пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Кто такой режиссер монтажа и чем он занимается

Кто такой режиссер монтажа и чем он занимается
3 ноября, 2024
12 мин

Режиссер видеомонтажа — специалист, который монтирует фильмы и видеоролики из отснятого материала. Рассказываем, какие навыки необходимы в этой профессии, в каких программах работают монтажеры и где искать первые заказы. Разобраться в этом помогает ментор курса «Профессия режиссер монтажа» Евгений Чернышев.

Что должен знать режиссер видеомонтажа

Режиссер видеомонтажа выбирает подходящие фрагменты, склеивает сцены и создает переходы между ними, работает со звуком и цветокоррекцией — словом, помогает режиссеру собрать картину воедино. Дальше расскажем, какими навыками должен владеть специалист, чтобы состояться в профессии.

Техники монтажа 

Техники монтажа позволяют управлять вниманием зрителя, задавать смысл и настроение сцен. Еще в конце двадцатых годов режиссер Лев Кулешов провел эксперимент, чтобы показать, как монтаж влияет на зрительское восприятие.

Сначала он снял крупным планом актера Ивана Мозжухина — тот просто сидел и смотрел вперед. Потом режиссер снял еще три плана: тарелку горячего супа, ребенка в гробу и молодую девушку на диване. Затем разрезал пленку и последовательно соединил кадр с Мозжухиным с тремя другими.

Каждый из получившихся монтажных кусков Кулешов показал коллегам. Все зрители, посмотревшие фрагменты, пришли к выводу, что в первом случае герой голоден, во втором — грустит из-за смерти ребенка, а в третьем — очарован молодой девушкой. На самом же деле выражение лица актера не менялось.

Это важная работа, которая демонстрирует силу монтажа. Разбор «эффекта Кулешова» делал даже Альфред Хичкок, знаменитый американский хоррор-режиссер:

В одном фильме или видеоролике могут использоваться и комбинироваться сразу несколько разных техник:

  • Ритмический монтаж — часто используется в клипах и рекламе, когда нужно синхронизировать музыку и видеоряд. Вы могли видеть его в рекламе, например, в ролике Coca-Cola:
  • Клиповый монтаж — это нарезка кадров из разных сцен в хронологическом порядке. Прием применяется, чтобы показать длинный временной промежуток, акцентируя внимание на самых ярких моментах. Пример клипового монтажа можно посмотреть в ролике, где собраны 7 сезонов «Игры Престолов»:
  • Параллельный монтаж — это способ показать, что два события происходят одновременно. Можно увидеть этот прием в культовом «Крестном отце»:

Базовые типы склеек и переходов

Чтобы объединить сцены или видеофрагменты, режиссер монтажа использует склейки и переходы.

Какие бывают визуальные эффекты:

  • Hard cut — самый простой вид перехода, когда режиссер видеомонтажа соединяет на таймлайне два отрезка видео. Так зритель понимает, что закончился один эпизод и начался другой.
Пример использования Hard cut в рекламе Hyundai
  • Jump-Cut — резкая смена кадра. К этому приему прибегают в двух случаях: когда нужно показать переход во времени, либо соединить фрагменты. Например, при монтаже интервью Jump-cut помогает создать эффект непрерывной речи. 
  • L-cut и J-cat — косые склейки. Их используют, когда аудиодорожка опережает видео или, наоборот, запаздывает.
Пример использования L-cut и J-cat в «Бойцовском клубе»
  • Затемнение — прием, который помогает создать более плавный переход между сценами.
  • Match cut — переход от одной сцены к другой. Используется, чтобы показать схожесть двух разных событий или, наоборот, противопоставить их друг другу.

Работа со звуком

Режиссер монтажа должен уметь работать со звуком — речью, музыкой и фоновыми шумами. Также может потребоваться свести несколько звуковых дорожек, смонтировать диалоги или добавить закадровый голос. Для более сложных задач привлекается звукорежиссер.

Законы драматургии

Кино — это история, и чтобы рассказать ее, важно понимать, по каким принципам строится повествование. В основе классического сценария лежит трехактная структура, которая состоит из завязки, конфликта и развязки. 

Главный герой истории — протагонист. Он идет к цели, несмотря на препятствия и тем создает сюжет. Протагонисту противостоит антагонист — отрицательный персонаж. Также в любом сценарии есть поворотные точки — еще их называют сюжетными узлами. Эти элементы ускоряют историю и направляют зрителя к следующей части сюжета. 

Ниже покажем, как работают законы драматургии на примере сценария «Игры Престолов»: 

  • Первый акт. Завязка или экспозиция — вводная часть, в которой показываются персонажи и мир, где происходит действие. Например, в «Игре Престолов» зрителей сначала знакомят с Вестеросом и ключевыми героями. Эддард Старк отправляется в Королевскую гавань и еще не знает, к каким последствиям приведет его решение стать десницей короля. 
  • Второй акт. Конфликт — открытое противостояние персонажей. Серсея плетет дворцовые интриги, а борьба между Старками и Баратеонами набирает обороты. Высшая точка конфликта — кульминация. Это решающая схватка, от которой зависит исход конфликта. Например, финальная битва с белыми ходоками — это кульминация «Игры престолов».
  • Третий акт. Развязка —  завершение истории и послесловие. Белые ходоки повержены, Дейенерис мертва, а Джон Сноу отправляется за Стену вместе с одичалыми.

Основы цветокоррекции

Один из важных элементов постпродакшена — это коррекция цвета. Иногда цвет отснятого видео не соответствует режиссерскому замыслу. Например, оператор неправильно выставил баланс белого или есть проблемы с экспозицией. 

Цветокоррекция помогает исправить проблемы с оттенками и яркостью видео, допущенные при съемке. Также ее применяют, чтобы создать определенное настроение и задать стиль всего фильма. 

Например, цвет — это визитная карточка Уэса Андерсона. Фильмы режиссера можно узнать не только по использованию симметрии в кадре, но и по характерной яркой палитре:

кадр из фильма отель гранд будапешт
Кадр из фильма Уэса Андерсена «Отель Гранд-Будапешт»

Другой пример — «Матрица». В фильме используется монохромная цветовая палитра — оттенки зеленого цвета с небольшими вариациями. Этот цвет выбран не случайно, он связан с зелеными шрифтом интерфейса. Создатели фильма выбрали такую цветовую гамму, чтобы подчеркнуть искусственность Матрицы:

цветокоррекция в фильме Матрица

Но если посмотреть Movie Bar Codes, то есть все кадры фильма, сжатые в одну полосу, то можно увидеть, что зеленый цвет чередуется с серым и синим. Зеленоватые сцены указывают на то, что герои находятся внутри «Матрицы», а сцены с серо-синим оттенком показывают персонажей в «реальном мире».

цвета кадров всего фильма
Movie Bar Codes «Матрицы». Источник

Софт скилы 

Для режиссера монтажа важна усидчивость, терпение и умение концентрироваться, поскольку ему часто приходится отсматривать одни и те же сцены по многу раз. 

Кино — это коллективная работа и режиссер монтажа постоянно взаимодействует с коллегами по площадке. Поэтому также важно уметь работать в команде и слышать обратную связь.

У каждого из коллег может быть свой взгляд, поэтому нужно уметь слушать людей, не конфликтовать и принимать чужую точку зрения. Иногда могут потребоваться лидерские качества — в случае неразберихи на площадке взять контроль в свои руки и направить работу в нужное русло.

Насмотренность

Насмотренность помогает развиваться. Один и тот же фильм можно пересматривать по нескольку раз и постоянно находить в нем что-то новое. В каждом жанре будет свой монтаж и свои особенности. Смотрите и отмечайте, как создается саспенс в фильмах ужасов, динамика в боевиках и как работают с кадром в комедиях, чтобы усилить комический эффект. 

Подборки лучших фильмов с точки зрения монтажа:

Также можно просматривать списки любимых фильмов от ведущих режиссеров: 

Или смотреть лучшие фильмы с мировых кинофестивалей:

Рекламные ролики и клипы на YouTube, анимация, короткометражные и документальные работы на Vimeo — все это тоже помогает тренировать насмотренность.

Какие программы нужны для работы

  • Avid — самая популярная монтажная программа, в которой создается 95% всех фильмов в мире;
  • Apple Final Cut — профессиональный видеоредактор для macOS; 
  • Adobe Premiere Pro — профессиональная программа для монтажа;
  • DaVinci — программа, которая изначально предназначалась для цветокоррекции, но сейчас в ней также можно монтировать и работать со звуком;
  • Capcut — мобильный видеоредактор.

У каждой из программ есть свои плюсы и особенности. Какую выбрать — зависит от сферы, в которой вы планируете работать. Например, для монтирования фильмов больше подходит Avid, для музыкальных клипов и рекламы — Adobe Premier. Если монтируешь ролики для соцсетей — Capcut.

Интерфейс Capcut

Какой компьютер подойдет для монтажа

Многие компьютеры обладают характеристиками, которые на начальном этапе позволяют заняться монтажом. На старте нет смысла покупать сверхмощный компьютер с современными и дорогими видеокартами и оперативной памятью. 

Вот характеристики, от которых можно отталкиваться при выборе:

Процессор

Процессоры Intel Core i5 или Intel Core i7. Например, Adobe также рекомендует использовать процессоры Ryzen 7 или 9. Для Apple — процессор Apple M1 (или выше) или быстрый процессор Intel с видеокартой AMD.

Оперативная память

Минимальный объем оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) — 8 ГБ. Для формата HD — 16 ГБ, для видео 4К — от 36 до 64 ГБ.

Разрешение монитора

Лучше выбирать большой монитор с высокой точностью цветопередачи с разрешением от 1920 × 1080 и выше.

Где может работать режиссер видеомонтажа

Режиссер монтажа найдет работу в любой сфере, связанной с производством видеоконтента. Это может быть:

  • полнометражное кино и короткий метр;
  • рекламные ролики;
  • музыкальные клипы;
  • видео для YouTube и Instagram-блогов;
  • ТВ-шоу и сериалы; 
  • трейлеры и промо-ролики;
  • отчетные мероприятия и репортажи;

Такой специалист может работать как полный день — например, в рекламных агентствах и продакш-студиях, так и быть занятым парт-тайм на конкретных проектах или брать заказы на фрилансе

Работу можно искать на HeadHunter или биржах фриланса — например, на kwork или profi.ru. Также стоит мониторить профильные Telegram-каналы, например, EDIT & CG® | PRO или Работники Кино.

Сколько зарабатывает режиссер видеомонтажа

Уровень дохода зависит от региона, опыта и качества работы. По данным HeadHunter:

  • Начинающий специалист в Москве зарабатывает от 30 000 рублей в месяц;
  • Специалист с коммерческим опытом — от 70 000 рублей; 
  • Опытные специалисты могут зарабатывать от 100 до 250 000 рублей.

Что добавить в портфолио, если нет опыта 

  • Можно найти единомышленников и поучаствовать в любительском проекте. Это хорошая возможность набраться опыта и научиться работать в команде.
  • Прокачивать личный бренд, вести блог на YouTube или создавать собственный контент. 
  • Активно общаться с коммьюнити и искать стажировки. Успешных кандидатов потом могут взять в штат.
  • Первое время выполнять заказы бесплатно или за символическую плату, чтобы набить руку и отточить навыки. 
  • Экспериментировать с различными монтажными приемами, делать небольшие ролики.

Для портфолио можно создать лендинг на Tilda и выложить туда примеры своих работ. Опишите, с кем вы работали, какие задачи выполняли на проекте, в каких программах умеете работать. Также можно создать страницу со своими проектами на Vimeo. Еще один хороший способ показать свои навыки и кейсы — смонтировать шоурил.

Что почитать и послушать режиссеру монтажа

Книги

Подкасты

  • Крупным планом — подкаст Кинопоиска о актуальных темах в кино.
  • Поэпизодный клан — Подкаст ведут трое российских сценаристов: Роман Кантор («Серебряные коньки», «Эпидемия»), Николай Куликов («Движение вверх», «Легенда № 17») и Константин Майер («Настя, соберись!», «Я худею»). Они рассказывают о кино и сериалах с точки зрения сценариев.
  • Шум и яркость — музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин говорит о музыке в кино: о саундтреках, о композиторах и режиссерах, о том, как зрители слышат фильмы и как звук дополняет изображение.
  • Monday Karma — подкаст кинокритика и редактора сайта «Искусство кино» Алексея Филиппова.
  • Истории кино — подкаст кинокритика Антона Долина. 
  • Зеркало для героев  — кинокритики журнала «Искусство кино» профессионально разбирают российский кинематограф.
  • Кинопрофессии — сотрудники киносферы рассказывают о нюансах своей работы.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лиза
Лиза
| 13.06.2023

Вау, очень полезно, спасибо !

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент