Когда и зачем появился Pantone
В 1950-х в Америке сотрудник одной из типографий Ларри Герберт заметил, что клиентские замечания вроде «мне нужен красный, но не такой яркий, а чуть потемнее» доставляют слишком много проблем при выборе оттенка для печати готовой продукции. Тогда он предложил создать систему цветовых карточек-образцов, которые можно демонстрировать заказчикам. Первая партия такой продукции была отпечатана для производителей декоративной косметики: распространители смогли отказаться от демонстрации образцов помады в натуре и стали предлагать своим клиентам распечатанные цветовые палитры. Эта история показала Ларри Герберту востребованность и удобство применения стандартизированных каталогов в печатной индустрии.
В 1962 году Герберт выкупает типографию и переименовывает ее в Pantone. К тому времени предприятие успело создать каталог с 40 пронумерованными образцами оттенков. Продолжая развиваться, компания обзавелась штаб-квартирой в Нью-Джерси и к 1970 году успела продать более 100 тысяч каталогов. Сегодня «Пантон» является общепризнанным мировым стандартом, которым пользуются дизайнеры одежды, интерьеров, создатели отделочных материалов и текстиля, а также полиграфисты.
Читайте также:
главные цвета года по версии института Pantone с 2000 по 2024 год
Зачем нужны Pantone-цвета
Для облегчения работы дизайнеров и полиграфистов. Каждый номер цвета Pantone содержит информацию о соотношении базовых оттенков из палитры CMYK, необходимых для его получения. Конечный результат печати будет одним и тем же вне зависимости от географического положения типографии. Для выбора цвета заказчику достаточно назвать его номер или выбрать один из более чем 2000 оттенков в палитре.
Для многих брендов важно использовать в оформлении логотипа конкретные цвета, и готовые стандартизированные таблицы помогают печатать фирменную атрибутику без изменения корпоративной цветовой гаммы. Вся информация об используемых оттенках (а также шрифтах, размерах лого и вариантах оформления печатной продукции) содержится в официальных брендбуках. Именно в них указаны и номера оттенков Pantone.
Важно помнить, что итоговый оттенок после печати может выглядеть ярче или темнее, чем это было задумано. Дело не только в настройках монитора, но и в используемом типе бумаги. На глянцевой (coated) бумаге краски будут смотреться сочнее, чем на матовой (uncoated). По этой причине в институте Pantone предусмотрели сразу два варианта раскладок цветов — они наглядно демонстрируют конечный результат. Самый простой пример использования — корпоративная канцелярская продукция. Для глянцевой обложки блокнота нужно выбрать из палитры «Пантон» цвет с маркировкой C, а для мелованных внутренних листов — номер оттенка с добавлением U на конце.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Палитры Pantone: как они выглядят и где используются?
В отличие от больших цветовых раскладок RGB, классическая палитра Pantone напоминает обычный брелок: на металлическое кольцо или пластиковое крепление собраны полосы бумаги с образцами оттенков, их номерами и дополнительными характеристиками. Образцы оттенков на каждом листе расположены по степени уменьшения насыщенности: от максимально темного тона до максимально светлого. Такое решение удобно для заказчика: он может приложить образец цвета к уже имеющимся промоматериалам и выбирать необходимый оттенок. Представители компании Pantone рекомендуют обновлять эти палитры ежегодно, так как при постоянном использовании образцы истираются, могут изменить оттенок и выцвести. Закупка свежих экземпляров актуальна и по причине добавления большого количества новых оттенков.
Палитры Pantone популярны среди представителей модной индустрии: они позволяют дизайнерам говорить о конкретном оттенке, который актуален в грядущем сезоне, без излишних описаний — достаточно назвать цифровой код. Лаконичность и удобство использования бумажных раскладок делают эти палитры актуальными и среди представителей подрядных организаций: можно вручить клиенту несколько раскладок, чтобы он смог выбрать цвет стен и потолка в своей гостиной.
Цвет года: что это и почему все следят за процессом его выбора?
В 2000 году представители «Пантон» впервые решили сделать один из оттенков своей палитры символом года. С течением времени эта традиция стала не просто приятным ритуалом, а социально значимым событием. Дело в том, что цвет года отражает экономические, психологические, экологические и социальные настроения в мире и привлекает внимание к определенным проблемам человечества. При этом дизайнеры не стараются заявить о том, что какой-то конкретный цвет будет в моде в грядущем сезоне — они стараются предложить оттенок, который уже актуален.
Главные цвета последних лет по версии Pantone
Устроим небольшую ретроспективу и вспомним главные оттенки последних 5 лет.
2017 — Greenery. Данный оттенок был призван вдохновлять людей, дарить им жизнерадостность и мотивировать на великие свершения. Свежий и сочный, он напоминал о лете и помогал взбодриться.
2018 — Ultra Violet. Глубокий фиолетовый представители Pantone характеризовали как драматичный, продуманный и провокационный оттенок. Этот цвет символизировал творческое начало, отсылал к космическим глубинам и напоминал людям о том, что стоит прислушиваться к своей интуиции.
2019 — Living Coral. Теплый и яркий оттенок призывал человечество восстановить баланс между природой и людьми.
2020 — Classic Blue. Спокойный и глубокий классический синий цвет вселял уверенность и помогал бороться со стрессом. Примечательно, что многие партнеры компании Pantone решили предоставить покупателям возможность не только увидеть этот оттенок, но и почувствовать его: узнать на вкус, услышать, потрогать и уловить аромат.
2021 — Ultimate Gray и Illuminating. Сочетание ярко-лимонного и нейтрального серого оттенков транслировало ощущение стабильности и надежды. Этот воодушевляющий и одновременно строгий тандем стал особенно популярным в оформлении интерьеров, т.к. цвета отлично оттеняют друг друга и не создают давящего ощущения.
2022 — Very Peri. Оттенок барвинка был впервые смиксован из двух цветов (фиолетового и красного), а не выбран из уже имеющихся в палитре. По замыслу создателей, данный оттенок характеризовал переломный момент истории: человечество активно использует новые технологии и переходит от привычных осязаемых объектов к виртуальным мирам, метавселенным и цифровому творчеству.
2023 — Viva Magenta. Институт Pantone уже объявил цвет грядущего года. Им стал насыщенный малиново-красный, в котором есть место мягкой дерзости, смелой грации и уверенности. Данный оттенок призван воодушевить человечество на новые свершения после затяжной трехлетней пандемии, пробудить мир от стресса после экономических потрясений и социальных волнений.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую