обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Препресс

Препресс
13 октября, 2023
14 мин

Препресс (prepress), или допечатная подготовка — это процесс подготовки дизайн-макета к отправке в печать. Он включает в себя целый комплекс работ по отрисовке, контролю и тестированию макета. Препресс требуется любой печатной продукции — от контурной детской раскраски до огромного рекламного баннера.

Зачем нужен препресс?

Препресс нужен для того, чтобы понять, насколько заготовленный дизайнером макет для печати отвечает выставленным типографией техническим требованиям. Нередко возникают ситуации, когда типография не может напечатать тираж из-за того, что дизайнер не учел максимально допустимую ширину печати и сделал макет неподходящего размера. В таких случаях на готовой продукции будут обрезаны участки фона, что может просто испортить партию. Подготовка к печати позволяет исключить возникновение подобных ситуаций и свести к минимуму объемы типографского брака.

Кто занимается допечатной подготовкой?

Это может делать как сам автор макета, так и сотрудники типографии. Рассмотрим, чем они занимаются.

Дизайнер

Препресс начинается не после того, как дизайнер внес последние правки в макет, а еще до создания этого самого макета! Сначала дизайнеру нужно понимать, какие типографские требования к макетам ему необходимо учитывать при работе и какие возможности есть у оборудования. Например, при подготовке макетов визитных карточек следует придерживаться стандартных размеров для этого типа полиграфии, а не идти на поводу у клиента, который хочет получить изделия в виде нестандартных прямоугольников 2х15 см. 

Что в такой ситуации можно сделать? Либо уговорить клиента на стандартный размер визиток, либо предложить ему самостоятельно найти типографию, которая готова перенастроить свое оборудование без увеличения бюджета, чтобы напечатать и вырезать для него карточки нужного формата. Дизайнеру важно знать технические требования типографий, чтобы учесть их при подготовке проекта.

Создание макета дизайнером
Дизайнер отвечает за создание изображения и учет требований типографии. Источник

Технолог типографии

В ответственность исполнителя входят подготовка печатных форм и монтажных спусков, а также печать цветопроб. Типографские технологи должны обеспечить работоспособность всего оборудования и перенастроить его, если это необходимо. Вернемся к вышеописанному примеру: если есть техническая возможность перенастройки оборудования под размер 2х15 см и дизайнер изначально говорил о такой необходимости, то технологам нужно обеспечить работу станков в соответствующем режиме. В противном случае придется выплачивать неустойку из-за нарушения условий договора.

Как этого избежать? Заранее указать требования и технические параметры печатного оборудования типографии (на сайте или по телефону при беседе с заказчиком) и оговорить условия работы всего штата. Тогда дизайнер будет понимать, на что ему можно рассчитывать и где придется уступить.

Цветопроба перед печатью
Технологи в типографиях отвечают за верстку, цветопробы, подготовку печатных форм и т.д. На фото — пример цветопробы. Источник

На практике часто бывает, что дизайнеры и технологи типографий не находят взаимопонимания и перекладывают ответственность за бракованную партию полиграфии друг на друга. Этап препресса позволяет сгладить углы и не допустить дефектов макета с минимальными трудозатратами.

Какие операции входят в препресс?

Опустим момент с созданием дизайна — этим занимается непосредственно художник, графический дизайнер или дизайнер полиграфии: создает макеты, вставляет в них изображения и «играет» шрифтами. В типографиях подготовка к печатному процессу включает в себя следующие этапы.

  1. Верстка

В рамках этого процесса формируются полосы для последующей печати: текст и графические элементы комплектуются таким образом, чтобы информацию было легко воспринимать. Технологи следят за тем, чтобы полосы не перекрывали друг друга. При необходимости макет возвращается дизайнерам для правок содержимого.

Верстка издания
Процесс верстки бумажного издания в типографии. Источник
  1. Вычитка текстов

На этом этапе технологи проверяют корректность наименования компании и продукта, наличие юридической информации и т.д. Если в тексте выявлены опечатки или грамматические ошибки, специалисты смогут поправить их на месте. Отметим, что корректоры в типографиях не занимаются проверкой информации на достоверность — эту задачу нужно решить либо самому дизайнеру, либо агентству, которое предоставило ему ТЗ для работы.

Ошибки на баннере
Этот баннер корректор наверняка не вычитывал. Сможете найти все ошибки? Источник
  1. Проверка на соответствие чертежам

Упаковка — особый вид полиграфической продукции. Изображения и текст должны наноситься на нее определенным образом, с учетом мест для склейки, сгибов и т.д. Если в макете логотип бренда будет находиться там, где на упаковке планируется разместить, например, крышку, технологи переместят его на другое место. 

Макет упаковки
Пример макета с указанием размеров отпечатков от Людмилы Селяхович. Источник
  1. Ретушь

Коррекция изображений перед отправкой в печать — это компетенция не только графического дизайнера, но и технолога типографии. Техническая ретушь призвана устранить мелкие артефакты (лишние контуры, незаблокированные слои, неудаленные примечания, пометки и т.д.). Художественная ретушь позволяет изменять яркость, контрастность и насыщенность оттенков на макете.

Ретушь снимков
Глубокая ретушь снимков ювелирных изделий от Image Fixer. Источник
  1. Цветокоррекция

В отличие от ретуши, эта операция проводится на более глубоком уровне и позволяет отрегулировать цветовую составляющую макета, чтобы изображение легко воспринималось человеческим глазом. Дело в том, что зрение людей адаптируется к изменениям освещения, а фотооборудование и принтеры сделать это не в состоянии. Цветокоррекция в рамках препресса позволяет избежать такого дефекта, как расплытие контура изображения. По-иному этот процесс называют подборкой процента растискивания точки. В процессе печати краска при попадании на бумагу расплывается небольшим пятном, и контур, который в цифровом виде выглядел тонким и ровным, на готовой продукции может стать размытым. Цветокоррекция позволяет этого избежать.

Цветокоррекция изображения
Изображение до (слева) и после цветокоррекции (справа). Источник
  1. Треппинг

Данный процесс нужен для того, чтобы избавиться от дефектов при наложении двух соседних участков цвета друг на друга. При многократной типографской печати на стыках областей разных оттенков могут образовываться зазоры из-за несовмещения цветов. В процессе треппинга технологи регулируют места соприкосновения или наложения оттенков на макете.

Изображение с треппингом и без него
Наглядный пример изображения с треппингом и без него. Источник
  1. Цветопроба

Проще говоря, это черновой отпечаток, который нужен для оценки качества всех проведенных технологами работ и корректировки настроек. На цветопробе заметны дефекты оттенков, некорректные начертания букв, расплывшиеся контуры и т.д. При выявлении недостатков макет возвращают в работу, а затем снова делают цветопробу. Процесс продолжается до тех пор, пока отпечаток не будет доведен до идеального результата. Отметим также, что цветопробу делают на той бумаге, на которой планируется в дальнейшем запуск всей партии полиграфической продукции. Бумагу иного качества (более или менее плотная, матовая или глянцевая, гладкая или с тиснением) использовать не рекомендуется.

Пример цветопробы
Классический пример цветопробы в типографии. Источник
  1. Создание спуска полос

Когда все замечания устранены, сверстанные ранее полосы распределяются так, чтобы будущая брошюра или книга имела корректную последовательность страниц. При создании спусков технологи проставляют метки и используют шкалы контроля цветов. Обязательно учитываются операции, которые будут произведены в будущем (резка, фальцовка и т.д.). К примеру, при печати визиток нужно оставлять поля вокруг каждой карточки, чтобы после изготовления отпечатков всю партию можно было быстро нарезать и подровнять, а при производстве книги — распределять страницы в определенном порядке.

Спуск полос
Пример спуска полос для 16-страничной брошюры. На листах страницы расположены не по очереди, а в порядке, который подходит для того, чтобы собрать готовое изделие «на скобку». Источник

Что обязательно нужно знать для выполнения препресса

Виды печати

Печатать изображения можно разными методами. К самым популярным относятся:

  • цифровая. Самый простой вариант, который схож по технологии с работой домашнего струйного принтера. Он подходит для создания небольших партий продукции (фотокниг для выпускников, партии визиток объемом до 100–200 шт., мелкого тиража сборников рассказов). К плюсам цифровой печати можно отнести возможность изменить макет в любой момент: партия небольшая, и процесс ее изготовления можно остановить, чтобы внести нужные корректировки. Стоимость одного экземпляра продукции будет фиксированной — она не зависит от тиража;
  • офсетная. Печать этого типа не сравнить с обычным принтером: полноцветное изображение разделяется на 4 отдельных цвета, которые впоследствии выводятся на печатные формы. Последние устанавливаются в печатную машину, и процесс печати запускается. Внести правки в макет в данном случае нельзя: как только формы выводятся, партия отправляется в печать. Если все же потребуется скорректировать тексты или изображения, придется заново готовить к печати и макеты, и оборудование. Такой подход оптимален для крупных заказов в больших типографиях. Офсет используется для тиражирования книг, газет, журналов. Но есть и плюсы: чем больше количество экземпляров в тираже, тем дешевле единица готовой полиграфической продукции.
Цифровая и офсетная печать
Разница между цифровой (слева, при увеличении заметны пиксели) и офсетной печатью (справа, при увеличении заметны точки из цветовой модели CMYK) наглядно. Источник

Существует и печать на сувенирах, одежде, текстиле. В каждом случае для нанесения изображения на носитель используются различные методы и материалы:

  • сублимация — для нанесения изображения на ткань;
  • шелкография — для переноса изображения на стеклянные, керамические, латексные и синтетические поверхности;
  • флексография — для печати этикеток и бирок;
  • тампопечать — для переноса логотипов на брелки и ручки;
  • УФ-печать — для нанесения изображения на любые материалы с использованием фотополимеризируемых чернил;
  • широкоформатная печать — для изготовления баннеров, растяжек и т.д.

Тип графики

Когда дизайнер создает макет, он может работать как с растровой, так и с векторной графикой. Растр — это мозаика из пикселей на мониторе. При увеличении такого изображения можно обнаружить его зернистость и мозаичный эффект. Вектор — это набор точек, линий и кривых, которые при масштабировании не разделяются на тысячи квадратиков, а сохраняют свою четкость и плавность. Для качественной печати крупноформатных изображений рекомендуется использовать векторную графику при создании макетов.

Растровая и векторная графика
Пример различий между растровой и векторной графикой. Источник

Цветовые модели

CMYK и RGB — это популярные цветовые модели, которые используются в цифровом и аналоговом мире для описания конкретного оттенка. Но при работе дизайнеру важно учитывать, что есть модели, которые излучают цвета (используются для цветопередачи на мониторах и дисплеях) и отражают их (предназначены для печати). Природа создания определенного оттенка в таких моделях разная. Например, в схеме RGB при смешении трех основных цветов получается белый, а в CMYK — темный, почти черный цвет. Офсетная печать работает как раз с моделью CMYK: изображение разделяется на 4 оттенка (циановый, пурпурный, желтый и черный), которые послойно наносятся на заготовку.

Цветовые модели CMYK и RGB
Разница между цветовыми моделями CMYK и RGB. Источник

Разрешение растровых картинок

В процессе допечатной подготовки можно столкнуться с двумя похожими терминами:

  • ppi (pixels per inch) — количество пикселей, которые могут поместиться на одном квадратном дюйме. Величина означает разрешение цифрового изображения;
  • dpi (dots per inch) — количество точек, которые могут поместиться на одном квадратном дюйме. Величина используется для измерения разрешения уже напечатанного изображения.

Важно различать эти обозначения: пиксели составляют цифровую картинку, а точки — напечатанную. Точка — это самый маленький объект, который только может напечатать типография. И чем больше точек будет помещено в дюйм, тем выше окажется качество готового изображения на носителе.

Если планируется печать брендированной канцелярии или иных объектов, которые человек будет видеть вблизи, то оптимально использовать растровое изображение с разрешением для печати 300 dpi. Для картинок, которые будут размещаться на баннерах и растяжках, допускается применять более низкое разрешение — от 150 до 50 dpi: изображение будет удалено от человека, и размытие контуров будет сложно заметить.

Ухудшение качества печати при уменьшении dpi
Наглядный пример ухудшения качества печати растрового изображения при уменьшении параметра dpi и сохранении изначальных размеров. Источник

Цветовые профили (ICC)

Цветовым профилем называют набор данных, который содержит сведения о всех возможных оттенках при их вводе и выводе на различных устройствах. Проще говоря, это файл, который помогает определенному оттенку выглядеть одинаково как на экране телевизора или дисплее смартфона, так и на пачке молока, если вести речь о макете упаковки для него.

При подготовке макета в печать используются ICC-профили, которые могут различаться в зависимости от плотности используемой бумаги: coated — для мелованной, uncoated — для немелованной. В популярных графических редакторах (Photoshop и Illustrator) картинки переводятся в нужный цифровой профиль по отдельности — настройки нужно задавать для каждого экземпляра.

Цветовые профили
Слева — цветовой охват человеческого глаза. Справа — цветовые профили, которые соотносятся с ним и могут использоваться в полиграфии. Источник

Оверпринт

Если краску наносить в один прием, то на носителе разные участки цвета могут смешаться друг с другом. Яркий пример — акварельные рисунки: если нанести один оттенок, не дожидаясь высыхания второго, то при соприкосновении они смешаются и получится картина не с четкими линиями и чистыми цветами, а с не самыми ровными контурами и «грязью».

Аналогичные законы работают и в типографии. Чтобы избежать таких дефектов, в типографиях краску наносят поэтапно. Но при этом возникает другая проблема — на границе между разными цветами может появиться белая полоса из-за несовмещения оттенков. Для борьбы с этим дефектом используют оверпринт (overprint) — метод наложения цветов.

Пример оверпринта
Примеры картинок с оверпринтом и без него. Источник

При его использовании важно помнить о максимальном проценте наложения красок. На светлых участках картинки краски меньше всего, а на темных и насыщенных может находиться сразу все 4 цвета.

Иногда капли краски могут накладываться друг на друга, что может привести к их просачиванию на другую сторону бумажного листа. Чтобы этого избежать, при препрессе технологи задают Total Ink Limit — настройку, которая ограничивает суммарный процент используемых чернил для определенного участка изображения. Например, для рыхлой немелованной газетной бумаги устанавливается не более 300%, а для офсетной мелованной — не более 320%. 

Вылеты

Их еще можно назвать припусками. Вылеты нужны для подстраховки в процессе нарезки, ведь в типографиях используют не ножницы для каждого экземпляра, а промышленные ножи, которыми нарезаются целые стопки полиграфии. Если тираж продукции очень велик, а стопка огромна, отдельные листы в ней могут смещаться и линия реза может не попасть на окрашенный участок.

Вылет — это своеобразное продолжение фонового изображения: оно выходит за рамки обрезного формата макета для типографии. Все важные элементы (логотипы, номера страниц, контактные данные) нужно размещать внутри безопасной области, чтобы они точно не попали ни под нож, ни в сгиб будущей страницы. Размер вылета для визиток и иной мелкой полиграфии — не менее 2–3 мм, для многостраничных изданий — не менее 5 мм.

Вылеты и безопасная область
Наглядное изображение вылетов и безопасной области на примере визитной карточки. Источник

Формат для типографии

Не всю полиграфию можно распечатать из стандартного jpeg или png. Выбирать формат файла нужно, исходя из типа готовой продукции.

  • Многостраничные издания. Для печати журналов, книг и газет типографии могут использовать файлы в формате pdf. Их можно делать как много-, так и одностраничными (для каждой отдельной полосы). Подготовленные к печати страницы технолог соберет в спуск и запустит в печать. Далее листы будут обрезаны и сшиты скрепками или нитками.
  • Изделия без переплета. Упаковку, визитки, открытки дизайнеры, как правило, отрисовывают в Illustrator, Photoshop или CorelDRAW. Соответственно, типографии готовы печатать такие изделия из файлов в форматах ai, cdr или eps. Важно: готовый макет нужно сохранить в отдельный файл для типографии. Если понадобится внести какие-то изменения, то часть картинок придется заново внедрять в файл. 

Программы для допечатной подготовки

Технологи в типографиях могут использовать несколько программ в рамках препресса:

  • Adobe InDesign. Одна из наиболее популярных программ для препресса, в которой есть возможности для создания многостраничных макетов книг и журналов. Разработчики предусмотрели наличие инструментария для просмотра разрешения и чекинга цветового пространства растровых изображений;
  • QuarkXpress. Аналог предыдущего ПО, который массово применяется типографиями. В возможности программы заложены основные параметры для треппинга и оверпринта, инструменты для настройки суммарного покрытия красок и т.д.;
  • Adobe Illustrator. Любимая многими дизайнерами программа подходит для макетов-одностраничников: визиток, упаковок, буклетов и т.д. В ней удобно работать с векторной графикой, но при этом разработчики предусмотрели возможность внедрения растровых изображений;
  • CorelDRAW. Еще одна популярная программа для отрисовки макетов на небольших печатных изделиях. Привычна большинству дизайнеров, но в типографиях в ней работают далеко не всегда: часть технических параметров (к примеру, оверпринт 100% черного цвета) придется отслеживать и настраивать вручную. Это крайне неудобно при больших объемах работы. CorelDRAW позволяет задавать величину выпуска за обрез макета и записывать PS-файлы;
  • Adobe Photoshop. Классика жанра для всех, кто работает с созданием макетов упаковки, буклетов, обложек и прочей одностраничной полиграфической продукции. Adobe Photoshop идеален при обработке растровых изображений, а также позволяет сохранять файлы в форматах tiff и jpeg.

Требования типографий

Как уже упоминалось ранее, перед тем как сдавать макет на допечатную подготовку, необходимо удостовериться, что он полностью соответствует требованиям типографии. Их можно либо найти на сайте конкретной типографии, либо запросить по электронной почте. В перечень требований, как правило, включены указания по формату файлов, размещению дизайна, минимальной толщине линий, разрешению растровых элементов, размеру готового макета, а также параметры безопасной области, вылета и обрезного формата.

Отдельно стоит выделить шрифты: если надписи были сделаны в той же программе, которой пользуются технологи типографии, то макет можно оставить без изменений. В противном случае все надписи должны быть переведены в кривые. Отдельные требования и правила могут касаться макетов календарей, штампов, файлов для печати на конвертах и т.д.

Требования типографии
Требования могут быть оформлены в виде иллюстрации, но мы рекомендуем запрашивать их в текстовом формате, так как он более информативен. Источник

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент