратор в одном лице. Туве Янссон работала в разных стилях, расписывала стены и рисовала карикатуры, но самую большую славу ей принесли истории про маленьких троллей. Идея муми-троллей появилась у нее еще в детстве, а во взрослой жизни выросла в целую серию книг.
Оригинальные иллюстрации от Туве. Источник
Изначально иллюстрации к историям были цветными, но позже их упростили до гравюрных черно-белых рисунков — для удобства печати. Это решение только усилило эффект: кроме книг, появились и короткие комиксы, где этот стиль смотрится особенно органично.
Туве использует преувеличенные черты и подчеркнутые эмоции, чтобы настроение сцены было понятно даже самым юным читателям. Плотная штриховка помогает передать свет и тень — герои почти никогда не оказываются в пустом пространстве, а каждая иллюстрация сразу дает ощущение места и времени.
Работа с пространством у Туве. Источник
Владимир Каневский
Но со временем появилось мнение, что черно-белые иллюстрации сложны для восприятия детьми. Поэтому с середины 80-х художники начали пробовать переработать изображения. Один из них — Владимир Каневский.
Цветные иллюстрации к муми-троллям. Источник
Его муми-тролли больше напоминают бегемотиков — таких персонажей часто можно было встретить в детских книгах того времени. Он рисует будто на скорую руку, используя материалы, которые есть под рукой: ручки, фломастеры. Вместо плотной штриховки, как у Янссон, Каневский добавляет объем с помощью цвета и тоновых переходов.
Маленькие муми-тролли у Каневского. Источник
Из-за этого рисунки кажутся одновременно знакомыми и странными. Мы видим привычных героев, но воспринимаются они уже совсем по-другому.
Что изменилось
Раньше художники сознательно ограничивали палитру, усиливали контраст и строили рисунки на четких линиях. Они выбирали графику и черно-белые решения, чтобы было легче печатать книги. Иллюстраторы упрощали образы, добавляли больше штриховки, выделяли главные детали и почти никогда не использовали фоны. Так они создавали сцены, которые сразу показывают действие и не перегружают страницу.
Сейчас иллюстраторы расширяют палитру, смягчают линии и добавляют больше света. Они используют сложные переходы, прорисовывают пейзажи и добавляют текстуры. Художники стремятся передать атмосферу, создают настроение через цвет и стараются показать объем. Они берут идеи из кино, аниме, комиксов и объединяют их с классическими приемами. Авторы ищут новые смыслы, переосмысляют знакомые образы и добавляют собственное видение.
Главное об иллюстрации
- Иллюстрация — это изображение, которое рассказывает или помогает рассказать историю. Оно может точно изображать происходящее в тексте, а может просто передавать атмосферу.
- В старых изданиях чаще встречаются контрастные и графичные рисунки — их было проще печатать массово. В современных книгах больше цвета, деталей и стилей — типография развивается, и ограничений стало меньше.
- Вместе с технологиями изменилась и насмотренность художников. Многие переосмысливают прошлые работы и добавляют что-то свое.
- Лучшее — враг хорошего, и иногда можно оставить и привычный порядок. Иногда оригинальные иллюстрации — лучшее, что может быть для книги, ведь авторы понимают ее по-своему. Однако это не призыв отказаться от своих идей, а повод задуматься: может, лучше придумать свою историю?
профессия коммерческий иллюстратор
профессия коммерческий иллюстратор
Завоевывайте сердца, создавая иллюстрации для книг и сайтов, логотипов, стикеров. 8 работ в портфолио, нужные навыки в резюме и реальный опыт прилагаются.
И неважно, учились ли вы художке или нет
Научиться