Чем занимается геймдизайнер
Геймдизайнер отвечает за взаимодействие между виртуальным миром и пользователем. В зависимости от сложности проекта и команды, в которой разрабатывается игра, геймдизайном может заниматься один человек или сразу несколько. Всего в игровом дизайне выделяют несколько основных специалистов:
- Дизайнер игровых механик. Именно его чаще всего подразумевают, когда говорят «геймдизайнер». Такой специалист занимается проектированием и прототипированием базовых правил, по которым пользователь взаимодействует с игрой.
- Дизайнер уровней. Он продумывает взаимодействие с игровым пространством и проектирует интересную и увлекательную игровую среду.
- Нарративный дизайнер. Этот специалист отвечает за текстовое содержание и повествование внутри игры. Он придумывает историю, персонажей и прописывает диалоги между героями.
- Дизайнер интерфейса. Он помогает сделать процесс управления игрой и персонажем увлекательным и интуитивно понятным для пользователя.
Всем и сразу обычно занимаются геймдизайнеры в инди-проектах. «Indie game» или «независимая игра» — это проект, который создан небольшой командой или даже одним разработчиком без финансовой поддержки издателей.
Самый знаменитый и успешный пример инди-проекта — игра «Minecraft». Изначально это был проект разработчика Маркуса Перссона, который увлекался программированием в свободное время.
Другие популярные инди-проекты:
В крупных студиях над каждым этапом игры работают специалисты более узкого профиля. Высокобюджетные игры или ААА (трипл-эй проекты) — это то же самое, что и блокбастеры в кино. К таким играм относятся, например:
AAA-игры рассчитаны на массовую аудиторию и требуют больших затрат на разработку. Например, над одной локацией может работать сразу несколько дизайнеров уровней:
- один рисует 2D-схему;
- второй создает в редакторе макет карты из примитивных фигур;
- третий занимается геометрией ландшафта.
профессия UX/UI-дизайнер
2 месяца
профессия UX/UI-дизайнер
Для тех, кто хочет попасть в IT без навыков кодинга, но с реальным опытом
Что такое игровые механики и какими они бывают
Игровые механики — это правила, по которым происходит взаимодействие пользователя с игрой. Вот некоторые примеры игровых механик, которые часто можно встретить.
Перемещение персонажа
Это одна из самых простых и базовых механик. В играх-платформерах вроде Super Mario Bros. она становится комплексной. Например, игрок может не только ходить, но и толкать предметы или сражаться с противником.
Удары и комбинации ударов в играх-файтингах
По нажатию кнопок на клавиатуре или контроллере персонаж игрока выполняет определенное действие: удар, блок или перемещение. Но если за короткое время нажать комбинацию клавиш, то происходит что-то более интересное: допустим, активируется суперспособность персонажа. Эта механика активно используется в серии игр «Mortal Kombat».
Журнал с заданиями и диалогами
В современных играх эта механика отошла на второй план из-за интерфейсных целеуказателей и мини-карт. Но в такой старой игре, как «The Elder Scrolls III: Morrowind» не было ни того, ни другого. Чтобы не заплутать и прийти в нужное место, игрок должен был заглядывать в журнал и перечитывать описание пути, которое ему рассказал внутриигровой персонаж. Только так можно было ориентироваться на местности в самом начале прохождения.
Как устроен игровой баланс
Игровой баланс — это сложная система взаимодействия, которая выражается по-разному в одиночных играх и многопользовательских онлайн-проектах.
- В онлайн-играх баланс построен таким образом, чтобы у всех участников игры были равные шансы на победу. Если в шутере противник занял выгодную позицию, с которой его не получится выгнать, или оружие одного игрока сильно уступает оружию другого игрока того же уровня — значит, у игры проблемы с балансом.
- В одиночных играх механики должны уравновешиваться сложностью противников и игровых ситуаций. Таким образом игрок получает вызов, с которым он должен справиться. Именно это делает игру интересной и заставляет погрузиться в нее.
Примером хорошего баланса может служить дизайн карт в CS:GO. Все маршруты от мест появления игроков до арен одинаковы для обеих команд. Нет абсолютно неуязвимых огневых позиций и нет углов, за которыми незаметно прячется противник.
Пример плохого баланса — система прокачки персонажа в «The Elder Scrolls V: Skyrim». В игре воина ближнего боя или вора-лучника прокачивать намного интересней и эффективней, чем мага, потому что они сильнее и позволяют на высоких уровнях наносить больше урона. Из-за этого магический класс не пользуется у игроков популярностью.
Что такое дизайн уровней
Дизайн уровней — это проектирование игровой среды, в которой будут применятся придуманные игровые механики. Здесь можно провести параллель с архитектором. Если архитектор проектирует пространство, в котором удобно жить, то левел-дизайнер проектирует пространство, в котором интересно и увлекательно играть.
Вот несколько примеров игр с крутым дизайном уровней:
UX/UI-дизайнер
профессия| 2 месяца
UX/UI-дизайнер
Станьте дизайнером, которого ждут в IT-индустрии. Создавайте интерфейсы приложений и сайтов, обучаясь на реальных проектах
Перейти к курсу
Особенности игрового повествования
Повествование в игре выстраивает нарративный дизайнер. Он продумывает, как донести до игрока важную информацию, например, в виде строк в интерфейсе, сценария, диалогов, названий и описаний геймплейных предметов. В игровую локацию можно добавить определенные детали, которые укажут, что в этом месте произошла какая-то история.
Пример хорошего, подробного и увлекательного игрового сценария — это:
Какими навыками должен обладать геймдизайнер
Дизайнер игровых механик
Он описывает и прототипирует игровые механики в движках, поэтому ему нужно:
- составлять понятную и подробную дизайн-документацию;
- владеть навыками программирования;
- знать языки для написания скриптов (например, Lua);
- работать с системой визуального программирования (система Blueprints в движке Unreal Engine).
Дизайнер уровней
Он должен обладать базовыми знаниями психологии восприятия и визуальной композиции, а также уметь работать с моделями и ландшафтом в редакторах популярных игровых движков: Unreal Engine и Unity.
Будет полезно иметь базовое представление о моделировании в редакторах Blender 3D и Maya, чтобы суметь сделать самую примитивную, но при этом выразительную геометрию, которую затем можно импортировать в движок и разместить на уровне.
Нарративный дизайнер
Его задача — вовлечь игрока в игровую вселенную, наполнив ее интересным повествованием. Поэтому нарративный дизайнер должен обладать навыками сценариста, чтобы придумать и расписать хороший, увлекательный сюжет.
Пример хорошего нарратива — история собаки-компаньона Мико из игры «The Elder Scrolls V: Skyrim». Пса можно встретить на дороге недалеко от одного из крупных городов. Если проследовать за ним, то он приведет игрока к хижине в лесу, в которой на кровати лежит мертвый человек — бывший хозяин пса. Из дневника хозяина становится ясно, что он умер от болезни, а Мико был его единственным другом.
Важно то, что геймплейная составляющая (возможность получить компаньона для путешествий) и повествование тесно связаны. По отдельности они бы ничего не значили: собака просто стала бы очередным компаньоном, которых много на просторах игрового мира, а история не имела особого значения на фоне постоянных ужасов и страстей фэнтезийного средневековья.
Дизайнер игровых интерфейсов
Также, как и дизайнеру уровней, ему не обойтись без базовых представлений о психологии восприятия и визуальной композиции. Основные рабочие инструменты дизайнера интерфейсов — это Photoshop и Figma. Хороший интерфейс должен помогать, а не мешать игровому процессу — например, как в играх:
Какие софт-скилы нужны геймдизайнеру
- Коммуникабельность. Геймдизайнер следит за тем, чтобы сохранить общее видение игры. Поэтому он должен уметь общаться с другими членами команды, собирать идеи, анализировать и следить за их реализацией.
