Для чего нужно кадрирование
Улучшение композиции. Любое художественное произведение можно сделать лучше, если следовать правилу третей: изображение делится на части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, и фокус размещается в точках их пересечения. Соответственно, можно обрезать фото так, чтобы разместить его главный объект в углу одной из третей, чтобы получить хорошо продуманную композицию. По-хорошему, это нужно делать непосредственно во время съемки. Но если для работы предоставлен уже готовый материал с неудачным композиционным решением, то кадрирование поможет спасти ситуацию.
Удаление отвлекающих деталей. Иногда в кадре присутствует не только главный объект, но и мелкие детали, которые не имеют отношения к тематике съемки. И если в студийной фотосессии их можно избежать, то репортажные снимки для публикации в СМИ или работы начинающих фотографов пестрят посторонними предметами. В результате внимание зрителя может переключиться с главного на малозначительное. Здесь не помогут ни размытие фона, ни корректировка оттенков. Если получить хорошую композицию еще на этапе съемки не удалось, то кадрирование позволит обрезать изображение так, чтобы на снимке остались только основные элементы.
Регулировка соотношения сторон. Для нескольких типов носителей требуются изображения различных форматов. На ПК-версиях сайтов часто используются картинки с альбомной ориентацией, а в адаптивных версиях — в виде вертикального прямоугольника, который повторяет очертания дисплея. В популярной запрещенной соцсети предусмотрена возможность выкладки только квадратных снимков. Для печати тоже требуются фотографии определенного формата (вытянутые в соотношении 3:2 кадры, снятые на селфи-камеру, не подходят для этих целей). Кадрирование позволит получить несколько вариантов одного и того же изображения для различных платформ.
Виды кадрирования
При подготовке к печати изображения могут кадрироваться двумя способами.
- Целиком. Данный подход позволяет сохранить целостность изображения — края не подрезаются, а сам снимок не растягивается и не меняет соотношение сторон. Фотография просто уменьшается до подходящего для распечатки размера. В результате по горизонтали и/или вертикали на снимке появятся белые поля.
- По формату. В этом случае белых полей не остается: изображение обрезается так, чтобы в кадр уместились значимые объекты. Часть снимка, конечно, будет утеряна, но не останется широких белых полос, которые привлекают к себе внимания больше, чем посторонние детали в кадре.
5 правил кадрирования фотографий
Выстраивать идеальную композицию во время съемки. Создать идеальный исходник проще и быстрее, чем править некачественный снимок. Если снимаете самостоятельно, то выставляйте кадр так, чтобы сразу получить нужную композицию, например по встроенной в фотокамеру сетке.
Если даете техническое задание фотографу, то укажите нужные ракурсы и приложите фотореференсы из сети в качестве наглядных примеров. Безусловно, неудачный снимок можно кадрировать, чтобы добиться нужного результата, но при обрезке изображение может увеличиться и просесть в качестве: упадут резкость и детализация, фон станет менее размытым и будет привлекать к себе внимание. Не забывайте и про размер файла: правильно скомпонованное на этапе съемки фото весит больше, чем обрезанное в процессе редактирования, и имеет более высокое разрешение. Такой материал можно использовать для крупноформатной печати и размещения на различных площадках.
Не обрезать людей на снимке по суставам. При кадрировании фото важно учитывать особенности человеческой анатомии. Не стоит обрезать кадр по линии, которая пересекает сустав, чтобы не создавать впечатление ампутированной конечности. Если вся рука не влезла в кадр, то обрезку можно сделать на уровне середины предплечья или плеча. Аналогично и с головой: не стоит пытаться запечатлеть для потомков норковую шапку, обрезав при этом человеку подбородок (если, конечно, вы не пытаетесь продать шапку). Изменяйте композицию так, чтобы тело казалось более вытянутым и стройным, а не приземистым.
Соблюдать правило третей. Оно актуально не только для плакатов и фотографий, но и для диджитал-рекламы. При создании композиции нужно размещать объект в активных точках, которые расположены на пересечении линий, разделяющих площадь снимка на 9 равных частей. Внимание наблюдателя естественным образом будет приковано к этим точкам, а композиция станет более динамичной. Правило третей актуально для любых изображений: портретов, пейзажей, кадров food-съемки, репортажных снимков.
Размещать глаза в верхней трети снимка. Такое решение визуально более выигрышно, т.к. человек привык к тому, что глаза другого индивидуума находятся на одном уровне с его собственными глазами. Не стоит бояться обрезать макушку или прическу: композиция только улучшится без этих ненужных элементов в кадре. К тому же при размещении глаз в верхней трети снимка автоматически отпадает необходимость обрезки фото в районе подбородка.
Делать разные кадры. Красиво обрезать фото можно по-разному: располагать объект в левой или правой частях кадра, заполнять его по центру или кадрировать с рамками, создавать снимки вертикальной и горизонтальной ориентации. Во-первых, такой подход позволит заказчику использовать полученный контент для печати, размещения в соцсетях и даже публикации в местных СМИ. Во-вторых, у вас получится натренировать насмотренность, чтобы со временем научиться кадрировать фото еще на этапе его съемки.
Пример кадрирования снимка для различных форматов. Источник
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
При выборе формата нужно ориентироваться на само изображение (что находится в кадре), площадку для размещения (баннер, рабочий стол, новостная статья, фотоальбом), а также задачи снимка (проиллюстрировать конкретное событие или заполнить свободное пространство). Существует три наиболее популярных формата кадра.
Горизонтальный. Самый популярный, так как наиболее привычен для восприятия: именно таким образом мы видим окружающий мир. Он спокоен и в меру динамичен, не вызывает чувства дискомфорта. Горизонтальный формат подходит для пейзажных снимков и фотографий одного крупного объекта в окружении множества мелких. Современные ноутбуки, телевизоры и планшеты используют именно его. Широкоэкранным стандартом считается соотношение сторон 16:9 — он широко применяется в кино и фотографии. Ранее был распространен формат 4:3.
«Безмятежность» — один из самых известных кадров с горизонтальной ориентацией. Создает умиротворяющую атмосферу не только красотой природы, но и соотношением сторон. Источник
Вертикальный. Чуть менее популярный, чем горизонтальный, из-за усложненного восприятия. Вертикальные объекты, находящиеся в кадре, заставляют глаза перемещаться вверх и вниз, словно сканируя его. Такой формат идеален для портретных фото и сюжетов, которым следует уделить особое внимание. Чтобы вертикальный снимок проще воспринимался, главный объект стоит сместить либо к верхнему, либо к нижнему краю, «облегчая» центр кадра. Чаще всего в таком формате используется соотношение сторон 2:3.
Вертикальный формат подчеркивает высоту дерева и позволяет сравнить его с более низкими, «горизонтальными» растениями и горами. Дополнительно темное дерево хорошо контрастирует со светлым окружением. Источник
Квадратный. Далеко не все камеры способны создавать подобные снимки, но их можно кадрировать как в самом простом предустановленном редакторе изображений на смартфоне, так и в профессиональном ПО на компьютере. Квадратные кадры выглядят максимально уравновешенными, симметричными и стабильными. Они позволяют зафиксировать внимание наблюдателя в центре композиции. Такой формат подойдет для съемки архитектуры, абстракции, предметов с ярко выраженными строгими линиями и макросъемки с обилием деталей. Квадратный снимок имеет соотношение сторон 1:1.
Пример снимка блюда, предназначенного для публикации в социальной сети. Источник
Важно! При кадрировании используйте в первую очередь один из перечисленных форматов, чтобы получить удобный для восприятия снимок. Дело в том, что изображения с вышеописанным соотношением сторон максимально привычны человеку, и наблюдателю не потребуется прилагать дополнительные усилия, чтобы разглядеть все детали изображения. Конечно, с форматом можно экспериментировать. Однако эксперименты уместны лишь в высокохудожественной фотографии и необычных, экстравагантных стилях.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую