Что такое удобный интерфейс и зачем он нужен
Пользовательский интерфейс — это все, с чем человек взаимодействует на экране устройства, когда использует программу: кнопки, меню, формы, иконки и т. д. Кассир, который пробивает товар, или человек, который вносит наличные в банкомат, работают с интерфейсами. А иногда этим термином называют сами программы, сайты, сервисы и приложения.
Удобные интерфейсы делают жизнь людей проще. Они помогают оплатить интернет, заказать еду, вызвать такси, узнать погоду.
Например, если пользователь сразу понимает, куда нажать, чтобы перевести деньги или посмотреть баланс, значит, интерфейс банковского приложения и сама функция спроектированы удачно и продуманно.
Владельцы цифровых продуктов и бизнеса тоже заинтересованы в том, чтобы их интерфейсы были простыми и понятными. Так они удерживают пользователей и привлекают новых. Это напрямую влияет на рост ключевых показателей, прибыли и развитие бизнеса в целом.
Хороший интерфейс может даже спасти жизнь или повлиять на историю. В книге «Дизайн всего» специалист по управлению IT-проектами Скотт Беркун рассказывает, что запутанная система пожарной безопасности в парижском соборе Нотр-Дам помешала правильно и быстро среагировать на возгорание. В итоге большая часть крыши великого здания разрушилась.
Основные принципы разработки удобного интерфейса
Правильное применение этих принципов поможет улучшить пользовательский опыт и сделать интерфейс интуитивно понятным.
Понимание целевой аудитории
Разрабатывать интерфейс начинают с исследований. Сначала определяют целевую аудиторию, т. е. кто будет пользоваться продуктом. Далее выявляют и анализируют потребности этих людей и проблемы, которые продукт призван решать. Потом на основе полученных данных разрабатывают сценарии поведения пользователей при использовании продукта.
В этом помогает подход Jobs To Be Done. Этот метод позволяет сфокусироваться на задачах, которые пользователям требуется решить, и глубже понять их мотивацию.
Еще JTBD помогает увидеть, с какими сложностями пользователь может столкнуться, как его можно от них уберечь, как предотвратить ошибки, какие функции продукта будут наиболее востребованы и как не добавить лишнего.
Читайте также:
Как составить техническое задание для дизайнера
Проверка гипотез
Визуализировать идеи и проверить гипотезы помогают прототипы. Обычно в них прорабатывают структуру и User Flow интерфейса разной степени детализации элементов, что позволяет выявить недостатки и улучшить пользовательский опыт сайта или приложения.
Понимание рынка и конкурентов
Чтобы создать конкурентоспособный продукт, предварительно проводят анализ рынка: изучают сильные и слабые стороны конкурентов, на чем они делают акцент и чем привлекают пользователей. Это позволяет понять собственные преимущества и то, за счет чего можно выделиться на фоне других предложений.
Простота, минимализм, интуитивность
Чтобы интерфейсом было удобно пользоваться, дизайнеры часто отказываются от большого количества декоративных объектов, чрезмерных анимаций, сложных цветовых схем. Применение принципов минимализма в дизайне помогает снизить когнитивную нагрузку, избавиться от лишнего и сфокусироваться на главном.
Интуитивность — это качество интерфейса, благодаря которому человек сразу понимает, как им пользоваться. За время существования интернета сформировались определенные паттерны поведения пользователей. Например, мы привыкли, что иконка крестика закрывает окно, а стрелка влево возвращает на предыдущий экран.
«Не имеет значения, сколько раз я должен щелкнуть мышью, если каждый щелчок не требует размышлений и является однозначным выбором».
Стивен Круг. «Не заставляйте меня думать»
Нарушение привычных паттернов может запутать пользователей. Если написать сообщение об ошибке зеленым цветом, когда все привыкли к красному, это вызовет когнитивный диссонанс.
Консистентность
Когда в интерфейсе типографика, цвет и форма элементов выглядят единообразно, а кнопки и навигация работают по единому принципу, это вызывает ощущение предсказуемости и снижает когнитивную нагрузку. Такую последовательность дизайн-решений называют консистентностью. Объекты, которые совпадают по стилю и логически связаны, делают интерфейс аккуратным и понятным.
Визуальная иерархия и управление вниманием
Визуальная иерархия определяет, какие элементы интерфейса главные, а какие — второстепенные. Она направляет внимание пользователя и помогает понять, в каком порядке изучать контент.
Визуальную иерархию создают за счет контраста. Контраст — это значительная разница в размерах, цвете, формах и расположении объектов. Чем сильнее разница, тем лучше контраст.
Крупные яркие элементы привлекают больше внимания. Часто заголовки больше по размеру, чем текст абзаца, а кнопки призыва к действию выделяются на фоне за счет ярких акцентных цветов. Это помогает пользователю быстро сориентироваться и определить главное на экране.
Воздух и теория близости
Воздухом называют свободное пространство внутри и между логических блоков элементов. Большое количество свободного пространства делает интерфейс современнее, аккуратнее и минималистичнее.
Элементы, которые логически связаны, визуально группируют и располагают ближе друг к другу. Так они воспринимаются как единое целое. Это помогает подавать информацию порциями, упрощает ее восприятие.
Доступность и инклюзивность
Современные интерфейсы должны создаваться инклюзивными и с заботой о каждом пользователе. Важно учитывать, что у людей могут быть проблемы со слухом, зрением или двигательной активностью.
В этом помогает использование контрастных цветов, комфортных для чтения шрифтов, альтернативных текстов для изображений и специальных настроек управления.
Темная тема
Темная тема тоже учитывает разнообразие потребностей пользователей и делает интерфейс доступным для разных групп людей. С ней интерфейс становится комфортнее для восприятия ночью или в темноте. Еще для некоторых людей темная тема помогает снизить усталость глаз и справиться со светочувствительностью.
Микроанимации и интерактивность
Микроанимации в интерфейсе — это небольшие анимации, которые используют для улучшения взаимодействия пользователя с приложением или веб-сайтом. К ним относятся плавные переходы, изменение состояния элементов, уведомления, эффекты загрузки и прогресса и просто забавные мелочи.
С микроанимациями интерфейс становится более интерактивным, живым и отзывчивым, с ним интереснее и проще взаимодействовать, а еще такие анимации акцентируют внимание пользователя на важных действиях или изменениях.
На этом сайте можно посмотреть другие классные примеры.
Адаптивность
Адаптивный интерфейс корректно смотрится на разных устройствах: компьютерах, планшетах и смартфонах. Благодаря адаптивной верстке страницы быстро загружаются, их лучше индексируют поисковики, что увеличивает трафик и вероятную конверсию, ведь пользователь не ограничен условиями использования интерфейса.
Тестирование и доработка
Даже самые удачные на первый взгляд интерфейсы нужно регулярно тестировать, дорабатывать и развивать. Это поможет выявить слабые места и улучшить пользовательский опыт.
Когда разрабатывают интерфейс, ошибки встречаются на каждом этапе: изначально неверно определили целевую аудиторию и ее потребности, составили неправильные гипотезы, дизайнер сделал непонятную навигацию, а разработчик ошибся в коде, из-за чего новая функция не работает.
Важно учитывать результаты тестирования и отзывы пользователей, чтобы понять, что вызывает затруднения и приводит к негативному опыту. Даже небольшие изменения могут значительно улучшить впечатление от взаимодействия с продуктом.
Инструменты для разработки интерфейсов
Главный инструмент, в котором дизайнеры создают интерфейсы, — Figma. Там можно комфортно и быстро делать варфреймы, кликабельные прототипы, дизайн-макеты, несложные анимации и строить масштабные дизайн-системы. Инструмент продолжает развиваться и регулярно выпускает обновления.
Работать над гипотезами, строить User Flow, JTBD и CJM удобно в FigJam. Это онлайн-доска для совместной работы команды, похожая на Miro, где есть встроенный AI-помощник.
А еще Figma помогает подружить дизайн с кодом. Специально для разработчиков Figma создали режим DevMode, где есть все для удобного экспорта дизайн-макета в код и работы с дизайн-системами.
Как пользовательский интерфейс (UI) влияет на пользовательский опыт (UX)
UI (пользовательский интерфейс) — это то, что пользователь видит и нажимает на экране устройства, когда использует сайт или приложение: кнопки, меню, карточки, изображения. UI помогает понять, как получить нужную информацию или выполнить задачу.
UX — это пользовательский опыт. Если интерфейс работает быстро и понятно, а пользователь не встречает сложностей и препятствий в достижении цели, значит, UX хороший. Продуманный UX позволяет не думать, как пользоваться интерфейсом, а просто выполнить то, что нужно пользователю.
UI и UX неразрывно связаны друг с другом. Красивым интерфейсом комфортно пользоваться, потому что грамотно выстроенная визуальная структура помогает пользователю проще ориентироваться, быстрее привыкнуть к интерфейсу и снизить когнитивную нагрузку. Так пользовательский опыт становится предсказуемым и понятным.
Примеры успешных интерфейсов в разных индустриях
Классных интерфейсов много, и рассказать обо всех невозможно. Показываем детали некоторых крупных продуктов, которые выделяются функциональностью и дизайном.
Еще много отличных интерфейсов можно детально изучить на сайте Mobbin.
Главное о том, как разработать удобный интерфейс
1. Хорошие интерфейсы делают жизнь людей проще.
2. Основные принципы разработки удобного интерфейса — понимание целевой аудитории и рынка, интуитивность и минимализм, визуальная иерархия и высокая контрастность.
3. Интерфейсы должны быть адаптивными, инклюзивными и доступными для всех групп пользователей.
4. Для этого интерфейсы тестируют и регулярно дорабатывают.
5. UI и UX неразрывно связаны друг с другом. Красивым интерфейсом пользоваться комфортно и понятно.
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
профессия UX/UI-дизайнер с нуля до про
Создавайте продуманные интерфейсы сайтов и приложений без навыков программирования. Погрузим в дизайн-среду с первого модуля и дадим опыт, который реально пригодится в работе
Научиться