пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Кто такой геймдизайнер и чем он занимается

Кто такой геймдизайнер и чем он занимается
3 ноября, 2024
13 мин

Геймдизайнер — это человек, который отвечает за интересный и увлекательный игровой процесс. Он продумывает механики и сценарий, отвечает за взаимодействие игрока с виртуальным миром и контролирует все этапы создания игры от концепта до релиза. Виталий Попов, дизайнер уровней в студии Targem Games, рассказывает, какими навыками должен обладать геймдизайнер, как отличить хороший геймдизайн от плохого и какие софт-скилы нужны, чтобы состояться в профессии.

Чем занимается геймдизайнер

Геймдизайнер отвечает за взаимодействие между виртуальным миром и пользователем. В зависимости от сложности проекта и команды, в которой разрабатывается игра, геймдизайном может заниматься один человек или сразу несколько. Всего в игровом дизайне выделяют несколько основных специалистов: 

  • Дизайнер игровых механик. Именно его чаще всего подразумевают, когда говорят «геймдизайнер». Такой специалист занимается проектированием и прототипированием базовых правил, по которым пользователь взаимодействует с игрой. 
  • Дизайнер уровней. Он продумывает взаимодействие с игровым пространством и проектирует интересную и увлекательную игровую среду.
  • Нарративный дизайнер. Этот специалист отвечает за текстовое содержание и повествование внутри игры. Он придумывает историю, персонажей и прописывает диалоги между героями. 
  • Дизайнер интерфейса. Он помогает сделать процесс управления игрой и персонажем увлекательным и интуитивно понятным для пользователя.

Всем и сразу обычно занимаются геймдизайнеры в инди-проектах. «Indie game» или «независимая игра» — это проект, который создан небольшой командой или даже одним разработчиком без финансовой поддержки издателей.

Самый знаменитый и успешный пример инди-проекта — игра «Minecraft». Изначально это был проект разработчика Маркуса Перссона, который увлекался программированием в свободное время.

игра Minecraft, которую создал геймдизайнер
Скриншот из игры Minecraft. Источник

Другие популярные инди-проекты:

  • «Stardew Valley» — симулятор фермера.
  • «Valheim» — симулятор выживания в средневековом сеттинге.
  • «Cuphead» — платформер в стиле анимации 1930-х годов.
  • «The Binding of Isaac» — игра в жанре roguelike с элементами шутера.
инди-агра Sterdew Valley от геймдизайнера
Симулятор фермера Stardew Valley. Источник

В крупных студиях над каждым этапом игры работают специалисты более узкого профиля. Высокобюджетные игры или ААА (трипл-эй проекты) — это то же самое, что и блокбастеры в кино. К таким играм относятся, например:

геймдизайнеры создают и ААА игры
Кадр из игры «Call of Duty». Источник

AAA-игры рассчитаны на массовую аудиторию и требуют больших затрат на разработку. Например, над одной локацией может работать сразу несколько дизайнеров уровней:

  • один рисует 2D-схему;
  • второй создает в редакторе макет карты из примитивных фигур;
  • третий занимается геометрией ландшафта.

Что такое игровые механики и какими они бывают

Игровые механики — это правила, по которым происходит взаимодействие пользователя с игрой. Вот некоторые примеры игровых механик, которые часто можно встретить.

Перемещение персонажа

Это одна из самых простых и базовых механик. В играх-платформерах вроде Super Mario Bros. она становится комплексной. Например, игрок может не только ходить, но и толкать предметы или сражаться с противником.

Кадр из игры марио, культовой игры от первых геймдизайнеров
Кадр из игры Super Mario Bros. Источник

Удары и комбинации ударов в играх-файтингах

По нажатию кнопок на клавиатуре или контроллере персонаж игрока выполняет определенное действие: удар, блок или перемещение. Но если за короткое время нажать комбинацию клавиш, то происходит что-то более интересное: допустим, активируется суперспособность персонажа. Эта механика активно используется в серии игр «Mortal Kombat».

геймдизайнер создают механики в файтингах, например мортал комбат
Mortal Kombat 1, промо-трейлер. Источник

Журнал с заданиями и диалогами 

В современных играх эта механика отошла на второй план из-за интерфейсных целеуказателей и мини-карт. Но в такой старой игре, как «The Elder Scrolls III: Morrowind» не было ни того, ни другого. Чтобы не заплутать и прийти в нужное место, игрок должен был заглядывать в журнал и перечитывать описание пути, которое ему рассказал внутриигровой персонаж. Только так можно было ориентироваться на местности в самом начале прохождения.

пример путеводителя в игре, созданные геймдизайнерами
Путеводитель в «The Elder Scrolls III: Morrowind». Источник

Как устроен игровой баланс

Игровой баланс — это сложная система взаимодействия, которая выражается по-разному в одиночных играх и многопользовательских онлайн-проектах.

  • В онлайн-играх баланс построен таким образом, чтобы у всех участников игры были равные шансы на победу. Если в шутере противник занял выгодную позицию, с которой его не получится выгнать, или оружие одного игрока сильно уступает оружию другого игрока того же уровня — значит, у игры проблемы с балансом.
  • В одиночных играх механики должны уравновешиваться сложностью противников и игровых ситуаций. Таким образом игрок получает вызов, с которым он должен справиться. Именно это делает игру интересной и заставляет погрузиться в нее.

Примером хорошего баланса может служить дизайн карт в CS:GO. Все маршруты от мест появления игроков до арен одинаковы для обеих команд. Нет абсолютно неуязвимых огневых позиций и нет углов, за которыми незаметно прячется противник.

кадр из игры cs go
CS:GO. Источник

Пример плохого баланса — система прокачки персонажа в «The Elder Scrolls V: Skyrim». В игре воина ближнего боя или вора-лучника прокачивать намного интересней и эффективней, чем мага, потому что они сильнее и позволяют на высоких уровнях наносить больше урона. Из-за этого магический класс не пользуется у игроков популярностью.

Персонаж из игры, работа геймдизайнеров
Маг в The Elder Scrolls V: Skyrim. Источник

Что такое дизайн уровней 

Дизайн уровней — это проектирование игровой среды, в которой будут применятся придуманные игровые механики. Здесь можно провести параллель с архитектором. Если архитектор проектирует пространство, в котором удобно жить, то левел-дизайнер проектирует пространство, в котором интересно и увлекательно играть.

Вот несколько примеров игр с крутым дизайном уровней:

дизайн уровня в игре portal
Пример дизайна уровня в игре «Portal 2»

Особенности игрового повествования 

Повествование в игре выстраивает нарративный дизайнер. Он продумывает, как донести до игрока важную информацию, например, в виде строк в интерфейсе, сценария, диалогов, названий и описаний геймплейных предметов. В игровую локацию можно добавить определенные детали, которые укажут, что в этом месте произошла какая-то история. 

Пример хорошего, подробного и увлекательного игрового сценария — это:

геймдизайнеры создали отличный игровой сценарий в игре Ведьмак
«Ведьмак 3: Дикая Охота». Источник

Какими навыками должен обладать геймдизайнер

Дизайнер игровых механик

Он описывает и прототипирует игровые механики в движках, поэтому ему нужно:

  • составлять понятную и подробную дизайн-документацию;
  • владеть навыками программирования;
  • знать языки для написания скриптов (например, Lua);
  • работать с системой визуального программирования (система Blueprints в движке Unreal Engine). 

Дизайнер уровней

Он должен обладать базовыми знаниями психологии восприятия и визуальной композиции, а также уметь работать с моделями и ландшафтом в редакторах популярных игровых движков: Unreal Engine и Unity. 

Будет полезно иметь базовое представление о моделировании в редакторах Blender 3D и Maya, чтобы суметь сделать самую примитивную, но при этом выразительную геометрию, которую затем можно импортировать в движок и разместить на уровне. 

Нарративный дизайнер

Его задача — вовлечь игрока в игровую вселенную, наполнив ее интересным повествованием. Поэтому нарративный дизайнер должен обладать навыками сценариста, чтобы придумать и расписать хороший, увлекательный сюжет.

Пример хорошего нарратива — история собаки-компаньона Мико из игры «The Elder Scrolls V: Skyrim». Пса можно встретить на дороге недалеко от одного из крупных городов. Если проследовать за ним, то он приведет игрока к хижине в лесу, в которой на кровати лежит мертвый человек — бывший хозяин пса. Из дневника хозяина становится ясно, что он умер от болезни, а Мико был его единственным другом.

Важно то, что геймплейная составляющая (возможность получить компаньона для путешествий) и повествование тесно связаны. По отдельности они бы ничего не значили: собака просто стала бы очередным компаньоном, которых много на просторах игрового мира, а история не имела особого значения на фоне постоянных ужасов и страстей фэнтезийного средневековья.
Пример вовлечения игрока на примере кадра из скайрима
Пес Мико в игре «The Elder Scrolls V: Skyrim». Источник

Дизайнер игровых интерфейсов

Также, как и дизайнеру уровней, ему не обойтись без базовых представлений о психологии восприятия и визуальной композиции. Основные рабочие инструменты дизайнера интерфейсов — это Photoshop и Figma. Хороший интерфейс должен помогать, а не мешать игровому процессу — например, как в играх:

Какие софт-скилы нужны геймдизайнеру

  • Коммуникабельность. Геймдизайнер следит за тем, чтобы сохранить общее видение игры. Поэтому он должен уметь общаться с другими членами команды, собирать идеи, анализировать и следить за их реализацией. 
  • Логическое мышление. Важно уметь последовательно излагать свои мысли, чтобы игрок в процессе прохождения понимал, как развивается игра, откуда берутся те или иные механики. Игровой опыт должен быть последовательным: нельзя вводить новую механику и тут же забывать про старую, с которой игрок раньше взаимодействовал. 
  • Умение мыслить концептуально. Собирать референсы, анализировать их, придумывать новые идеи.
  • Организаторские навыки. Геймдизайнер отвечает за весь процесс создания игры. Он передает ее в разработку, а потом следит, чтобы результат соответствовал техническому заданию.

Почему геймдизайн важен 

Хороший геймдизайн создает эффект погружения. Игрок должен сразу вовлекаться в процесс, то есть ему с первых минут должно быть интересно проходить игру. Если этого ощущения нет, значит, сюжет, герои или механики участия не продуманы, и игрок не получает качественный геймплей. Но иногда компании намеренно усложняют порог входа для пользователей.

Например, в игре «Sekiro: Shadows Die Twice» используются только простые механики и нет сложного геймдизайна. Но при этом ситуации, в которые ставят игрока — сложные, он должен много думать и анализировать. Многие считают это примером плохого геймдизайна, так как игроку приходится напрягаться. Но, в то же время, стоит разобраться, как все устроено, и ты втягиваешься и начинаешь получать удовольствие.

постер игры Sekiro
Промо-постер игры «Sekiro: Shadows Die Twice». Источник

Есть примеры более простых игр с хорошим геймдизайном, который увлекает и дает приятный, положительный опыт. Например, в игре «Journey» игроку не нужно ни с кем сражаться, там нет негатива — он просто парит над землей под приятную музыку.

скриншот игры Journey
Кадр из игры «Journey». Источник

На кого из современных геймдизайнеров можно ориентироваться

Среди современных геймдизайнеров я бы выделил Хидэтека Миядзаки — главу компании FromSoftware, создателя всех игр серии «Dark Souls», «Bloodborne», «Sekiro». У него есть четкое видение, он умеет донести его до людей и создать отличный продукт.

Серия «Dark Souls» — это темное средневековое фэнтези. Каждая игра рассказывает о когда-то процветающем государстве, которое в определенный момент пришло в упадок. В играх серии «Souls» используются простые игровые механики, но при этом сами игры считаются сложными и с высоким порогом входа: игрок часто проигрывает битвы, чтобы учится на своих ошибках.

кадр из dark souls от геймдизайнера
Кадр и игры «Dark Souls». Источник

Мне также нравится Хидэо Кодзима. Многие не согласятся, что он гений, но он очень преуспел в нарративном дизайне и режиссуре игрового опыта. Кодзима известен, как создатель серии игр «Metal Gear». Они очень кинематографичны, у них сложный сюжет, много внутриигровых видео и озвученных диалогов.

постер игры от геймдизайнера Хидео Кодзима
Промо-постер игры «Metal Gear Solid V: The Phantom Pain». Источник

Что почитать о геймдизайне

Во что поиграть начинающему геймдизайнеру

Многие геймдизайнеры пытаются повторить в своих играх чужие идеи, забывая про контекст своего и чужого проекта. Но важно уметь мыслить концептуально и придумывать интересный дизайн, не оглядываясь на коммерческий успех и популярность уже существующих проектов. 

Безусловно, можно и нужно перенимать опыт коллег. Но важно учиться на чужих ошибках и понимать, почему и зачем принимались определенные решения.

Играть можно и нужно во все, что захочется и во что есть возможность играть:

  • играйте в игры тех жанров, которые хотите разрабатывать и развивать;
  • обращайте внимание на то, что вам нравится и не нравится;
  • пытайтесь понять, что именно у вас вызывает эмоции.

Что ждет профессию в будущем

С моей точки зрения, есть тренд на то, чтобы делать игры проще и понятнее. Людям не хочется напрягаться, появляется все больше игр с небольшим порогом входа. Сейчас многие студии к этому идут: в основе игр лежит более простой, комплексный геймдизайн. Пример таких игр — серия «Call of Duty».

Но при этом развиваются игры soulslike — по атмосфере и уровню сложности они похожи на серию «Souls» студии FromSoftware, о которых мы говорили выше. Их объединяет набор простых механик и сложные ситуации, в которых игроку приходится эти механики применять.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент