Как Анри Матисс нашел свой стиль
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
У художника получилось то, что многие особенно ценят: стиль без привязки ко времени. Его работы до сих пор выглядят современно именно потому, что он мыслил не сюжетом, а формой, цветом и композицией. Но пришел он к этому не сразу. Заглянем в алхимию стиля Матисса:
- Философия модернизма. В конце XIX — начале XX века художники искали новые формы самовыражения и уходили от академизма. Учитель Матисса, Гюстав Моро, говорил студентам: «Главное — выражать себя, а не копировать природу». Под этим влиянием Матисс перестал писать сюжеты и стал искать язык эмоций — через цвет и форму.
- Импрессионисты. Знакомство с Моне, Писсарро и Ренуаром перевернуло его палитру. Матисс отказался от мрачных академических тонов и начал писать чистыми, светлыми красками. Его увлекла сама сила цвета: как пятно может передать настроение без детализации.
- Пуантилизм. В конце 1890-х Матисс работал рядом с Синьяком и Сёра. Он освоил технику точек и коротких мазков, которые в итоге складываются в образ. Этот опыт научил его думать о цвете как о конструктивном элементе. Но со временем Матисс стал искать новый стиль, поскольку пуантилизм его ограничивал: распределение цвета по точкам, на его взгляд, мешало восприятию формы.
Роскошь, покой и наслаждение. 1904. Источник
- Путешествия. Марокко, Алжир, Таити — поездки Матисса обогатили его визуальный словарь. Восточные ковры, арабская орнаментика, яркий южный свет — все это отразилось на его работах. Он перенес в живопись и крупные цветные пятна, и ритмичность декоративных композиций.
Зорра на террасе. 1912–1913. Источник
- Эксперименты. Матисс все время что-то пробовал: то радикальные цветовые сочетания, то упрощение форм. Так он стал одним из основателей фовизма — направления, где картиной управляет в первую очередь цвет. Позже, после тяжелой операции из-за рака желудка, он уже не мог работать стоя у мольберта и придумал новую технику — декупаж или аппликации из цветной бумаги. В этой технике он создавал не только картины, но и постеры, макеты театральных декораций и обложки книг.
Анри Матисс в своей студии. Источник
В итоге формула вневременного стиля Матисса — это общение и вдохновение другими художниками, смена контекста и эксперименты. Аналогичный подход работает и для современных художников и дизайнеров.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Ключевые элементы стиля Матисса
К ключевым элементам стиля Матисса можно отнести: цвет, упрощенная форма, взаимодействие фигур и фона, повторяющиеся элементы, рукотворность и хорошие эмоции от его произведений.
Цвет определяет настроение
Художник использует чистые, не смешанные пигменты, локальные цветовые пятна, смелые контрасты (красный рядом с зеленым, синий с оранжевым).
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе. 1947. Источник
Упрощенная форма
Например человек, кровать или ваза изображены без деталей, но легко узнаваемы. Матисс считал, что более простые формы лучше передают эмоции. А в случае с изображением людей упрощение показывало связь героя с окружающим миром, где он не главный персонаж, а один из элементов.
Интерьер в Ницце. 1920. Девушка как будто становится частью пейзажа. При этом внимание цепляется за другую абстракцию — свет, который пробивается сквозь полупрозрачные шторы. Источник
Фигуры и фон взаимодействуют как равноправные элементы
Зритель воспринимает картину как сеть отношений между цветами и формами, поскольку фон не скрыт за «реалистичными» тенями. При этом линии и четкие контуры структурируют плоскую композицию, помогают детализировать картину и обозначить светотень.
Красная комната. 1908. Хотя в первую очередь глаз по привычке замечает женщину, она всего лишь часть композиции, в которой каждый элемент — проводник. От женщины взгляд перемещается с посуде и фруктам, затем к орнаменту на столе и стене, далее — к виду из окна и наконец — к стулу, который как бы приглашает к обеду. Источник
Повторяющиеся элементы
Они задают картине ритм и помогают связать ее разные части.
Сон. 1940. Орнамент на одежде гармонирует с линиями, которые изображают волосы, и профилем модели. Источник
Обложка журнала «Минотавр». 1936. Ритм создает сочетание иллюстрации и типографики. Источник
Рукотворность
В ранних работах Матисса можно наблюдать структуру мазка, в поздних — неровные края аппликаций. В обоих случаях видно «след» автора и как он работал над произведением.
Дизайн театрального занавеса из бумажных вырезок. 1937. Источник
Синяя обнажённая. 1952. Источник
Радость как задача
Матисс стремился вызвать приятное ощущение от своих работ, как будто они — «удобное кресло для уставшего человека». Его выбор форм и цветов — не только эстетика, но инструмент влияния на настроение.
Используем принципы живописи Матисса в дизайне
Не обязательно четко следовать стилю художника. Главное — адаптировать его приемы под задачу.
Иллюстрация
- Применяем упрощенные формы и ограниченную цветовую палитру для создания ярких, эмоциональных образов. Крупно изображаем главные элементы композиции.
- Используем повторяющиеся фигуры или линии для визуального ритма.
- Создаем эффект ручного труда: имитируем различные текстуры и неровные края.
Фигурки людей как будто из бумаги и красно-черный фон образуют что-то вроде африканского орнамента. Источник
Графический и веб-дизайн
- Разбиваем пространство на крупные цветовые блоки, внутри которых размещаем текст или изображения.
- Используем чистые цвета и контраст для выделения важных зон или элементов.
- Добавляем повторяющиеся формы и линии, которые ведут взгляд зрителя по композиции.
- Выбираем простые формы, чтобы пользователю было легче ориентироваться в интерфейсе.
На баннере чередуются цветовые пятна, а очки моделей напоминают элементы орнамента. Источник
Интерфейс таск-менеджера, где списки дел можно сохранять в карточки. Каждому списку задач — свой цвет. Источник
Интерьер
- Используем контрастные панели, обои, ковры с геометрическими или орнаментальными мотивами, которые и зонируют пространство, и служат оформлением стен или пола.
- Акцент можем создать не только цветом стены, но и крупным арт-объектом или композицией светильников.
- Добавляем мебель лаконичных форм с минимумом деталей или абстрактные декоративные элементы.
Пример мудборда для интерьера в стиле картины Матисса. В центре внимания — изумрудный диван, а желтый цвет использован в орнаменте, что тоже в стиле художника. Источник
4 задачи, для которых принципы Матисса не подойдут
Стиль Матисса работает там, где нужны выразительность и эмоция. Но не в каждом проекте они обязательны, хотя есть исключения. Например:
- Сложные интерфейсы вроде «СберБизнес» или систем для маркетинговой аналитики. Если использовать слишком яркие акценты и смелые сочетания цветов, пользователю, скорее всего, будет сложно сосредоточиться.
- Продукты, где важен реализм. Например, сайт или постер медицинского центра. Даже если прием нужен ребенку, целевая аудитория продукта — родители, которые запишут его в клинику. А вот пространство медцентра важно адаптировать для маленьких посетителей. Например, сделать акцент на зоне ожидания.
Сайт и интерьер детской неврологической клиники. Зону ожидания выделили желтым, но цвет сделали не слишком ярким, поскольку сложно прогнозировать влияние насыщенных цветовых пятен на нервную систему
- Дизайн для брендов с историей и узнаваемым стилем. Приемы Матисса могут негативно повлиять на устоявшийся дизайн-код и разрушить ассоциации с премиальностью. Однако и здесь есть исключения. Если бренд поддерживает проекты, связанные с искусством, он может выпустить лимитированную коллекцию продукции в нестандартном оформлении, как, например, Guerlain.
Художник Мейсон Матисс вдохновился картиной Анри Матисса «Тысяча и одна ночь» (1950) и создал для Guerlain дизайн упаковки для парфюма и свечи. Источник
- Сервисы для людей с низкой цифровой грамотностью. Например, портал «Госуслуги» или сайт Пенсионного фонда. Если сделать интерфейс в духе Матисса, пользователи, вероятно, потеряются в нем. Будет сложно найти нужную информацию: кнопки будут казаться картинками, а смысл элементов — непонятным.
Главное о принципах Матисса в дизайне
- Стиль Матисса уникален и вневременен: важны цвет, форма, композиция, взаимодействие фигур и фона.
- Цвет определяет настроение: чистые пигменты, локальные пятна и смелые контрасты создают эмоции.
- Упрощение формы помогает лучше передать смысл и эмоции, делая композицию понятной и гармоничной.
- Фигуры и фон взаимодействуют как равноправные элементы, формируя сеть отношений внутри работы.
- Повторяющиеся элементы создают ритм и связывают разные части композиции.
- Рукотворность и след художника придают работе уникальность и ощущение ручного труда.
- Радость и эстетическое удовольствие — ключевая цель: цвет и форма служат инструментами влияния на настроение.
- Принципы Матисса применимы в графическом дизайне, веб-дизайне и интерьерах: крупные цветовые блоки, простые формы, повторяющиеся элементы, акценты и имитация ручной работы.
- Применять стиль нужно с учетом задачи: сложные интерфейсы, реалистичные продукты, бренды с узнаваемым стилем и сервисы для пользователей с низкой цифровой грамотностью — случаи, где смелые приёмы Матисса могут мешать.
- Основная идея: изучение и адаптация приемов Матисса помогает создавать выразительные, эмоциональные и запоминающиеся дизайны.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться