Что должен знать режиссер видеомонтажа
Режиссер видеомонтажа выбирает подходящие фрагменты, склеивает сцены и создает переходы между ними, работает со звуком и цветокоррекцией — словом, помогает режиссеру собрать картину воедино. Дальше расскажем, какими навыками должен владеть специалист, чтобы состояться в профессии.
Техники монтажа
Техники монтажа позволяют управлять вниманием зрителя, задавать смысл и настроение сцен. Еще в конце двадцатых годов режиссер Лев Кулешов провел эксперимент, чтобы показать, как монтаж влияет на зрительское восприятие.
Сначала он снял крупным планом актера Ивана Мозжухина — тот просто сидел и смотрел вперед. Потом режиссер снял еще три плана: тарелку горячего супа, ребенка в гробу и молодую девушку на диване. Затем разрезал пленку и последовательно соединил кадр с Мозжухиным с тремя другими.
Каждый из получившихся монтажных кусков Кулешов показал коллегам. Все зрители, посмотревшие фрагменты, пришли к выводу, что в первом случае герой голоден, во втором — грустит из-за смерти ребенка, а в третьем — очарован молодой девушкой. На самом же деле выражение лица актера не менялось.
Это важная работа, которая демонстрирует силу монтажа. Разбор «эффекта Кулешова» делал даже Альфред Хичкок, знаменитый американский хоррор-режиссер:
В одном фильме или видеоролике могут использоваться и комбинироваться сразу несколько разных техник:
- Ритмический монтаж — часто используется в клипах и рекламе, когда нужно синхронизировать музыку и видеоряд. Вы могли видеть его в рекламе, например, в ролике Coca-Cola:
- Клиповый монтаж — это нарезка кадров из разных сцен в хронологическом порядке. Прием применяется, чтобы показать длинный временной промежуток, акцентируя внимание на самых ярких моментах. Пример клипового монтажа можно посмотреть в ролике, где собраны 7 сезонов «Игры Престолов»:
- Параллельный монтаж — это способ показать, что два события происходят одновременно. Можно увидеть этот прием в культовом «Крестном отце»:
Базовые типы склеек и переходов
Чтобы объединить сцены или видеофрагменты, режиссер монтажа использует склейки и переходы.
Какие бывают визуальные эффекты:
- Hard cut — самый простой вид перехода, когда режиссер видеомонтажа соединяет на таймлайне два отрезка видео. Так зритель понимает, что закончился один эпизод и начался другой.
- Jump-Cut — резкая смена кадра. К этому приему прибегают в двух случаях: когда нужно показать переход во времени, либо соединить фрагменты. Например, при монтаже интервью Jump-cut помогает создать эффект непрерывной речи.
- L-cut и J-cat — косые склейки. Их используют, когда аудиодорожка опережает видео или, наоборот, запаздывает.
- Затемнение — прием, который помогает создать более плавный переход между сценами.
- Match cut — переход от одной сцены к другой. Используется, чтобы показать схожесть двух разных событий или, наоборот, противопоставить их друг другу.
Работа со звуком
Режиссер монтажа должен уметь работать со звуком — речью, музыкой и фоновыми шумами. Также может потребоваться свести несколько звуковых дорожек, смонтировать диалоги или добавить закадровый голос. Для более сложных задач привлекается звукорежиссер.
Законы драматургии
Кино — это история, и чтобы рассказать ее, важно понимать, по каким принципам строится повествование. В основе классического сценария лежит трехактная структура, которая состоит из завязки, конфликта и развязки.
Главный герой истории — протагонист. Он идет к цели, несмотря на препятствия и тем создает сюжет. Протагонисту противостоит антагонист — отрицательный персонаж. Также в любом сценарии есть поворотные точки — еще их называют сюжетными узлами. Эти элементы ускоряют историю и направляют зрителя к следующей части сюжета.
Ниже покажем, как работают законы драматургии на примере сценария «Игры Престолов»:
- Первый акт. Завязка или экспозиция — вводная часть, в которой показываются персонажи и мир, где происходит действие. Например, в «Игре Престолов» зрителей сначала знакомят с Вестеросом и ключевыми героями. Эддард Старк отправляется в Королевскую гавань и еще не знает, к каким последствиям приведет его решение стать десницей короля.
- Второй акт. Конфликт — открытое противостояние персонажей. Серсея плетет дворцовые интриги, а борьба между Старками и Баратеонами набирает обороты. Высшая точка конфликта — кульминация. Это решающая схватка, от которой зависит исход конфликта. Например, финальная битва с белыми ходоками — это кульминация «Игры престолов».
- Третий акт. Развязка — завершение истории и послесловие. Белые ходоки повержены, Дейенерис мертва, а Джон Сноу отправляется за Стену вместе с одичалыми.
Основы цветокоррекции
Один из важных элементов постпродакшена — это коррекция цвета. Иногда цвет отснятого видео не соответствует режиссерскому замыслу. Например, оператор неправильно выставил баланс белого или есть проблемы с экспозицией.
Цветокоррекция помогает исправить проблемы с оттенками и яркостью видео, допущенные при съемке. Также ее применяют, чтобы создать определенное настроение и задать стиль всего фильма.
Например, цвет — это визитная карточка Уэса Андерсона. Фильмы режиссера можно узнать не только по использованию симметрии в кадре, но и по характерной яркой палитре:
Другой пример — «Матрица». В фильме используется монохромная цветовая палитра — оттенки зеленого цвета с небольшими вариациями. Этот цвет выбран не случайно, он связан с зелеными шрифтом интерфейса. Создатели фильма выбрали такую цветовую гамму, чтобы подчеркнуть искусственность Матрицы:
Но если посмотреть Movie Bar Codes, то есть все кадры фильма, сжатые в одну полосу, то можно увидеть, что зеленый цвет чередуется с серым и синим. Зеленоватые сцены указывают на то, что герои находятся внутри «Матрицы», а сцены с серо-синим оттенком показывают персонажей в «реальном мире».
Софт скилы
Для режиссера монтажа важна усидчивость, терпение и умение концентрироваться, поскольку ему часто приходится отсматривать одни и те же сцены по многу раз.
Кино — это коллективная работа и режиссер монтажа постоянно взаимодействует с коллегами по площадке. Поэтому также важно уметь работать в команде и слышать обратную связь.
У каждого из коллег может быть свой взгляд, поэтому нужно уметь слушать людей, не конфликтовать и принимать чужую точку зрения. Иногда могут потребоваться лидерские качества — в случае неразберихи на площадке взять контроль в свои руки и направить работу в нужное русло.
Насмотренность
Насмотренность помогает развиваться. Один и тот же фильм можно пересматривать по нескольку раз и постоянно находить в нем что-то новое. В каждом жанре будет свой монтаж и свои особенности. Смотрите и отмечайте, как создается саспенс в фильмах ужасов, динамика в боевиках и как работают с кадром в комедиях, чтобы усилить комический эффект.
Подборки лучших фильмов с точки зрения монтажа:
Также можно просматривать списки любимых фильмов от ведущих режиссеров:
Или смотреть лучшие фильмы с мировых кинофестивалей:
Рекламные ролики и клипы на YouTube, анимация, короткометражные и документальные работы на Vimeo — все это тоже помогает тренировать насмотренность.
Какие программы нужны для работы
- Avid — самая популярная монтажная программа, в которой создается 95% всех фильмов в мире;
- Apple Final Cut — профессиональный видеоредактор для macOS;
- Adobe Premiere Pro — профессиональная программа для монтажа;
- DaVinci — программа, которая изначально предназначалась для цветокоррекции, но сейчас в ней также можно монтировать и работать со звуком;
- Capcut — мобильный видеоредактор.
У каждой из программ есть свои плюсы и особенности. Какую выбрать — зависит от сферы, в которой вы планируете работать. Например, для монтирования фильмов больше подходит Avid, для музыкальных клипов и рекламы — Adobe Premier. Если монтируешь ролики для соцсетей — Capcut.
Какой компьютер подойдет для монтажа
Многие компьютеры обладают характеристиками, которые на начальном этапе позволяют заняться монтажом. На старте нет смысла покупать сверхмощный компьютер с современными и дорогими видеокартами и оперативной памятью.
Вот характеристики, от которых можно отталкиваться при выборе:
Процессор
Процессоры Intel Core i5 или Intel Core i7. Например, Adobe также рекомендует использовать процессоры Ryzen 7 или 9. Для Apple — процессор Apple M1 (или выше) или быстрый процессор Intel с видеокартой AMD.
Оперативная память
Минимальный объем оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) — 8 ГБ. Для формата HD — 16 ГБ, для видео 4К — от 36 до 64 ГБ.
Разрешение монитора
Лучше выбирать большой монитор с высокой точностью цветопередачи с разрешением от 1920 × 1080 и выше.
Где может работать режиссер видеомонтажа
Режиссер монтажа найдет работу в любой сфере, связанной с производством видеоконтента. Это может быть:
- полнометражное кино и короткий метр;
- рекламные ролики;
- музыкальные клипы;
- видео для YouTube и Instagram-блогов;
- ТВ-шоу и сериалы;
- трейлеры и промо-ролики;
- отчетные мероприятия и репортажи;
Такой специалист может работать как полный день — например, в рекламных агентствах и продакш-студиях, так и быть занятым парт-тайм на конкретных проектах или брать заказы на фрилансе.
Работу можно искать на HeadHunter или биржах фриланса — например, на kwork или profi.ru. Также стоит мониторить профильные Telegram-каналы, например, EDIT & CG® | PRO или Работники Кино.
Сколько зарабатывает режиссер видеомонтажа
Уровень дохода зависит от региона, опыта и качества работы. По данным HeadHunter:
- Начинающий специалист в Москве зарабатывает от 30 000 рублей в месяц;
- Специалист с коммерческим опытом — от 70 000 рублей;
- Опытные специалисты могут зарабатывать от 100 до 250 000 рублей.
Что добавить в портфолио, если нет опыта
- Можно найти единомышленников и поучаствовать в любительском проекте. Это хорошая возможность набраться опыта и научиться работать в команде.
- Прокачивать личный бренд, вести блог на YouTube или создавать собственный контент.
- Активно общаться с коммьюнити и искать стажировки. Успешных кандидатов потом могут взять в штат.
- Первое время выполнять заказы бесплатно или за символическую плату, чтобы набить руку и отточить навыки.
- Экспериментировать с различными монтажными приемами, делать небольшие ролики.
Для портфолио можно создать лендинг на Tilda и выложить туда примеры своих работ. Опишите, с кем вы работали, какие задачи выполняли на проекте, в каких программах умеете работать. Также можно создать страницу со своими проектами на Vimeo. Еще один хороший способ показать свои навыки и кейсы — смонтировать шоурил.
Что почитать и послушать режиссеру монтажа
Книги
- Классика теории кино — «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.
- Бобби О`Стин «Невидимый монтаж» — советы для начинающих монтажеров на примерах легендарных фильмов.
- Александр Молчанов. «Пишется!» — книга, которая рассказывает, как работать со сценариями.
- Мерч Уолтер «Искусство монтажа: путь фильма от первого кадра до кинотеатра» — книга режиссера-монтажа, который работал над фильмами «Крестный отец», «Разговор», «Апокалипсис сегодня», «Английский пациент» и многими другими.
- Дебора Патц «Сцена первая, дубль первый» — книга о том, как написать сценарий, снять и смонтировать фильм.
- Тимур Бекмамбетов «Скринлайф. В поисках нового языка кино» — руководство по созданию скринлайф-фильмов от режиссера Тимура Бекмамбетова и его коллег по индустрии.
- Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа — В книге собраны интервью известных европейских режиссеров монтажа из Австрии, Бельгии, Финляндии, Португалии и России.
Подкасты
- Крупным планом — подкаст Кинопоиска о актуальных темах в кино.
- Поэпизодный клан — Подкаст ведут трое российских сценаристов: Роман Кантор («Серебряные коньки», «Эпидемия»), Николай Куликов («Движение вверх», «Легенда № 17») и Константин Майер («Настя, соберись!», «Я худею»). Они рассказывают о кино и сериалах с точки зрения сценариев.
- Шум и яркость — музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин говорит о музыке в кино: о саундтреках, о композиторах и режиссерах, о том, как зрители слышат фильмы и как звук дополняет изображение.
- Monday Karma — подкаст кинокритика и редактора сайта «Искусство кино» Алексея Филиппова.
- Истории кино — подкаст кинокритика Антона Долина.
- Зеркало для героев — кинокритики журнала «Искусство кино» профессионально разбирают российский кинематограф.
- Кинопрофессии — сотрудники киносферы рассказывают о нюансах своей работы.
профессия режиссер видеомонтажа
профессия режиссер видеомонтажа
Превращайте отснятую пленку в логичный сторителлинг — так, как это делают опытные режиссеры видеомонтажа. На практике научим работать с музыкальными клипами, рекламой, видео в соцсетях и для ТВ
Научиться