- Логическое мышление. Важно уметь последовательно излагать свои мысли, чтобы игрок в процессе прохождения понимал, как развивается игра, откуда берутся те или иные механики. Игровой опыт должен быть последовательным: нельзя вводить новую механику и тут же забывать про старую, с которой игрок раньше взаимодействовал.
- Умение мыслить концептуально. Собирать референсы, анализировать их, придумывать новые идеи.
- Организаторские навыки. Геймдизайнер отвечает за весь процесс создания игры. Он передает ее в разработку, а потом следит, чтобы результат соответствовал техническому заданию.
Почему геймдизайн важен
Хороший геймдизайн создает эффект погружения. Игрок должен сразу вовлекаться в процесс, то есть ему с первых минут должно быть интересно проходить игру. Если этого ощущения нет, значит, сюжет, герои или механики участия не продуманы, и игрок не получает качественный геймплей. Но иногда компании намеренно усложняют порог входа для пользователей.
Например, в игре «Sekiro: Shadows Die Twice» используются только простые механики и нет сложного геймдизайна. Но при этом ситуации, в которые ставят игрока — сложные, он должен много думать и анализировать. Многие считают это примером плохого геймдизайна, так как игроку приходится напрягаться. Но, в то же время, стоит разобраться, как все устроено, и ты втягиваешься и начинаешь получать удовольствие.
Есть примеры более простых игр с хорошим геймдизайном, который увлекает и дает приятный, положительный опыт. Например, в игре «Journey» игроку не нужно ни с кем сражаться, там нет негатива — он просто парит над землей под приятную музыку.
На кого из современных геймдизайнеров можно ориентироваться
Среди современных геймдизайнеров я бы выделил Хидэтека Миядзаки — главу компании FromSoftware, создателя всех игр серии «Dark Souls», «Bloodborne», «Sekiro». У него есть четкое видение, он умеет донести его до людей и создать отличный продукт.
Серия «Dark Souls» — это темное средневековое фэнтези. Каждая игра рассказывает о когда-то процветающем государстве, которое в определенный момент пришло в упадок. В играх серии «Souls» используются простые игровые механики, но при этом сами игры считаются сложными и с высоким порогом входа: игрок часто проигрывает битвы, чтобы учится на своих ошибках.
Мне также нравится Хидэо Кодзима. Многие не согласятся, что он гений, но он очень преуспел в нарративном дизайне и режиссуре игрового опыта. Кодзима известен, как создатель серии игр «Metal Gear». Они очень кинематографичны, у них сложный сюжет, много внутриигровых видео и озвученных диалогов.
Что почитать о геймдизайне
Во что поиграть начинающему геймдизайнеру
Многие геймдизайнеры пытаются повторить в своих играх чужие идеи, забывая про контекст своего и чужого проекта. Но важно уметь мыслить концептуально и придумывать интересный дизайн, не оглядываясь на коммерческий успех и популярность уже существующих проектов.
Безусловно, можно и нужно перенимать опыт коллег. Но важно учиться на чужих ошибках и понимать, почему и зачем принимались определенные решения.
Играть можно и нужно во все, что захочется и во что есть возможность играть:
- играйте в игры тех жанров, которые хотите разрабатывать и развивать;
- обращайте внимание на то, что вам нравится и не нравится;
- пытайтесь понять, что именно у вас вызывает эмоции.
Что ждет профессию в будущем
С моей точки зрения, есть тренд на то, чтобы делать игры проще и понятнее. Людям не хочется напрягаться, появляется все больше игр с небольшим порогом входа. Сейчас многие студии к этому идут: в основе игр лежит более простой, комплексный геймдизайн. Пример таких игр — серия «Call of Duty».
Но при этом развиваются игры soulslike — по атмосфере и уровню сложности они похожи на серию «Souls» студии FromSoftware, о которых мы говорили выше. Их объединяет набор простых механик и сложные ситуации, в которых игроку приходится эти механики применять.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться