Почему Mobile First актуален
В 2022 году более 60% пользователей интернета выходили в него с мобильных устройств: смартфонов и планшетов. И если они искали что-то в сети, то предпочитали проходить по первым ссылкам из поисковой выдачи и оставаться только на удобных для прочтения сайтах. Пользователи ПК могут позволить себе роскошь открыть сразу несколько окон. Владельцам мобильных устройств сделать это сложнее, да и задачи у них совсем другие: получить нужную информацию оперативно и в удобном формате. Именно в этом заключается актуальность Mobile First: сайт должен находиться в топе выдачи поисковых систем, иметь мобильную версию дизайна и верстки, а также быстро загружаться. Тенденция сохранится и в будущем, поэтому разработчикам важно сделать сайт так, чтобы он:
- показывал все самое важное в первую очередь (экономим время пользователя);
- был хорошо оптимизирован под запросы пользователей (поднимаемся на первые позиции выдачи поисковиков);
- быстро загружал свои ресурсы — картинки, видео, баннеры (экономим время и трафик пользователя и его бюджет на оплату мобильного интернета).
Где применяется Mobile First
Везде, где есть хоть малейшая возможность продемонстрировать продукт и завлечь покупателя:
- службы доставки;
- интернет-магазины;
- соцсети;
- агрегаторы такси;
- сервисы дистанционных услуг и др.
Если вы запутались, то запомните простое правило: если продукт достаточно прост для того, чтобы о нем можно было узнать все, используя только смартфон, то принцип Mobile First — то, о чем стоит задуматься в первую очередь.
Как работает Mobile First
Подход «Мобайл фёрст» в десктопных и мобильных версиях сайта и приложениях реализуется в несколько этапов.
- Дизайн и код. Сначала создается внешняя оболочка, удобная для пользователя и приятная визуально. Затем под нее пишется код для сайта.
- Версия для ПК. После доведения до идеала мобильного варианта сайта разработчики приступают к полноценной его версии. Но она нужна далеко не всегда, поэтому иногда достаточно просто прописать в коде возможность развернуть страницу сайта на большой экран.
- Улучшения и доработки. Любые правки и дополнения вносятся сначала в версию сайта для смартфонов и полностью отрабатываются в ней. И только после этого доработки можно проводить и на версии ресурса для ПК.
Особенности проектирования под мобильные устройства
Крупные кнопки с читабельным текстом. На ПК пользователь использует мышку, чтобы кликать по ссылкам, кнопкам и выпадающим спискам. Ее курсор маленький и точный, поэтому на версии сайта для стационарного устройства все элементы сделаны маленькими, чтобы не отвлекать пользователя. По экрану смартфона люди водят пальцами, именно поэтому все кнопки и другие кликабельные элементы должны иметь большой размер.
Минимум ввода с клавиатуры. Устройства ввода на ПК эргономичны и комфортны в использовании. На клавиатуре можно разместить кисти обеих рук и гору крошек от ваших любимых сэндвичей. Экран смартфона довольно мал, а клавиатура на нем неудобна для рук. Следуя принципам Mobile First, старайтесь вообще избегать ситуаций, когда пользователю нужно вручную вводить данные с клавиатуры смартфона.
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
профессия
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
Делайте мир удобнее. Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. IT-компании ждут вас.
научиться
Максимум автозаполнения. Десктопные версии ресурса хорошо работают с сочетаниями горячих клавиш: копировать, вставить, очистить кэш и т.д. Мобильные версии сайтов для большего удобства должны полагаться на автозаполнение всех форм. Это сэкономит время пользователю.
Вертикализация контента. Экран смартфона узкий и вытянут в высоту, поэтому текстовый и графический контент должен иметь соответствующие характеристики. Подбирайте верстку, картинки и иные элементы мобильного интерфейса сайта таким образом, чтобы пользователь скроллил экран без необходимости масштабировать его пальцами, чтобы разглядеть какой-то элемент.
Визуальная иерархия контента. Самые главные элементы сайта важно располагать в зонах экрана, где сосредоточено все внимание пользователя. Здесь можно сочетать поведенческие паттерны (все привыкли, что снизу всплывают рекламные окна, поэтому там не стоит оставлять важные сообщения) и психологические приемы. Например, размещать важный контент в центре экрана (кнопки покупки, формы для заполнения), второстепенный — над и под основным содержанием страницы (ссылки на другие важные страницы, социальные сети), менее приоритетный, но нужный пользователю — в верхней части страницы (шапка сайта, контактная информация).
Дополнительный функционал. Мобильные устройства умеют звонить. Используйте это в своих приложениях: можно позвонить таксисту прямо из агрегатора, консультанту — из сервиса доставки или магазина автозапчастей. Десктопные версии могут похвастать только всплывающим мессенджером. У смартфонов есть сведения о геопозиции пользователя, его банковских картах, отпечатках пальцев. Следовательно, мобильные версии сайтов должны автоматически предлагать расплатиться нужной картой, оформить доставку по уже известному им адресу, войти в личный кабинет без ввода пароля, а лишь по отпечатку пальца.
Простая навигация. Кнопка-гамбургер в верхнем углу страницы, всплывающее слева или выпадающее сверху основное меню, кнопка быстрой прокрутки вверх — все эти элементы упрощают пользователю жизнь. Многие владельцы смартфонов предпочитают пользоваться расположенными в нижней части экрана кнопками, так как свайпают дисплей большим пальцем. Не забудьте про строку поиска и фильтры в каталогах — это тоже упростит взаимодействие человека и сайта.
Mobile First — это адаптивный или отзывчивый дизайн?
Ни тот, ни другой. Адаптивный дизайн подразумевает разработку нескольких макетов сайта для устройств разного типа. Макеты имеют ширину от 320 до 1600 px, а дополнительные скрипты позволяют ресурсу оценить размер пользовательского дисплея, чтобы подогнать под него нужный макет. Существует еще отзывчивый дизайн, в котором есть только один макет с гибкими настройками. Он может подстроиться под экран любой ширины, а его верстка дополнена подвижной сеткой. Такой подход обойдется дешевле, чем предыдущий, так как не придется разрабатывать несколько версий одного сайта.
Mobile First — это схема, в которой разработка мобильной версии сайта первична. И только после того, как она будет готова, можно приступать к ее масштабированию для полноценного десктопного варианта.
Читайте также:
Какие бывают дизайнеры и что они делают?
Преимущества Mobile First
Рассмотрим плюсы разработки сайтов при подходе «Мобайл Фёрст».
Удобство пользователя. Путь пользователя сразу продумывается с учетом всех ограничений, которые навязывает небольшой дисплей мобильного устройства. Крупные шрифты и кнопки, минимум визуального шума, неуместного масштабирования. А где есть удобство пользователя, там найдется место и повышению конверсии: чем быстрее человек найдет нужный ему продукт или информацию, тем выше вероятность, что он совершит целевое действие (оформит покупку, подпишется на рассылку и т.д.).
Быстрота загрузки. Принцип Mobile First исключает продолжительную загрузку: контент подготовлен и размещен так, чтобы его первая отрисовка при загрузке происходила за доли секунд. И если адаптивная версия сайта может долго выбирать нужный шаблон, а отзывчивая — подгонять размеры под ширину дисплея, то «Мобайл Фёрст»-ресурс загрузится быстрее. Нет громоздкого кода, нет дополнительных «костылей», которые разработчики любят добавлять для адаптации, фокусировка только на важный контент — чем проще, тем лучше.
Приоритет в ранжировании поисковыми системами. Еще в 2016 году Google запустил алгоритм Mobile First Index, который ставит в приоритет сайты, оптимизированные для работы на мобильных устройствах. Это не значит, что остальные ресурсы падают на дно выдачи: грамотное SEO никто не отменял. Но при прочих равных условиях сайты, разработанные по «Мобайл Фёрст»-принципу получают более выгодные позиции, что ведет к большему количеству заказов и росту прибыли.
Недостатки Mobile First
Концепция Mobile First прогрессивна, но, как и у любого явления, у нее есть минусы.
Продолжительность и стоимость разработки. В ходе работ придется подготовить массу макетов для планшетов, смартфонов и стационарных устройств с разными параметрами экрана. Для этого нужна большая команда дизайнеров и разработчиков, которой потребуется много времени и денег. Но здесь важно понимать, что лучше вложить средства в хорошую разработку, чем тратить баснословные суммы на исправление ошибок уже после запуска проекта.
Ограниченность визуальной составляющей. Сегодня минимализм остается в тренде, но никто не знает о тенденциях в будущем. Многим «урезанные» версии оптимизированных для смартфонов сайтов кажутся бедноватыми и слишком уж простыми. Здесь не место тяжелой анимации и видеороликам, несмотря на то что они могут смотреться красиво.
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. Погрузим в дизайн-среду с первого модуля и дадим опыт, который реально пригодится в работе
Научиться