обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Цветовой тон, тональность

Цветовой тон, тональность
12 марта, 2024
7 мин

Тон цвета — это одна из трех основных характеристик цвета (вместе со светлотой и насыщенностью). Тон или тональность в рисунке — это светотеневые решения внутри объектов на полотне, а также уровень их контрастности. Если тон цвета в живописи помогает создать максимально цельную композицию, но при этом не играет главной роли, то тон в рисунке способен передать объем предметов, их глубину и реалистичность, а также собрать композицию, чтобы зритель смог легко найти в ней визуальный центр. 

Цвет, тон, оттенок — в чем разница

Художественные школы — не единственное место, где людей обучают искусству создания изображений. Появилось большое количество как профессиональных частных курсов, так и мастер-классов от начинающих авторов. Добавим к этому моду на скетчинг, доступность художественных материалов и разнообразных арт-блокнотов — и перед нами появляется путаница в терминологии. Ниже рассказываем, в чем же разница между главными понятиями для любого дизайнера.

Игра цветов и оттенков в киноиндустрии
Кадр из фильма «Город грехов», 2005. Два цвета, несколько оттенков, высокая контрастность. Источник

Цвет — это понятие, которое включает в себя субъективную характеристику электромагнитного излучения в оптическом диапазоне. Если говорить проще, то под цветом стоит понимать ощущение человека от световых лучей, которые попадают ему в глаза при наблюдении за различными объектами. В конце XVII века Исаак Ньютон с помощью стеклянной призмы разложил солнечный луч на яркий спектр, из которого выделил семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В полиграфии же к основным цветам принято относить красный, желтый и синий. При их смешивании можно получить практически любой оттенок для максимально четкой передачи художественного замысла.

Как человек видит цвет
Призма Ньютона. Источник

Оттенок — это вариация одного из цветов, которая зависит от яркости, насыщенности и светлоты цвета. Существуют также оттенки с примесью посторонних цветов. Например, темно-синий и светло-оранжевый — оттенки, которые отличаются от основных цветов по насыщенности и светлоте. А оранжево-красный — это вариант основного цвета с примесью. 

Оттенки розового
Примеры оттенков розового. Источник

Тон — это светотеневая характеристика оттенка. К сожалению, его часто путают с цветом. На самом деле тон — это такое качество цвета, по которому его можно приравнять к одному из основных цветов. Например, бордовый, алый и кармин относятся к красному тону. Разница состоит лишь в длине световой волны и наличии серого цвета. 

Что такое тон и тональность в рисовании и живописи

При создании картин художники опираются не только на яркие краски и захватывающий сюжет, но и на понимание тональности своих работ. Чтобы сделать изображение объемным и живым, они используют контрастные решения, которые словно подсвечивают главные объекты и уводят в тень второстепенные. В результате у картины появляется глубина, которая притягивает и завораживает.

Применение тонов для создания объема
Пример академического рисунка с использованием большого количества тонов для правильной передачи объема предметов. Источник

Чтобы добиться такого эффекта, нужно научиться видеть и понимать тона в рисунке. «Крайними» тонами считаются белый и черный. Они могут акцентировать внимание на деталях и сделать изображение максимально драматичным. Если художник будет использовать только средние тона, то его произведение окажется слишком плоским, неинтересным и лишенным глубины. Чтобы картина заиграла по-настоящему, важно грамотно сочетать несколько тонов для создания акцентов. 

Разные тона в одном и том же изображении
Примеры разницы между изображениями, выполненными в разных тонах. Источник

Не у всех художников получается с первого раза создать картину с нужной степенью глубины, и это нормально. Чтобы научиться хорошо чувствовать тона в цветах и оттенках, можно прибегнуть к упражнениям на тоновую растяжку. Их можно выполнять краской, карандашом, ручкой, пастелью и т. д. Самый простой вариант такого упражнения представлен на иллюстрации ниже. 

Создание тона штриховкой
Упражнение на отработку тона: нанося штриховку простым карандашом, нужно растянуть тон от самого светлого до самого темного варианта. Размазывать штрихи пальцем, использовать ластик или более мягкий карандаш нельзя. Штрихи нужно начать накладывать с самой первой клетки. В результате нужно получить плавный градиент. Источник

Почему важно уделять внимание тону

В процессе работы над любым художественным произведением — от логотипа до морского пейзажа — важно понимать, что тон помогает не только создать объем, но и выделить главный объект и спрятать подальше от взгляда зрителя менее важный. Как это сделать? Первый объект нужно изобразить более светлым, а второй — темным. И чем больше разница в тональности, тем более реалистично будет выглядеть объект. Для примера рассмотрим иллюстрацию ниже. Слева оба фрукта изображены в разных цветах — красном и желтом, но в одном тоне. В результате изображение кажется скучным, плоским и даже «грязным». Нет легкости, чистоты и ощущения реальности. Справа художник использовал те же цвета, но уже разные тона, и груша сразу вышла на передний план, став центром всей композиции. Ниже, на черно-белых рисунках художник продемонстрировал разницу в тональности изображений наглядно. Как видите, первичен тон, а не цвет или оттенок.

Сочетание тонов в живописи
Пример взаимодействия тонов в живописи. Источник

Кинорежиссеры часто используют глубину тона при создании композиции своих черно-белых фильмов. У зрителей по-прежнему остается ощущение объемной картинки, несмотря на то что в ней нет ярких цветов. Тона в данном случае играют и роль прожектора, указывая на главное: «Смотри сюда!» Отметим, что во время съемочного процесса одежда и реквизит выполнены из цветных материалов. Так, на кадре ниже шуба главного героя сшита из коричневого меха, а головной убор индейца создан из разноцветных перьев и бус. На этапе постпродакшена проводится необходимая цветокоррекция, в процессе которой каждый кадр приобретает контрастность и становится более глубоким.

Тона в черно-белом кино
Кадр из фильма «Мертвец», 1995. Источник

Ниже — кадр из того же фильма, но менее контрастный. На нем герои едут по лесу на лошадях и почти сливаются с местностью. Почему так происходит? Потому что в этом кадре использованы только средние тона. Он выглядит плоским, и наш мозг попросту не считывает всю информацию в первые же секунды. Зритель, как и потенциальный наблюдатель из числа персонажей фильма, не должен заметить главных героев, ведь они скрываются от погони. Аналогично обстоят дела с живописью и дизайном: неконтрастное изображение будет казаться менее привлекательным и не сможет завладеть вниманием зрителя или потенциального покупателя. 

Неконтрастное изображение
Кадр из фильма «Мертвец», 1995. Источник

Каким бывает тон

Вернемся к тоновой шкале. Простая растяжка от светлого к темному способна передать любую эмоцию и атмосферу. Сочетания определенных тонов друг с другом называют тоновыми ключами. Именно их используют режиссеры черно-белых фильмов. Разберем, для чего конкретно используется каждый ключ. 

Тоновые ключи
6 тоновых ключей. Источник
  1. Высокий тоновый ключ. Передает добрые и светлые эмоции, легкую атмосферу. Часто используется, чтобы проиллюстрировать сны персонажа. Включает в себя первую половину тоновой шкалы со светлыми оттенками.
  2. Высокий ключ с темным акцентом. Такая схема нужна, чтобы выделить главного персонажа на общем фоне, показать траекторию его движения. Для этого применяется несколько светлых и один максимально темный тон.
  3. Низкий тоновый ключ. Нужен для передачи ощущения страха, незащищенности, тревоги. Часто применяется в триллерах. Чтобы создать такой кадр, нужно использовать половину темных тонов и один-два самых светлых.
  4. Средний ключ. Демонстрирует атмосферу обыденности, скуки, будней. Для создания такого кадра достаточно использовать средние тона. Картинка выглядит плоской, неинтересной.
  5. Высокий контраст. Кадры с таким ключом демонстрируют пиковое эмоциональное состояние персонажа. Для их создания режиссеры используют крайние тона — максимально светлые и максимально темные. 
  6. Полный спектр. Такое решение встречается на протяжении большей части фильмов. На его фоне проходит основное повествование: герои путешествуют, пейзажи сменяют друг друга, происходит завязка сюжета. 
Полный спектр
Пример академического рисунка в полном спектре. У всех предметов есть глубина и тени, изображение выглядит объемным и привлекает внимание зрителя. Источник

Как научиться работать с тоном

Вот один из способов, как научиться осознанно использовать тональность в рисунке для достижения своих целей и создания эффектных работ. 

Шаг 1. Выбрать тоновый ключ. Перечень ключей приведен выше, достаточно лишь определиться с задачей, которую вы ставите перед своим рисунком. Будет ли это демонстрация ярких эмоций, передача обыденности или создание яркого персонажа в 3D — тоновые ключи должны отличаться. 

Шаг 2. Набрать тоны элементов рисунка. Постепенно, двигаясь от светлого к темному, необходимо заполнить тоном (и цветом) все изображение. Затемнить более глубокие и отдаленные от глаз зрителя участки, высветлить те, которые находятся ближе, имеют ярко выраженный рельеф и отражают свет. 

Шаг 3. Преобразовать в ч/б. Самый простой вариант для самопроверки, если вы работаете в графическом редакторе. Если цветное изображение кажется достаточно объемным, преобразуйте его в черно-белое и оцените глубину. В случае, если результат выглядит плоским и неинтересным, стоит усилить контраст: добавить больше темных тонов и сделать выпуклые участки еще более светлыми. 

Проверка контрастности
При снижении насыщенности цветов до нуля они перестают отвлекать и можно детально проанализировать тональность изображения. Некоторым из этих иллюстраций явно не хватает тонового контраста. Источник

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент