пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Робототехника и креативная инженерия выпускницы Contented Полины Ховрачевой: искусство технологий будущего

Робототехника и креативная инженерия выпускницы Contented Полины Ховрачевой: искусство технологий будущего

В 2023 году Полина Ховрачева, студентка курса «Дизайнер интерактивных медиа», со своей командой выиграла хакатон по теме «Интернет вещей». Ее работа не останавливается: она преподает подросткам робототехнику и параллельно создает проекты для крупных заказчиков. Полина поделилась деталями подготовки к выставке для посольства Ирана, показала уже реализованные проекты и объяснила, почему инженеру важно знать детали программирования, креатива и project-менеджмента.

От костюмов для сцены до заброшенных инсталляций музыкального фестиваля

Полина Ховрачева

31 год

Город:
Сергиев Посад

Образование:
магистратура, «Энергоэффективность и надежность технологических машин, систем, приборов», красный диплом «Технологические машины и оборудование»

Работа:
студия креативного инжиниринга и робототехники в Сергиевом Посаде, преподаватель и автор проектов по креативному инжинирингу

Курс в Contented:
«Дизайнер интерактивных медиа»

Моя основная работа — креативный инжиниринг. Я разрабатываю кастомные светящиеся приборы для театров и шоу-бизнеса, создаю светящиеся костюмы и роботизированную одежду. У меня есть небольшая команда разработчиков и 3D-моделистов, часто нам помогают два производства, когда надо порезать что-то из алюминия или напечатать на принтере объект большого размера.

История создания костюма для рок-оперы «Воздух». Источник

В работе пользуюсь теми знаниями, которые получила на курсе «Дизайнер интерактивных медиа». Например, в проектах использую программу TouchDesigner для анимации костюмов на сцене. По сценарию костюмы одновременно мерцают или включаются по времени, а еще работают в синхроне с верхним светом.

Мерцающий костюм, который создала Полина. Источник

Во время учебы работа меня не оставляла. Я два раза брала академический отпуск именно перед модулем со светом, потому что появился запрос на интерактивные светодиодные лампы, которые управляются через приложение. В те моменты я концентрировалась на их производстве. 

В 2023 году на финишной прямой курса мы с командой выпускников проходили стажировку на музыкальном фестивале «Signal», который проходит в подмосковном арт-парке Никола-Ленивец на реке Угре. После стажировки я договорилась о сотрудничестве с владельцем базы отдыха «Авиатор» в Нижнем Новгороде, который до 2021 года принимал музыкальный фестиваль Alfa Future People. Сначала хотела выкупить у него фигуры зеркальных космонавтов, которые остались от фестиваля, а он предложил приехать в «Авиатор» и создать из них арт-инсталляции на территории отеля.

Мы выбрали время и приехали в «Авиатор», чтобы начать работы. В итоге проект не случился из-за финансовых проблем, но настрой покреативить не исчез. Мы ходили с лампочками, добавляли свет в фигуры, например в маску больших размеров. Получается, что совместили отдых и творчество.

Очень важная часть работы — взять программы от каждого элемента внутри конструкции и объединить их в единый организм, выступив в роли инженера-программиста.  

Однажды к нам пришел Политехнический музей с просьбой в середине проекта включиться в процесс и настроить управление 12 сложных экспонатов о физических процессах: эмуляцию электрического разряда, законы аэродинамики. Поэтому всегда важно изучать инженерию шире, в разных областях. 

Сказочная Персия

Сейчас разрабатываю объекты интерактивной выставки для посольства Ирана. Стилистика выставки — сказочная Персия пятого века до нашей эры. С одной стороны, в ней будет история Иранского государства, а с другой — современные креативные вставки для того, чтобы все объекты были «живыми». Я отвечаю за инсталляции с элементами робототехники. На одном из объектов посетители будут исследовать запахи Персии. Для этого художники придумали кувшины с кнопками. Зритель нажимает на кнопку, кувшин открывается, и человек чувствует запах. 

В планах еще несколько экспонатов:

  • Интерактивная 3D-карта в кубе, которая будет оживать благодаря светодиодам.
  • Путешествие по дворцу царя Дария с помощью VR-очков.
  • Реконструкция праздника Навруз (Персидский Новый год).
  • Достижения царей: канал Дария, понтонные мосты Дария и Ксеркса, система канализации и водоснабжения «Канат», дорога от Египта до Индии.
  • Зал сатрапов-руководителей Персии, который собран из 3D-мониторов.
  • Демон Ангра Манью в зале богов. Он будет собран в бесформенную субстанцию из жуков, насекомых, мух, змей и других земноводных. Затем он вырастет в высоту и бог Ахурамазда лучом поразит демона. 

В нашей команде 11 человек: 

  • Наталья, автор идеи;
  • Анастасия, продюсер;
  • Галина, художник-декоратор;
  • Оксана, художник по костюму; 
  • Георгий, художник по свету;
  • Константин и Юрий из продакшена XOvP, занимаются интерактивным контентом и съемками;
  • Тимур из проекта Air Inspire, создает голограммы;
  • Александр, менеджер по реализации проектов;
  • Я и Константин, отвечаем за роботизированные инсталляции и управление ими.
Команда проекта
Команда, которая готовит выставку сказочной Персии, на встрече в посольстве Ирана

Команда приезжала на два этапа обсуждений, теперь посольство Ирана ищет в Москве площадку для выставки. Как только всё утвердят, мы начнем работу.

Как робототехника развивается в Сергиевом Посаде

Пока большие заказы находятся в разработке, я показываю уже реализованные проекты своим ученикам в школе робототехники. Так они видят, что робототехника — это не скучно. 
Занятия проходят в небольшом учебном центре. За мной закрепилась команда ребят «Участники подвальной робототехники». В прошлом году мы выиграли хакатон со световой инсталляцией, а в этом году заняли второе место. Ребята создали макет города и оживили его с помощью светодиодной ленты. Подробнее о проекте Максим, один из создателей, рассказывает в видео.

Проект учеников Полины для хакатона. Источник

Раз в год я провожу фестиваль робототехники. После него ко мне приходят новые ученики. Кто-то уходит в инженерию, а кто-то остается со мной разрабатывать сайты и креативить внутри роботехники.

Кадры с фестиваля робототехники в Сергиевом Посаде. Источник

У меня есть ученики, которые только закончили девятый класс. Мы хотим съездить в Китай до того, как они выпустятся из школы, чтобы посетить мастер-классы в сфере робототехники, обменяться наработками и материалами. 

Сейчас сотрудничаем с производством роботов. Сотрудники производства пришли к нам с вопросом: «Удобно ли пользоваться нашим продуктом конечному потребителю»? Производство работает через тендерную систему, где обратной связи и взаимодействия с клиентом после отправки робота нет. Мои ученики берут их роботов, разбирают, собирают, анализируют, что было удобно и неудобно, а потом снимают видеообзоры. Так мы помогаем сделать роботов лучше. Видеообзоры можно посмотреть на YouTube-канале производства Hobots.

Часто роботы переходят к ученикам по наследству в собранном виде, чтобы потом изучить процесс программирования робота. Ребята не просто пишут код — они видят, как шевелится рука, моргают глаза и как работает весь цикл робота. 

Начинающие пишут код сами: берут двухколесного робота, изучают и оформляют весь цикл его работы. Потом осваивают базовый курс на платформе для разработки электронных устройств Arduino и переходят к библиотекам. В них уже есть код с заложенными умениями робота — ребята начинают его обучать нашим функциям, например ездить вперед или назад. 

В прошлом году к нам пришел инвестор и закупил китайских роботов с преднастроенной нейросетью, где у нее есть заложенные функции: распознавать QR-коды, лица, цвета и перемещаться по линии. У нас есть роботы паук, футболист и машинки. Наша задача — дообучить нейросеть. Мы учим ее выполнять наши функции, например хватать не все шарики красного цвета, а каждый третий. 

Еще к нам обращался музей роботов, чтобы создать роботизированную руку для экспоната. На выставке посетитель нажимает на одну из пяти кнопок, и рука выполняет определенный жест. 

Я всегда говорю ребятам, что технологии — это будущее, а робототехника — как раз одна из таких технологий. Всегда можно сделать какую-то кастомную вещь, которой нет ни у кого, добавить в нее интерактивное управление светом, голосом и другие эффекты. Можно быть не только инженером, но и найти себе применение практически в любой сфере деятельности, где нужны разработки, например в программировании, кино, работе со сценическим светом. С помощью технологий можно управлять будущим.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент