обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Покадровая анимация

5 августа, 2023
6 мин

Покадровая анимация — это техника для создания анимации, при которой художник работает над каждым кадром отдельно. Готовый ролик (и тем более полнометражный мультфильм) может состоять из нескольких тысяч кадров, которые были созданы с нуля. Каждая новая сцена отличается от предыдущей: предмет слегка изменяет форму, положение или оттенок. Быстро сменяя друг друга, кадры создают иллюзию подвижного изображения. Покадровая анимация сегодня применяется в создании художественных фильмов, рекламы, видеороликов для личных блогов.

Пример покадровой анимации
Пример раскадровки. Персонаж меняет положение рук, ног, а также становится то выше, то ниже на разных кадрах. Источник

Что можно сделать при помощи покадровой анимации

Классический пример покадровой анимации — мультфильмы компании Disney: «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Бэмби», «Золушка» и т.д. Каждый их кадр был отрисован мультипликаторами студии, а затем заготовки отправлялись на монтажный стол. Не стоит забывать и о кукольных мультфильмах, а также о лентах с пластилиновыми героями: все они тоже снимаются покадрово, хотя отрисовка при их создании практически не используется.

Все 99 щенков в мультфильме "101 далматинец" отрисовывались каждый раз заново
Все подвижные элементы в мультфильме «101 далматинец» каждый раз отрисовывались заново. Даже все 99 щенков. Источник

Если вы хотите создать свою рисованную покадровую анимацию, то запомните одну простую вещь: она не будет выглядеть реалистичной. Даже если при создании кадров использованы рисунки с очень высокой проработкой (грамотно подобранными оттенками, верно наложенными тенями и отработкой бликов), то зритель все равно заметит небольшие изменения между кадрами.

Традиционная покадровая анимация
Шоурил с традиционной покадровой анимацией с канала lemoncholy. Источник

Программы для покадровой анимации

Adobe Animate. Классический и очень популярный вариант, на котором можно сделать анимацию. У программы существует бесплатная пробная версия. Adobe Animate позволяет делать как живую, так и неживую анимацию в сжатые сроки. Но, к сожалению, отдельно приложение приобрести нельзя — только в рамках пакета с другим ПО этого разработчика. Также оно не подходит для создания экшн-сцен.

Анимация, созданная в Adobe Animate
Пример анимации, выполненной с использованием Adobe Animate. Источник

Pencil2D. Простая десктопная программа, которая имеет открытый исходный код и легко работает на Windows и Linux. Не запустится она только на смартфоне. Интуитивно понятный интерфейс, простая работа с инструментами, возможность переключаться между векторным и растровым рабочими процессами — это ли не чудо? На различных онлайн-курсах Pencil2D представлен как ПО для детей, которые только обучаются рисовать анимацию. Дополнительно стоит приобрести стилус и планшет, чтобы упростить работу в приложении. Безусловно, это актуально для всех графических редакторов, которыми пользуются дизайнеры. Но при необходимости работать в Pencil2D можно даже при их отсутствии — достаточно лишь мышки.

Эскизы для покадровой анимации
Эскизы для создания покадровой анимации от Irina Gorchakova. Источник

Toon Boom Harmony. Необычное ПО с большим набором уникальных функций и инструментов, которое может освоить даже новичок. Зачастую оно применяется для создания векторной анимации, но в расширенной версии можно работать и с растровыми изображениями. Программа доступна по подписке (25$ ежемесячно), но существует и бесплатная версия для тех, кто хочет протестировать новый для себя инструмент. Разработчики Toon Boom Harmony позаботились о разных уровнях мастерства своих пользователей и подготовили аж 3 версии: Essentials — для тех, кто впервые создает двухмерный анимированный клип, «Расширенный» — для опытных иллюстраторов, студий графического дизайна и фрилансеров, а также «Премиум» — для профессионалов, которые создают анимированные мультфильмы. Для новичков также доступны обучающие видео. К недостаткам можно отнести сбои в работе. Справедливости ради отметим, что с каждым новым обновлением их все меньше.

Анимация, созданная с помощью Toon Boom Harmony
Пример анимации от Moony (Ana), выполненной с использованием Toon Boom Harmony. Источник

Blender. Еще одна программа с бесплатным доступом, которая позволяет анимировать различные клипы. Причем не только двух-, но и трехмерные. Приятный бонус — возможность создавать модели для игр, заниматься скульптурингом, рендерить готовые проекты и отрисовывать фотореалистичные дизайн-проекты. И все это — «без регистрации и смс». Но учтите, что в этом ПО интерфейс не только сложен в освоении: он не русифицирован. Однако Blender придется очень кстати фрилансерам, сотрудникам студий дизайна и отделов маркетинга, которые уже имеют богатый опыт работы с анимацией.

Как выглядит покадровая анимация
Пример покадровой анимации от Кирилла Камнева. Источник

OpenToonz. Еще одна программа, которая востребована профессионалами. Ее можно использовать для создания как полнометражных мультфильмов, так и небольших роликов и маркетинговых материалов. Удобно, что разработчик уже позаботился о пользователях и заполнил библиотеку этого ПО различными текстурами и готовыми эффектами. В OpenToonz можно работать с векторной и растровой графикой. Из приятного — большое количество туториалов в открытых источниках, что особенно актуально для тех, кто только начал осваивать эту программу. К сожалению, приложение не русифицировано, так что придется подучить английский.

Анимация, выполненная с OpenToonz
Пример покадровой анимации надписи от siumya enhk, выполненный с использованием OpenToonz. Источник

FlipaClip. Приложение, которое удобно для любителей работать на бегу — оно создано для iOS и Android. Этот портативный инструмент для анимации видео доступен бесплатно, но для разблокировки некоторых функций может понадобиться оплата. Инструментал прост и интуитивно понятен, расположение кнопок на дисплее весьма эргономично. Примечательно, что разработчики продумали функцию совместного использования: готовый ролик можно опубликовать сразу в нескольких соцсетях одним кликом.

Это далеко не полный перечень программ, в которых можно нарисовать анимацию и создать полноценный фильм.

Советы по созданию покадровой анимации

От частного к общему. Сначала стоит продумать движение мелких элементов (кончиков волос, кистей рук, ног), а затем уже создавать полную картину. Так быстрее можно понять, как они будут сочетаться в кадре.

Больше натуральности. Мы уже говорили о том, что анимацию нельзя сделать реалистичной. Но в ваших силах заставить зрителя поверить в происходящее на экране. Иногда достаточно пожертвовать небольшим куском сюжета, но при этом сделать упор на проработку объектов в кадре: их деталей, оттенков и прорисовки.

Больше контрастов. Нет, не цветовых. Комбинируйте быстрые и медленные движения, статику и динамику. Не забывайте о том, что в реальной жизни люди и животные совершают те или иные движения с различной скоростью. Например, клерк может медленно потягивать кофе из кружки, но при этом быстро щелкать мышкой или хватать телефонную трубку, чтобы ответить на звонок. Контраст — еще один способ оживить кадр.

Больше инструментов. Не стойте на месте — осваивайте различные программы, ведь их функционал отличается. Где-то можно найти нестандартные текстуры, а какие-то разработчики предлагают оригинальные подходы к редактированию движений объекта в кадре. Стоит также позаботиться и об освоении камер — изменение глубины резкости и фокусного расстояния творит с кадром настоящие чудеса.

Анимация с канала ellmovy
Шоурил покадровой анимации от Ella Moffatt с канала ellmovy. Источник

Иные техники анимации

Покадровая анимация — это прекрасная база. Трехмерная — неплохой виток развития. Но существует еще несколько популярных техник, которые востребованы как в киностудиях, так и среди рекламных агентств.

2D векторная. Похожа на покадровую, но можно не отрисовывать каждый кадр с нуля, а лишь изменять определенные части объекта для каждой новой сцены. Принципы те же, но скорость выполнения намного выше.

3D. Классический пример анимации такого типа — серия мультфильмов «Шрэк». Трехмерные модели создаются мультипликаторами в более сложных графических редакторах. Принципы движения и построения композиций разительно отличаются от покадрового метода. 

Motion Capture. Такая анимация использует захват движения актера, на тело которого надеты датчики. Компьютер обрабатывает полученные данные и применяет их к создаваемой модели. В итоге трехмерный персонаж имеет вполне реалистичные паттерны движения даже в самых сложных ситуациях (например, бой на мечах в компьютерной игре). 

Stop Motion. Кукольные мультфильмы были популярны много лет назад — когда-то они выглядели почти реалистично. Для съемки модель фиксируется на распорках, далее делается кадр. Затем аниматоры изменяют положение модели в кадре и делают новый снимок. Позже соединяют все кадры в клип. К Stop Motion можно отнести и пластилиновую анимацию, при которой моделями служат гибкие предметы или персонажи из пластилина, а кадры снимаются по одному.

Пластилиновая анимация
Пример пластилиновой Stop Motion от yerr wang и UoU Studio. Источник

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент